Назначение МРТ или КТ при головной боли у ребенка — один из самых тревожных вопросов для родителей. Когда ребенок жалуется на боль, первая мысль — о чем-то серьезном, и желание немедленно «просветить» голову кажется логичным. Однако в подавляющем большинстве случаев головные боли у детей носят доброкачественный характер и не требуют проведения нейровизуализации. Ключевая задача врача — отличить обычную мигрень или головную боль напряжения от симптомов, за которыми может скрываться более серьезная патология. Решение о необходимости магнитно-резонансной или компьютерной томографии принимается не на основании самого факта боли, а при наличии специфических настораживающих признаков, так называемых «красных флагов».
Когда головная боль у ребенка — не повод для паники
Далеко не каждая жалоба на головную боль является основанием для срочного обследования. Важно понимать, что большинство головных болей у детей и подростков — первичные. Это означает, что боль сама по себе и есть болезнь, а не симптом другого заболевания. К таким болям относятся прежде всего мигрень и головная боль напряжения.
Головная боль напряжения часто описывается как давящая, сжимающая, похожая на «обруч» или «каску». Она может быть связана с усталостью, эмоциональным перенапряжением или долгим нахождением в неудобной позе. Мигрень, в свою очередь, проявляется сильной, пульсирующей болью, часто с одной стороны головы, которая может сопровождаться тошнотой, рвотой, свето- и звукобоязнью. Иногда у ребенка есть «семейная история» — подобные боли встречаются у родителей или других близких родственников. Если характер головной боли укладывается в типичную картину первичной головной боли, а неврологический осмотр не выявляет никаких отклонений, врач, скорее всего, не станет назначать МРТ или КТ. В этом случае усилия будут направлены на подбор терапии и коррекцию образа жизни для контроля приступов.
«Красные флаги»: симптомы, при которых необходимо рассмотреть нейровизуализацию
Существует ряд настораживающих признаков, которые могут указывать на вторичный характер головной боли, то есть на то, что она вызвана другим заболеванием. Именно при их появлении детский невролог будет рассматривать вопрос о проведении магнитно-резонансной или компьютерной томографии. Эти симптомы называют «красными флагами».
Вот список ключевых настораживающих признаков, требующих пристального внимания:
- Очень сильная, «громоподобная» головная боль, возникшая внезапно и достигшая максимальной интенсивности за секунды или минуты.
- Изменение характера привычной головной боли: например, если мигрень стала значительно чаще, сильнее или перестала реагировать на привычные лекарства.
- Утренняя головная боль, которая будит ребенка ото сна, особенно если она сопровождается тошнотой или рвотой. Это может быть признаком повышения внутричерепного давления.
- Связь боли с физическим напряжением, таким как кашель, чихание или натуживание.
- Наличие очаговой неврологической симптоматики: слабость в руке или ноге, асимметрия лица, нарушение речи, двоение в глазах, шаткость походки, судороги.
- Изменения в поведении, личности или успеваемости в школе: резкое снижение концентрации, сонливость, апатия, нехарактерная для ребенка раздражительность.
- Головная боль у детей младше 5–6 лет, особенно если ребенок не может четко описать свои ощущения.
- Прогрессирующее ухудшение: боль со временем становится все сильнее и чаще, несмотря на лечение.
- Головная боль после травмы головы, особенно если она сопровождается потерей сознания, рвотой или сонливостью.
Наличие даже одного из этих признаков — это не повод для паники, а сигнал для обязательной и безотлагательной консультации с врачом, который определит необходимость и срочность проведения МРТ или КТ.
Магнитно-резонансная томография или компьютерная томография: в чем разница и что выберет врач
Когда решение о нейровизуализации принято, возникает следующий вопрос: какой метод выбрать — МРТ или КТ? Это не взаимозаменяемые процедуры, и у каждой есть свои показания. Выбор зависит от клинической ситуации и того, что именно врач хочет увидеть или исключить. Родителям важно понимать принципиальные различия между этими методами.
Для наглядности основные отличия представлены в таблице.
| Критерий | Магнитно-резонансная томография (МРТ) | Компьютерная томография (КТ) |
|---|---|---|
| Принцип работы | Использование сильного магнитного поля и радиоволн. Метод не связан с ионизирующим излучением. | Использование рентгеновского излучения. Аппарат делает серию снимков под разными углами. |
| Лучевая нагрузка | Отсутствует. Считается безопасным методом с точки зрения облучения. | Присутствует. Доза облучения оптимизирована и безопасна при проведении по показаниям, но ее стараются избегать у детей без острой необходимости. |
| Длительность процедуры | Дольше, от 20 до 60 минут. Требует полной неподвижности. | Очень быстро, сама процедура сканирования занимает несколько минут. |
| Информативность | Идеально подходит для визуализации мягких тканей: структуры головного мозга, выявления опухолей, воспалительных процессов, аномалий развития. | Лучше визуализирует костные структуры черепа, свежие кровоизлияния, используется при острых травмах головы. |
| Показания при головной боли | Плановое обследование при подозрении на опухоль, аномалию развития, демиелинизирующее заболевание. Метод выбора в большинстве неэкстренных ситуаций. | Экстренные ситуации: острая травма головы, подозрение на кровоизлияние (например, при «громоподобной» головной боли). |
Таким образом, в большинстве случаев, когда обследование проводится в плановом порядке для исключения структурных изменений мозга, предпочтение отдается магнитно-резонансной томографии из-за ее высокой информативности и отсутствия лучевой нагрузки. Компьютерная томография незаменима в экстренных ситуациях, когда важна скорость и нужно быстро исключить жизнеугрожающее состояние, например кровотечение после травмы.
Подготовка ребенка к исследованию: как снизить стресс
Процедура сканирования, особенно МРТ, может быть стрессом для ребенка. Громкий стук аппарата, необходимость лежать неподвижно в замкнутом пространстве пугают даже взрослых. Правильная подготовка помогает минимизировать негативные эмоции и успешно пройти обследование.
Для компьютерной томографии подготовка минимальна. Главное — объяснить ребенку, что нужно будет спокойно полежать несколько минут, пока «стол» будет двигаться, а вокруг него будет вращаться «большое кольцо». Процедура безболезненна и быстра.
Подготовка к магнитно-резонансной томографии требует большего внимания.
- Психологическая подготовка. Детям старшего возраста можно заранее объяснить суть процедуры. Расскажите, что аппарат будет громко «стучать», как барабан или молоточки. Можно предложить игру: представить себя космонавтом в ракете или капитаном подводной лодки. Во многих клиниках детям предлагают наушники с музыкой или мультфильмами.
- Отсутствие металла. Перед МРТ необходимо снять все металлические предметы: украшения, заколки, одежду с молниями и кнопками. О наличии у ребенка имплантов (например, в зубах или костях) нужно обязательно сообщить врачу.
- Необходимость неподвижности. Ключевое условие для получения качественных снимков МРТ — полная неподвижность. Если ребенок слишком мал (обычно до 5–6 лет) или очень тревожен и не может лежать спокойно, исследование проводят в состоянии медикаментозного сна (под седацией). Это стандартная и безопасная практика, которая проводится под контролем врача-анестезиолога. Не стоит бояться этой процедуры — она позволяет провести качественную диагностику без стресса для ребенка.
Что делать, если по результатам МРТ или КТ не найдено отклонений
Наиболее частый и благоприятный исход нейровизуализации при головной боли — это заключение об отсутствии структурных патологий. Для родителей это огромное облегчение. Однако головная боль при этом может никуда не исчезнуть. Что это означает?
Нормальный результат МРТ или КТ — это хорошая новость. Он позволяет исключить самые опасные причины головной боли: опухоли, аневризмы, последствия травм. Это подтверждает, что боль, скорее всего, носит первичный характер (мигрень, головная боль напряжения). В этом случае дальнейшая тактика заключается не в поиске «страшной причины», а в грамотном управлении самой болью. Врач сосредоточится на подборе эффективной схемы лечения для купирования приступов и профилактики их возникновения. Важным инструментом становится ведение дневника головной боли, где отмечается частота, интенсивность приступов и возможные провоцирующие факторы (триггеры), такие как определенные продукты, недостаток сна, стресс или физические нагрузки. Управление первичной головной болью — это кропотливая совместная работа врача, ребенка и его родителей.
Список литературы
- Клинические рекомендации «Мигрень». Разработчик: Всероссийское общество неврологов, Европейская федерация головной боли. Утверждены Минздравом РФ.
- The International Classification of Headache Disorders, 3rd edition (ICHD-3). Headache Classification Committee of the International Headache Society (IHS). Cephalalgia. 2018;38(1):1-211.
- Lewis D. W., Ashwal S., Hershey A., et al. Practice parameter: Pharmacological treatment of migraine headache in children and adolescents: Report of the American Academy of Neurology Quality Standards Subcommittee and the Child Neurology Society. Neurology. 2004;63(12):2215-2224.
- Гузева В.И. Детская неврология. Клинические рекомендации. — М.: МЕДпресс-информ, 2021. — 352 с.
- NICE guideline [NG150]. Headaches in over 12s: diagnosis and management. National Institute for Health and Care Excellence (UK). Published: 11 September 2012. Last updated: 28 June 2021.
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы детским неврологам
Все консультации детских неврологов
Как помочь ребенку с частыми головными болями?
Здравствуйте. Мой ребенок часто жалуется на головные боли,...
Высокое давление у подростка 14 лет
Дочь 14 лет стало плохо ушла в школе к медсестре давление 140/60...
Аутизм
Здравствуйте, есть подозрения на аутизм у дочери в 1,8.Проходя...
Врачи детские неврологи
Детский невролог
Астраханский государственный медицинский университет
Стаж работы: 8 л.
Детский невролог
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Стаж работы: 14 л.
Детский невролог, Невролог
Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера
Стаж работы: 30 л.
