Что делать родителям, когда у ребенка начался приступ тиков




Магомедова Айслу Шукуровна

Автор:

Магомедова Айслу Шукуровна

Детский невролог

09.11.2025
4 мин.

Когда у ребенка внезапно начинается приступ тиков, первая реакция родителя — это почти всегда тревога и растерянность. Важно понимать, что нервный тик — это непроизвольное, быстрое, повторяющееся движение или звук, который ребенок не может полностью контролировать. В подавляющем большинстве случаев тики не опасны для жизни и здоровья. Главная задача родителя в этот момент — создать для ребенка спокойную и поддерживающую обстановку, которая не усугубит состояние, а поможет нервной системе быстрее прийти в равновесие. Правильная реакция взрослых является ключевым фактором в управлении тикозными расстройствами.

Первый и главный шаг: сохраняйте спокойствие

Ваша реакция — это зеркало для ребенка. Паника, раздражение или испуг на вашем лице мгновенно передадутся ему, усилив его собственное напряжение и тревогу. А именно эмоциональное напряжение является одним из главных провокаторов и усилителей нервных тиков. Поэтому первое, что необходимо сделать, — это глубоко вздохнуть и взять себя в руки. Ваше внешнее спокойствие станет для ребенка сигналом, что ничего страшного не происходит, и поможет ему почувствовать себя в безопасности. Помните, что тикозные расстройства — это состояние, связанное с особенностями работы нервной системы, а не проявление непослушания или дурного поведения.

Что делать непосредственно во время приступа тиков: пошаговый план

Чтобы не навредить и помочь ребенку, важно действовать последовательно и деликатно. Избегайте пристального внимания к проявлениям тика, так как это может усилить его интенсивность. Вместо этого сосредоточьтесь на создании комфортной среды.

  • Не акцентируйте внимание. Самое важное правило — делать вид, что вы ничего не замечаете. Не смотрите пристально на ребенка, не комментируйте его движения или звуки, не просите его «прекратить» или «взять себя в руки». Ребенок не контролирует нервный тик, и такие просьбы лишь создают дополнительное чувство вины и тревоги.
  • Отвлеките ребенка. Мягко и ненавязчиво переключите его внимание на что-то другое. Предложите заняться спокойным делом, которое ему нравится: почитать книгу, собрать пазл, порисовать. Важно, чтобы это было предложение, а не приказ. Например: «Смотри, какую интересную гусеницу я нашел на листике, давай посмотрим вместе?».
  • Уменьшите сенсорную нагрузку. Если вы находитесь в шумном, ярко освещенном месте, постарайтесь увести ребенка в более спокойную обстановку. Приглушите свет, выключите громкую музыку или телевизор. Снижение потока внешних раздражителей помогает нервной системе успокоиться.
  • Предложите физический контакт, если он уместен. Если ваш ребенок любит объятия, можно спокойно обнять его или взять за руку. Однако некоторым детям во время приступа тиков прикосновения могут быть неприятны. Наблюдайте за реакцией и не настаивайте.
  • Наблюдайте и фиксируйте. Пока вы сохраняете спокойствие, незаметно для ребенка отметьте про себя: что это за тик (моргание, подергивание плечом, покашливание), как долго он длится, что ему предшествовало (усталость, просмотр мультфильмов, волнение). Эта информация будет очень ценна для врача-невролога.

Распространенные ошибки родителей и почему их нельзя допускать

Некоторые инстинктивные реакции родителей могут не только не помочь, но и значительно усугубить ситуацию, закрепляя тикозные расстройства и повышая уровень тревожности у ребенка. Важно осознавать эти ошибки, чтобы избегать их. В таблице ниже приведены частые неверные действия и их последствия.

Что делать нельзя Почему это вредно
Ругать, наказывать, стыдить Это вызывает у ребенка чувство вины и стыда за то, что он не может контролировать. Стресс от наказания только усиливает и удлиняет приступ тиков.
Требовать прекратить («Перестань дергаться!») Ребенок физически не может выполнить это требование. Попытки подавить тик силой воли приводят к колоссальному внутреннему напряжению, которое затем выливается в еще более сильный приступ.
Имитировать или пародировать тик Это унижает ребенка и может быть воспринято как издевательство. Такой подход разрушает доверие между вами и может привести к серьезным психологическим проблемам.
Обсуждать проблему при ребенке Даже если вам кажется, что ребенок не слушает, он впитывает вашу тревогу. Обсуждение его «проблемы» с другими взрослыми в его присутствии заставляет его чувствовать себя «не таким» и дефектным.
Предлагать вознаграждение за прекращение тика Это создает ложное впечатление, что тик — это то, чем можно управлять по желанию. Когда ребенок не сможет прекратить тик, он будет чувствовать себя неудачником, не оправдавшим ваших ожиданий.

Когда нервный тик у ребенка требует неотложной медицинской помощи

В большинстве случаев тикозные расстройства не являются экстренной ситуацией. Однако существуют «красные флаги», при появлении которых следует немедленно обратиться за медицинской помощью. Эти симптомы могут указывать на более серьезные состояния, например на эпилептический приступ, который внешне может напоминать сложный моторный тик.

  • Потеря сознания. Если во время непроизвольных движений ребенок теряет сознание, падает, не реагирует на обращение — это не нервный тик.
  • Судороги всего тела. Тики обычно локализованы в одной группе мышц (глаза, плечи), в то время как генерализованные судороги захватывают все тело.
  • Нарушение дыхания. Если вокализации или движения мешают ребенку нормально дышать, он синеет или задыхается.
  • Появление тиков после травмы головы. Если непроизвольные движения начались вскоре после падения или удара головой.
  • Сочетание с резким ухудшением общего состояния: высокая температура, рвота, сильная головная боль, спутанность сознания.

При наличии любого из этих признаков необходимо немедленно вызвать скорую помощь. В остальных случаях достаточно планового визита к детскому неврологу.

После приступа: анализ ситуации и подготовка к визиту к врачу

Когда приступ тиков прошел и ребенок успокоился, наступает время для анализа. Не нужно обсуждать это с ребенком, если он сам не начнет разговор. Ваша задача — собрать информацию для специалиста. Заведите дневник наблюдений, в котором будете фиксировать:

  • Дату и время возникновения тика.
  • Описание тика: какие мышцы задействованы (моргание, шмыганье носом, подергивание щеки) или какие звуки издаются.
  • Продолжительность эпизода.
  • Предшествующие события: усталость, эмоциональное возбуждение (радость или стресс), просмотр телевизора, игра на планшете, конфликт.
  • Общее состояние ребенка: жаловался ли на головную боль, усталость, плохо спал накануне.

Этот дневник поможет врачу увидеть полную картину, понять возможные триггеры и определить тип тикозного расстройства, что необходимо для выбора правильной тактики ведения и лечения.

Как объяснить происходящее самому ребенку и окружающим

Если ребенок уже достаточно взрослый и обеспокоен своими тиками, важно поговорить с ним. Объяснять нужно простым и понятным языком, без пугающих медицинских терминов. Можно сказать так: «Иногда наша нервная система немного устает и посылает лишние сигналы мышцам. Из-за этого твое тело делает движения, которые ты не хочешь. Это не опасно, это бывает у многих детей и обычно проходит. Мы с тобой поможем твоему организму отдохнуть и набраться сил».

Также важно подготовить короткое и нейтральное объяснение для окружающих (например, воспитателей в детском саду или учителей в школе). Сообщите им, что у ребенка есть особенность нервной системы, которая проявляется в виде непроизвольных движений, и попросите не акцентировать на этом внимание. Это поможет создать для ребенка комфортную социальную среду и избежать ненужных замечаний со стороны взрослых.

Список литературы

  1. Клинические рекомендации «Тики (тикозные расстройства) у детей». Разраб.: Союз педиатров России. — Москва, 2016.
  2. Заваденко Н. Н. Тики и синдром Туретта у детей. — М.: Издательство «Академия», 2005. — 234 с.
  3. Петрухин А. С. Детская неврология: учебник: в 2 т. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — Т. 1. — 272 с.
  4. Зыков В. П., Назарова Е. К. Диагностика и лечение тиков и синдрома Туретта у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2014. — № 3. — С. 16–24.
  5. Leckman, J. F., & Cohen, D. J. Tourette's Syndrome: Tics, Obsessions, Compulsions: Developmental Psychopathology and Clinical Care. — New York: John Wiley & Sons, 1999. — 464 p.
  6. Practice guideline recommendations summary: Treatment of tics in people with Tourette syndrome and chronic tic disorders. American Academy of Neurology (AAN). Published online May 7, 2019.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


Здравствуйте, подскажите пожалуйста, по результату ЭЭГ, есть ли у ребенка ЗПР?

Фоновая записьПродолжительность обследованияНад обоими...

Тонус ли

Здравствуйте. Малышке 7 с половиной месяцев. Когда лежит на спине...

Что делать, если у ребенка есть судороги?

Здравствуйте. У моего ребенка были судороги, и я не знаю, что с...

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.

Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.