Медикаментозная терапия СДВГ: препараты, назначаемые детским неврологом




Волдинцева Елена Петровна

Автор:

Волдинцева Елена Петровна

Детский невролог, Невролог

09.11.2025
8 мин.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нейробиологическое расстройство, которое проявляется стойкими трудностями с концентрацией внимания, избыточной активностью и импульсивностью. Эти симптомы значительно влияют на успеваемость в школе, отношения со сверстниками и функционирование ребенка в целом. В случаях, когда немедикаментозные методы оказываются недостаточными, детский невролог может рекомендовать медикаментозную терапию как часть комплексного подхода. Цель медикаментозного лечения СДВГ — уменьшить выраженность ключевых симптомов, чтобы ребенок мог лучше учиться, адаптироваться в социуме и развивать свои навыки. Подход к назначению препаратов всегда индивидуален, основывается на тщательной диагностике и непрерывном наблюдении за состоянием ребенка.

Почему медикаментозное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности может быть рекомендовано ребенку

Решение о назначении лекарственных средств при синдроме дефицита внимания и гиперактивности принимается после всесторонней оценки состояния ребенка и анализа его индивидуальных потребностей. Это важный шаг, который всегда должен быть обоснован. Медикаментозная терапия СДВГ рассматривается в тех случаях, когда симптомы значительно влияют на повседневную жизнь ребенка и семьи, несмотря на предпринятые психолого-педагогические и поведенческие вмешательства.

Основные причины для рассмотрения медикаментозного лечения включают:

  • Значительное нарушение функционирования. Если СДВГ приводит к серьезным проблемам в учебе (например, неспособность сосредоточиться на уроках, выполнять домашние задания), во взаимоотношениях со сверстниками (агрессивное или импульсивное поведение, трудности в соблюдении правил игры) или дома (постоянная неусидчивость, несоблюдение распорядка дня).
  • Неэффективность немедикаментозных методов. Часто первыми шагами являются поведенческая терапия, работа с психологом, изменение образовательной среды, обучение родителей специальным стратегиям. Если эти подходы не приносят ожидаемого улучшения или симптомы слишком выражены, медикаменты могут стать необходимым дополнением.
  • Снижение качества жизни. Постоянные трудности, связанные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, могут привести к снижению самооценки ребенка, развитию тревожности, депрессии или оппозиционного поведения. Лечение СДВГ направлено на улучшение общего самочувствия и психологического состояния.
  • Наличие сопутствующих расстройств. Нередко СДВГ сочетается с другими состояниями, такими как тревожные расстройства, тики или обсессивно-компульсивное расстройство. В таких случаях медикаментозное лечение может быть направлено как на основные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности, так и на сопутствующие проблемы.

Важно понимать, что медикаментозная терапия СДВГ — это не единственное решение, а инструмент, который помогает ребенку стать более восприимчивым к другим видам помощи, таким как психотерапия, логопедические занятия или школьные адаптации.

Основные группы препаратов для терапии СДВГ: глобальный подход и российская практика

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности медикаментозными средствами во всем мире базируется на применении определенных групп препаратов, которые воздействуют на нейромедиаторные системы головного мозга. Однако доступность и регистрация конкретных лекарств могут отличаться в зависимости от страны. В России подход к медикаментозной терапии СДВГ имеет свои особенности.

За рубежом наиболее широко используются две основные группы препаратов:

  • Стимуляторы центральной нервной системы (ЦНС). Эти препараты, такие как метилфенидат и амфетамины, являются наиболее изученными и эффективными в снижении ключевых симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Они увеличивают уровни дофамина и норадреналина в головном мозге, улучшая внимание, концентрацию и уменьшая импульсивность и гиперактивность. Однако в Российской Федерации использование психостимуляторов для лечения СДВГ не разрешено из-за законодательных ограничений, связанных с их оборотом.
  • Нестимулирующие препараты. Эта группа включает атомоксетин, гуанфацин и клонидин. Они действуют по другим механизмам, также влияя на нейромедиаторы, но без выраженного стимулирующего эффекта. Нестимуляторы считаются второй линией терапии или используются, когда стимуляторы не подходят или вызывают неприемлемые побочные эффекты.

В Российской Федерации основным зарегистрированным и широко применяемым препаратом для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей является атомоксетин. Это нестимулирующий препарат, который воздействует преимущественно на систему норадреналина, помогая улучшить концентрацию внимания и уменьшить импульсивность. Атомоксетин не относится к психостимуляторам и не вызывает зависимости, что делает его безопасным выбором для длительной терапии СДВГ.

Кроме атомоксетина, в некоторых случаях, особенно при наличии сопутствующих расстройств или недостаточной эффективности основного лечения, детский невролог или психиатр может рассмотреть назначение других препаратов "вне показаний", то есть не имеющих прямого официального показания к лечению СДВГ, но используемых в мировой практике или для коррекции сопутствующих симптомов. К таким могут относиться некоторые антидепрессанты (например, трициклические антидепрессанты) или альфа-2-агонисты (такие как клонидин, который может применяться для снижения гиперактивности и коррекции сна), но их применение всегда требует индивидуальной оценки соотношения пользы и рисков.

Атомоксетин: особенности применения при синдроме дефицита внимания и гиперактивности

Атомоксетин является одним из ключевых препаратов для медикаментозной терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности в России. Его действие направлено на селективное ингибирование обратного захвата норадреналина в головном мозге, что приводит к повышению уровня этого нейромедиатора в префронтальной коре – области, отвечающей за внимание, планирование и контроль импульсов.

Ключевые особенности применения атомоксетина при СДВГ:

  • Механизм действия. В отличие от психостимуляторов, атомоксетин не вызывает немедленного эффекта. Он постепенно накапливается в организме, и его терапевтическое действие развивается в течение нескольких недель. Это означает, что родителям и ребенку потребуется терпение, чтобы увидеть первые улучшения. Как правило, заметные изменения становятся видны через 2-4 недели регулярного приема.
  • Профиль безопасности. Атомоксетин хорошо изучен и имеет относительно благоприятный профиль безопасности. Он не вызывает привыкания и не приводит к формированию зависимости, что особенно важно при длительном лечении СДВГ у детей.
  • Дозировка. Начальная доза препарата обычно низкая и постепенно увеличивается под контролем врача (титрование) до достижения оптимального терапевтического эффекта с минимальными побочными явлениями. Это позволяет организму ребенка адаптироваться к лекарству.
  • Время приема. Атомоксетин принимается один или два раза в день, независимо от приема пищи. Важно строго следовать рекомендациям детского невролога относительно времени и дозировки.
  • Целевые симптомы. Препарат эффективно помогает справляться с трудностями концентрации внимания, снижает импульсивность и гиперактивность. Он может улучшать организационные навыки и способность к обучению.
  • Влияние на сопутствующие расстройства. Атомоксетин также может быть полезен при наличии сопутствующих тревожных расстройств или депрессивных состояний у детей с СДВГ, благодаря своему механизму действия.

Перед началом приема атомоксетина детский невролог проводит полное медицинское обследование, включая измерение артериального давления, пульса и оценку состояния сердечно-сосудистой системы, поскольку препарат может влиять на эти показатели. Регулярный мониторинг этих параметров важен на протяжении всего курса лечения.

Процесс назначения медикаментозной терапии: с чего начать и как контролировать

Начало медикаментозной терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности — это ответственный этап, требующий тесного сотрудничества между родителями, ребенком и детским неврологом. Важно понимать, что это не просто выписка рецепта, а полноценный терапевтический процесс.

Процесс назначения и контроля лечения СДВГ включает следующие шаги:

  • Тщательная диагностика и оценка. Прежде чем рекомендовать медикаменты, детский невролог проводит комплексную диагностику СДВГ, исключая другие возможные причины симптомов. Оценивается тяжесть проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности, наличие сопутствующих заболеваний, медицинский анамнез ребенка и семьи.
  • Обсуждение плана лечения. Врач подробно объясняет родителям, почему рекомендуется медикаментозное лечение, какие препараты будут использоваться, как они действуют, какие ожидаются результаты и возможные побочные эффекты. Родители имеют право задать все интересующие вопросы и выразить свои опасения.
  • Начало приема и титрование дозы. Лечение, как правило, начинается с минимальной дозы препарата. Затем, под регулярным контролем врача, доза постепенно увеличивается (титруется) до той, при которой достигается максимальный терапевтический эффект при минимальных побочных действиях. Этот процесс может занимать несколько недель и требует терпения.
  • Мониторинг эффективности. Родителям предлагается вести дневник наблюдения за состоянием ребенка, отмечая изменения в его поведении, внимании, уровне активности, успеваемости, а также любые побочные реакции. Эта информация очень ценна для врача при корректировке дозы.
  • Регулярные визиты к врачу. На этапе подбора дозы визиты к детскому неврологу проводятся чаще, чтобы отслеживать реакцию на препарат, контролировать побочные эффекты и при необходимости корректировать схему лечения. После стабилизации состояния регулярность визитов может быть уменьшена.
  • Оценка влияния на качество жизни. Важно не только снижение симптомов СДВГ, но и общее улучшение качества жизни ребенка – его настроения, самооценки, способности к обучению и общению.

Родителям необходимо строго следовать указаниям врача по дозировке и режиму приема препарата, не допуская самостоятельной отмены или изменения дозы. Открытое общение с детским неврологом – залог успешной и безопасной медикаментозной терапии.

Возможные побочные эффекты препаратов от СДВГ и как с ними справляться

Как и любые лекарственные средства, препараты для терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут вызывать побочные эффекты. Важно быть информированным о них, чтобы своевременно реагировать и обсуждать все изменения с детским неврологом. Большинство побочных эффектов носят временный характер и часто исчезают или уменьшаются по мере адаптации организма к препарату или при корректировке дозы.

Наиболее распространенные побочные эффекты атомоксетина включают:

  • Со стороны пищеварительной системы:
    • Снижение аппетита. Ребенок может есть меньше обычного. Постарайтесь предложить калорийную пищу в то время, когда действие препарата наименее выражено (например, утром до приема или вечером).
    • Тошнота, рвота, боли в животе. Эти симптомы чаще возникают в начале лечения и обычно проходят. Прием препарата во время еды может помочь уменьшить их выраженность.
  • Со стороны нервной системы:
    • Головная боль. Обычно легкая и временная.
    • Бессонница или трудности с засыпанием. В этом случае врач может скорректировать время приема препарата.
    • Повышенная утомляемость или сонливость.
    • Раздражительность или эмоциональная лабильность в начале лечения.
  • Со стороны сердечно-сосудистой системы:
    • Незначительное повышение артериального давления и частоты сердечных сокращений. Врач обязательно будет контролировать эти параметры.
  • Другие возможные побочные эффекты:
    • Потливость.
    • Головокружение.

Как справляться с побочными эффектами:

  1. Немедленно сообщите врачу. Если вы заметили какие-либо новые или усиливающиеся симптомы, необычное поведение или сильный дискомфорт у ребенка, не откладывая, свяжитесь с детским неврологом.
  2. Не прекращайте прием самостоятельно. Резкая отмена препарата может привести к возобновлению или усилению симптомов СДВГ, а также вызвать синдром отмены. Все изменения в схеме лечения должны обсуждаться с врачом.
  3. Ведение дневника наблюдений. Записывайте все изменения, включая время возникновения побочных эффектов, их продолжительность и интенсивность. Эта информация поможет врачу принять обоснованное решение о корректировке дозы или смене препарата.
  4. Коррекция режима и диеты. Иногда простые изменения в режиме дня или рационе могут помочь. Например, прием препарата с едой, распределение калорийности пищи, обеспечение достаточного сна.

Помните, что безопасность вашего ребенка является приоритетом. Врач всегда стремится подобрать оптимальную дозу, чтобы минимизировать побочные эффекты, сохраняя при этом эффективность терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Длительность медикаментозного лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности и критерии отмены

Вопрос о длительности медикаментозной терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности является одним из наиболее часто задаваемых родителями. Важно понимать, что СДВГ — это хроническое расстройство, и лечение может быть длительным, иногда продолжающимся в подростковом и даже взрослом возрасте. Однако это не означает, что ребенок будет принимать препараты постоянно без перерывов.

Основные принципы определения длительности лечения СДВГ:

  • Индивидуальный подход. Нет универсального срока для медикаментозного лечения. Решение о продолжительности приема препаратов принимается индивидуально, исходя из динамики состояния ребенка, его возраста, тяжести симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности и качества жизни.
  • Периодические оценки. Детский невролог регулярно оценивает необходимость продолжения терапии. Рекомендуется проводить "лекарственные каникулы" или пробные периоды без препаратов, особенно во время каникул или в менее стрессовые периоды, чтобы определить, нуждается ли ребенок в продолжении приема лекарств.
  • Критерии для рассмотрения отмены препарата:
    • Стойкое улучшение симптомов. Если симптомы СДВГ значительно уменьшились или полностью исчезли, и ребенок успешно справляется со школьными и социальными задачами без медикаментов в течение длительного времени.
    • Развитие компенсаторных навыков. Ребенок освоил стратегии самоконтроля, планирования, организации, благодаря которым он может эффективно функционировать без лекарственной поддержки.
    • Возрастные изменения. С возрастом у некоторых детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности происходит созревание головного мозга, и симптомы могут ослабевать.
    • Наличие неприемлемых побочных эффектов. Если побочные эффекты перевешивают терапевтическую пользу, врач может принять решение об отмене или замене препарата.

Процесс отмены препарата:

Отмена медикаментов всегда должна быть постепенной и проходить под контролем детского невролога. Резкое прекращение приема может привести к возвращению симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности или ухудшению состояния. Врач разработает индивидуальный план снижения дозы, чтобы организм ребенка плавно адаптировался. В этот период особенно важно внимательно наблюдать за поведением и состоянием ребенка, сообщая о любых изменениях врачу. Цель состоит в том, чтобы достичь стабильного улучшения, позволяющего ребенку успешно развиваться и жить полноценной жизнью.

Комбинированный подход: место лекарств в комплексной помощи при СДВГ

Медикаментозная терапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности, сколь бы эффективной она ни была, редко является единственным методом лечения. Наилучшие результаты при СДВГ достигаются при комплексном подходе, сочетающем фармакологическое лечение с поведенческой терапией, психолого-педагогической коррекцией и поддержкой в школьной среде.

Роль медикаментов в комплексной терапии СДВГ:

  • Создание базы для других вмешательств. Лекарства помогают значительно снизить основные симптомы СДВГ – невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Это позволяет ребенку быть более восприимчивым к обучению новым навыкам, внимательнее слушать инструкции психолога или педагога, лучше усваивать школьный материал. Без медикаментозной поддержки эффективность поведенческих и обучающих программ может быть значительно ниже.
  • Улучшение саморегуляции. Препараты помогают ребенку лучше контролировать свои эмоции и реакции, что способствует улучшению отношений со сверстниками и членами семьи, снижению конфликтности.
  • Повышение академической успеваемости. Улучшение концентрации внимания и снижение импульсивности непосредственно влияют на способность ребенка учиться, выполнять задания и достигать успехов в школе.

Ключевые компоненты комплексной помощи при синдроме дефицита внимания и гиперактивности включают:

  • Психосоциальные вмешательства:
    • Поведенческая терапия для ребенка: помогает осваивать навыки самоконтроля, планирования, организации, управления гневом и стрессом.
    • Тренинги для родителей: обучают эффективным стратегиям взаимодействия с ребенком с СДВГ, методам поощрения желаемого поведения и управления нежелательным.
    • Социальные навыки: развивают умения взаимодействовать со сверстниками, решать конфликты.
  • Образовательная поддержка:
    • Адаптация учебной программы и среды в школе (например, специальные места в классе, индивидуальные учебные планы, помощь тьютора).
    • Обучение учителей особенностям работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
  • Работа с психологом: помощь в преодолении тревожности, депрессии, низкой самооценки, которые часто сопутствуют СДВГ.

Взаимодействие всех специалистов – детского невролога, психолога, педагога, а также активное участие родителей – создает наиболее благоприятные условия для развития ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, помогая ему реализовать свой потенциал и адаптироваться к жизни.

Список литературы

  1. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Клинические рекомендации "Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей". 2023.
  2. Национальное руководство "Детская неврология". Под ред. В.И. Гусева, А.Б. Гехт. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.
  3. Американская академия педиатрии. Клиническое практическое руководство по диагностике, оценке и лечению синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей и подростков // Pediatrics. 2019.
  4. Национальный институт здравоохранения и совершенствования медицинской помощи (NICE). Руководство NG87: Синдром дефицита внимания и гиперактивности: диагностика и ведение. 2018.
  5. Руководство по детской психиатрии. Под ред. В.М. Башиной, В.Г. Каледы. — М.: МИА, 2005.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


Как помочь ребенку с частыми головными болями?

Здравствуйте. Мой ребенок часто жалуется на головные боли,...

Нервозность . Заикание . Не хочется идти как-то в горшок по большому

Мой мальчик  начали заикаться 4 года . Вот уже год как он...

Эпиактивность

Здравствуйте. Обратились к неврологу с жалобами на...

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.

Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.