Что такое мальформация Киари и почему она влияет на глотание и дыхание
Мальформация Киари (МК) — это группа врожденных аномалий развития головного мозга, при которых часть мозжечка (иногда вместе со стволом мозга) смещается ниже уровня большого затылочного отверстия в спинномозговой канал. Это смещение создает давление на ствол мозга, который контролирует множество важнейших функций организма, включая глотание и дыхание. В зависимости от типа мальформации Киари механизмы её воздействия на глотание и дыхание могут различаться:- Мальформация Киари I типа (МК I): Чаще всего характеризуется опущением миндалин мозжечка. Компрессия продолговатого мозга и нижних черепных нервов, таких как языкоглоточный (IX) и блуждающий (X) нервы, может приводить к нарушениям координации глотательного рефлекса и регуляции дыхания. Эти нервы иннервируют мышцы глотки, гортани и пищевода, а также участвуют в контроле дыхательного центра.
- Мальформация Киари II типа (МК II): Более сложная аномалия, часто сочетающаяся с миеломенингоцеле. При этом типе наблюдается значительное смещение не только мозжечка, но и ствола мозга, что приводит к более выраженной дисфункции стволовых структур. Это может вызывать серьезные нарушения дыхания (апноэ, стридор) и глотания (тяжелая дисфагия) даже у новорожденных.
Симптомы нарушения глотания у детей с мальформацией Киари
Нарушения глотания, или дисфагия, являются серьезным проявлением мальформации Киари у детей и могут иметь различные проявления. Родителям важно знать эти признаки, чтобы своевременно обратиться за помощью. Симптомы дисфагии при мальформации Киари могут проявляться следующим образом:- Поперхивание и кашель во время или после еды: Это один из наиболее очевидных признаков, указывающий на попадание пищи или жидкости в дыхательные пути. Такое явление опасно развитием аспирационной пневмонии.
- Медленное, затрудненное или неэффективное глотание: Ребенок может долго держать пищу во рту, совершать много глотательных движений для небольшой порции или испытывать видимые трудности при проглатывании.
- Отказ от еды или питья: Из-за дискомфорта, страха поперхнуться или усталости во время кормления ребенок может сопротивляться приему пищи.
- Слабый сосательный рефлекс у младенцев: У новорожденных и грудных детей мальформация Киари может проявляться неспособностью эффективно сосать грудь или бутылочку.
- Назальная регургитация: Попадание пищи или жидкости в носовые ходы во время глотания из-за нарушения закрытия носоглотки.
- Изменение голоса после еды: Может наблюдаться осиплость или "булькающий" голос, указывающий на остатки пищи или жидкости в гортани.
- Потеря веса или недостаточный набор веса: Длительные проблемы с глотанием приводят к недостаточному получению питательных веществ.
- Частые респираторные инфекции: Повторяющиеся эпизоды аспирации могут провоцировать пневмонии и бронхиты.
Нарушения дыхания при мальформации Киари: важные признаки
Проблемы с дыханием у ребенка с мальформацией Киари являются особенно тревожным признаком, поскольку они могут угрожать жизни. Компрессия ствола мозга, где расположены дыхательные центры, может приводить к различным нарушениям. Родителям необходимо знать следующие признаки нарушения дыхания:- Апноэ: Кратковременные остановки дыхания, особенно во сне, которые могут сопровождаться посинением кожных покровов (цианозом). Это один из наиболее опасных симптомов.
- Стридор: Шумное, свистящее дыхание, возникающее из-за сужения дыхательных путей, чаще всего гортани. Может быть инспираторным (при вдохе) или экспираторным (при выдохе).
- Учащенное или поверхностное дыхание: Ребенок может дышать чаще, чем обычно, или его дыхание может быть очень неглубоким.
- Затрудненное дыхание: Видимые усилия при дыхании, втяжение межреберных промежутков, надключичных ямок, раздувание крыльев носа.
- Храп, прерывистое дыхание во сне: Могут быть признаками обструкции верхних дыхательных путей или нарушения центральной регуляции дыхания.
- Слабый крик или плач у младенцев: Может указывать на слабость мышц гортани и голосовых связок, что также связано с иннервацией блуждающего нерва.
- Частые респираторные заболевания: Как и при дисфагии, ослабленный дыхательный рефлекс и нарушение отхождения мокроты могут способствовать частым инфекциям.
- Изменение цвета кожи (цианоз): Посинение губ, ногтей или кожи, указывающее на недостаток кислорода.
Неотложные действия при острых нарушениях глотания или дыхания
В ситуации, когда у ребенка с мальформацией Киари возникают острые проблемы с глотанием или дыханием, родителям необходимо действовать быстро и решительно, но при этом сохранять спокойствие.При острых нарушениях глотания (поперхивание, удушье)
Немедленно обеспечьте проходимость дыхательных путей и примите меры по удалению постороннего тела.Ваши действия должны включать:
- Сохраняйте спокойствие: Ваша паника передастся ребенку, что усложнит ситуацию.
- Оцените состояние ребенка: Может ли ребенок кашлять, говорить, издавать звуки? Если да, то поощряйте кашель.
- Помощь при поперхивании (при частичной непроходимости дыхательных путей):
- Младенцы (до 1 года): Положите ребенка на предплечье лицом вниз, поддерживая голову и шею. Нанесите пять быстрых, но несильных хлопков по спине между лопатками. Затем переверните ребенка на спину и сделайте пять надавливаний на грудину (в области чуть ниже линии сосков) двумя пальцами. Чередуйте эти действия до устранения обструкции или потери сознания.
- Дети старше 1 года: Выполните прием Геймлиха. Встаньте за спиной ребенка, обхватите его руками на уровне пупка. Сожмите одну руку в кулак, наложите её на живот ребенка чуть выше пупка, но ниже грудины. Другой рукой накройте кулак и резко надавите внутрь и вверх. Повторите пять раз.
- Вызовите скорую помощь: Если инородное тело не удаляется или состояние ребенка ухудшается, немедленно наберите "103" или "112".
При острых нарушениях дыхания (апноэ, выраженная одышка, цианоз)
Эти состояния требуют немедленной медицинской помощи и поддержания дыхания.Ваши действия должны быть следующими:
- Немедленно вызовите скорую помощь: Это первоочередная задача. Опишите диспетчеру состояние ребенка.
- Обеспечьте проходимость дыхательных путей:
- Положите ребенка на спину на твердую поверхность.
- Аккуратно запрокиньте голову назад и приподнимите подбородок (у младенцев запрокидывать голову нужно очень осторожно, чтобы не перерастянуть шею, достаточно слегка приподнять подбородок). Это поможет открыть дыхательные пути.
- Оцените дыхание: Если ребенок не дышит или дыхание очень поверхностное/неэффективное, начните искусственное дыхание.
- Младенцы: Закройте своим ртом рот и нос ребенка, сделайте два медленных вдоха. Следите, чтобы грудная клетка приподнималась.
- Дети старше 1 года: Закройте нос ребенка, плотно прижмите свой рот ко рту ребенка, сделайте два медленных вдоха.
- Если ребенок без сознания и нет признаков кровообращения (пульса): Начните сердечно-легочную реанимацию (СЛР), чередуя надавливания на грудную клетку и искусственное дыхание (30 надавливаний : 2 вдоха).
- Позиционирование: Если ребенок в сознании, но испытывает одышку, придайте ему полусидячее положение, чтобы облегчить дыхание.
Комплексный план действий при затрудненном глотании у ребенка
Управление затрудненным глотанием при мальформации Киари требует скоординированной работы команды специалистов и последовательного выполнения рекомендаций. Цель — обеспечить адекватное питание, предотвратить аспирацию и улучшить качество жизни ребенка.План действий включает следующие шаги:
1. Консультация с мультидисциплинарной командой
Ваш ребенок нуждается в оценке несколькими специалистами:
- Невролог/Нейрохирург: Оценит степень компрессии нервных структур и её влияние на глотательные функции, рассмотрит необходимость хирургического лечения.
- Логопед-дефектолог со специализацией по дисфагии: Проведет детальную оценку глотательной функции, определит тип и степень нарушения, разработает индивидуальный план коррекции.
- Детский гастроэнтеролог/Диетолог: Оценит пищевой статус ребенка, поможет подобрать адекватную диету и, при необходимости, альтернативные методы питания.
- Оториноларинголог (ЛОР): Исключит другие причины нарушения глотания и оценит состояние верхних дыхательных путей.
2. Диагностическая оценка глотания
Для определения точных причин и механизмов дисфагии могут быть назначены следующие исследования:
- Видеофлюороскопия глотания (рентген с барием): Позволяет в реальном времени наблюдать за прохождением пищи по пищеводу и выявлять нарушения глотания, такие как аспирация (попадание пищи в дыхательные пути).
- Фиброэндоскопическая оценка глотания (FEES): Введение тонкого эндоскопа через нос для визуализации гортани и глотки во время глотания, что позволяет оценить чувствительность и моторику.
3. Коррекция питания и методов кормления
После оценки специалисты дадут конкретные рекомендации по адаптации питания:
Изменение консистенции пищи:
- Загущение жидкостей: Часто жидкости легче аспирируются. Логопед может рекомендовать специальные загустители, чтобы сделать жидкости более густыми, напоминающими сироп или пудинг.
- Измельчение или пюрирование твердой пищи: Чтобы ребенку было легче проглатывать, пищу можно измельчать до однородной консистенции.
- Избегание смешанных консистенций: Например, суп с кусочками овощей может быть труднее для глотания, чем однородное пюре.
Позиционирование во время кормления:
- Вертикальное положение: Ребенок должен сидеть прямо (под углом 90 градусов) во время еды и оставаться в этом положении не менее 30 минут после.
- Поддержка головы и шеи: Обеспечьте стабильное положение головы и шеи, чтобы облегчить координацию глотания.
Техники кормления:
- Маленькие порции и медленный темп: Давайте еду небольшими порциями, делая паузы между глотками, чтобы дать ребенку время на переработку и проглатывание.
- Специальные ложки/бутылочки: Существуют адаптивные приспособления, которые могут облегчить процесс кормления.
- Упражнения для мышц глотки и лица: Логопед может показать специальные упражнения для укрепления и координации мышц, участвующих в глотании.
4. Нутритивная поддержка
Если ребенок не может получать достаточное количество питательных веществ через рот, могут быть рассмотрены альтернативные методы питания:
- Назогастральный зонд: Временное решение для подачи пищи непосредственно в желудок через тонкую трубку, введенную через нос.
- Гастростома: Хирургически установленная трубка, ведущая непосредственно в желудок. Это более долгосрочное решение, если проблемы с глотанием сохраняются.
Алгоритм действий при проблемах с дыханием у ребенка с мальформацией Киари
Нарушения дыхания при мальформации Киари требуют постоянного мониторинга и комплексного подхода. Важно не только реагировать на острые состояния, но и предпринимать профилактические меры для стабилизации дыхательной функции.Ваши действия должны включать следующие этапы:
1. Консультация с командой специалистов
Необходимо обследование у нескольких профильных врачей:
- Невролог/Нейрохирург: Оценит степень компрессии ствола мозга и необходимость хирургического вмешательства, чтобы уменьшить давление на дыхательные центры.
- Детский пульмонолог: Проведет оценку функции легких, исключит другие респираторные заболевания, даст рекомендации по поддержанию дыхательной функции.
- Оториноларинголог (ЛОР): Оценит состояние верхних дыхательных путей, голосовых связок, исключит обструктивные причины стридора или храпа.
- Сомнолог: При наличии апноэ во сне может потребоваться консультация для проведения полисомнографии и назначения соответствующего лечения.
2. Диагностика дыхательных нарушений
Для точной оценки могут быть рекомендованы следующие исследования:
- Полисомнография: Исследование сна, позволяющее выявить и оценить апноэ, гипопноэ (поверхностное дыхание) и другие нарушения дыхания во сне.
- Пульсоксиметрия: Неинвазивный метод измерения уровня насыщения крови кислородом, который может быть рекомендован для домашнего мониторинга.
- Рентген грудной клетки или КТ легких: Для исключения пневмонии или других патологий легких, особенно при частых респираторных инфекциях.
- Исследование функции внешнего дыхания (ФВД): Позволяет оценить объем легких и скорость воздушного потока.
3. Поддерживающая терапия и реабилитация
На основе диагностических данных разрабатывается индивидуальный план:
Позиционирование:
- Приподнятое положение головы и верхней части туловища во сне: Сон на боку или с приподнятым изголовьем может помочь уменьшить обструкцию дыхательных путей и облегчить дыхание.
- Избегание поз, усугубляющих симптомы: Некоторые положения тела могут увеличивать давление на ствол мозга или затруднять дыхание.
Поддержка проходимости дыхательных путей:
- Регулярная санация дыхательных путей: При наличии обильного секрета или затруднении отхаркивания.
- Физиотерапия грудной клетки: Методы, такие как перкуссионный массаж или постуральный дренаж, помогают очистить легкие от слизи.
Медикаментозное лечение:
- При необходимости могут быть назначены препараты для расширения бронхов, уменьшения отека дыхательных путей или лечения сопутствующих респираторных инфекций.
Специализированное оборудование:
- Кислородная терапия: При низких уровнях кислорода в крови может быть рекомендовано дополнительное поступление кислорода.
- СИПАП-терапия (CPAP) или БИПАП-терапия (BiPAP): Аппараты, которые создают постоянное положительное давление в дыхательных путях, чтобы предотвратить их спадение во время сна, особенно при апноэ.
Логопедические и дыхательные упражнения:
- Специалист может обучить ребенка и родителей упражнениям, направленным на укрепление дыхательной мускулатуры и улучшение контроля над дыханием.
Мониторинг:
- Домашний мониторинг: При наличии показаний может быть рекомендован домашний монитор дыхания или пульсоксиметр для своевременного выявления опасных состояний.
Когда необходимо экстренное обращение за медицинской помощью
Определенные симптомы и изменения в состоянии ребенка с мальформацией Киари, имеющего затруднения с глотанием и дыханием, требуют немедленного обращения за неотложной медицинской помощью. Родители должны быть осведомлены о "красных флагах", чтобы оперативно реагировать.Немедленно вызывайте скорую помощь при появлении следующих признаков:
- Полная остановка дыхания (апноэ): Если ребенок не дышит, немедленно начинайте сердечно-легочную реанимацию и вызывайте скорую.
- Выраженное затруднение дыхания: Быстро нарастающая одышка, синюшность губ или кожи (цианоз), втяжение межреберных промежутков, раздувание крыльев носа, неспособность говорить или плакать из-за затрудненного дыхания.
- Потеря сознания или его угнетение: Ребенок становится вялым, сонливым, не реагирует на внешние раздражители.
- Приступ удушья или сильное поперхивание: Если ребенок не может откашляться, синеет, и вы видите, что он задыхается.
- Резкое усиление стридора: Шумное дыхание становится значительно громче или появляется внезапно, сопровождаясь признаками дыхательной недостаточности.
- Признаки аспирационной пневмонии: Внезапное повышение температуры тела, кашель, учащенное дыхание, бледность или цианоз после эпизода поперхивания.
- Судороги: Любые судорожные припадки требуют немедленной медицинской оценки.
- Внезапная слабость или паралич: Неожиданное ослабление движений в конечностях или их полная потеря.
Список литературы
- Клинические рекомендации "Мальформация Киари у детей". Ассоциация нейрохирургов России.
- Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Гехт А.Б. Неврология: Национальное руководство. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. — С. 13-17, 345-348.
- Детская неврология: Учебник. Под ред. Гусева В.И., Скворцова А.А. — М.: МИА, 2015. — С. 210-215.
- Нейрохирургия. Национальное руководство. Под ред. Коновалова А.Н., Крылова В.В. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. — Т.1. — С. 450-465.
- Ларингология и фониатрия детского возраста. Под ред. Дайхеса Н.Б., Свистушкина В.М. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. — С. 189-201.
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы детским неврологам
Все консультации детских неврологов
Микроцефалия
Здравствуйте! Переживаю есть у ребёнка микроцефалия .. Сыну...
Ребёнок очень беспокойный
Здравствуйте, сыну 8,5 месяцев. С рождения беспокойный, дёргает...
ЗРР 6 лет
Здравствуйте. Дочери 6 лет, плохо разговаривает. По слогам слова...
Врачи детские неврологи
Детский невролог, Невролог
Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера
Стаж работы: 30 л.
Детский невролог
Астраханский государственный медицинский университет
Стаж работы: 8 л.
Детский невролог
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Стаж работы: 14 л.
