Расшифровка результатов ЭЭГ у ребенка при подозрении на дисфункцию




Волдинцева Елена Петровна

Автор:

Волдинцева Елена Петровна

Детский невролог, Невролог

10.11.2025
7 мин.

Получение результатов электроэнцефалографии (ЭЭГ) у ребенка, особенно при наличии подозрений на какую-либо дисфункцию головного мозга, часто становится источником тревоги и множества вопросов для родителей. Медицинские термины в заключении могут показаться непонятными и пугающими. Эта страница создана для того, чтобы помочь вам разобраться в основных понятиях и показателях электроэнцефалограммы, понять, что означают те или иные изменения, и какие шаги следует предпринять после получения заключения. Важно помнить, что хотя ЭЭГ дает ценную информацию о работе мозга, её интерпретация всегда должна проводиться квалифицированным специалистом в контексте полной клинической картины ребенка.

Основы электроэнцефалографии: что показывает ЭЭГ у ребенка

Электроэнцефалография, или сокращенно ЭЭГ, – это метод исследования электрической активности головного мозга. Мозг постоянно генерирует электрические импульсы, которые проявляются в виде мозговых волн различной частоты и амплитуды. Эти волны улавливаются специальными электродами, прикрепленными к коже головы, и записываются на бумаге или в цифровом виде. Основная задача электроэнцефалографии – выявить нарушения в работе нейронов головного мозга, которые могут быть связаны с различными неврологическими состояниями, задержками развития или поведенческими особенностями. У детей ЭЭГ особенно ценна, поскольку позволяет оценить созревание мозговых структур, их функциональное состояние и ритмичность работы.

Ключевые показатели ЭЭГ: как оценить фоновую активность мозга ребенка

При расшифровке результатов электроэнцефалографии врач-нейрофизиолог в первую очередь оценивает так называемую фоновую активность – это ритмы, которые преобладают в мозге ребенка в состоянии покоя, при закрытых глазах. Эти ритмы классифицируются по частоте и имеют определенные возрастные нормы. Отклонения от этих норм могут указывать на различные изменения в работе головного мозга.

Основные ритмы мозговой активности и их значение

В зависимости от частоты и функционального состояния мозга различают несколько типов мозговых волн, которые являются ключевыми показателями при оценке результатов электроэнцефалограммы:

  • Дельта-ритм (0,5–3 Гц): Эти медленные волны обычно регистрируются во время глубокого сна у взрослых и являются нормальным явлением у новорожденных и детей раннего возраста во время бодрствования. Их появление в состоянии бодрствования у более старших детей или взрослых может свидетельствовать о дисфункции мозга, например, о глубоком угнетении активности или очаговых поражениях.
  • Тета-ритм (4–7 Гц): Также относится к медленным волнам. Он преобладает у детей дошкольного возраста в состоянии бодрствования и является нормальным во время сна у всех возрастных групп. Избыточное количество тета-волн у старших детей в состоянии бодрствования может быть признаком незрелости мозговых структур, усталости, а также может наблюдаться при некоторых неврологических нарушениях и задержках развития.
  • Альфа-ритм (8–13 Гц): Это основной ритм бодрствующего мозга у взрослых и детей школьного возраста. Он наиболее выражен в затылочных отделах при закрытых глазах и исчезает при открывании глаз или умственной активности. Отклонения в альфа-ритме (недостаточная выраженность, асимметрия, замедление или ускорение) могут указывать на различные нарушения, включая дисфункцию подкорковых структур.
  • Бета-ритм (14–30 Гц): Быстрые волны, характерные для активного бодрствования, умственной работы, тревоги или приема некоторых медикаментов. Умеренное количество бета-волн является нормой. Избыточная выраженность бета-активности может быть связана с повышенной возбудимостью или приемом определенных препаратов, а их отсутствие – с угнетением корковой активности.

Возрастные особенности фоновой активности

Очень важно учитывать возраст ребенка при оценке электроэнцефалограммы, поскольку нормы мозговой активности значительно меняются по мере созревания нервной системы. То, что является нормой для младенца, может быть признаком серьезных нарушений у школьника.

Врач-нейрофизиолог, расшифровывая ЭЭГ, всегда соотносит полученные данные с возрастными таблицами и этапами развития мозга. Например, у новорожденных преобладают медленные дельта- и тета-волны, а альфа-ритм формируется постепенно и становится доминирующим к школьному возрасту.

Понимание возрастных норм позволяет избежать ложных заключений и правильно оценить степень зрелости и функционального состояния головного мозга ребенка. Отсутствие или задержка формирования возрастных ритмов, или, наоборот, их преждевременное появление, могут указывать на незрелость или функциональную дисфункцию.

Что означает "дисфункция" в заключении ЭЭГ и другие настораживающие изменения

Когда в заключении электроэнцефалограммы появляются термины, указывающие на "дисфункцию" или "изменения", это, безусловно, вызывает беспокойство. Эти формулировки означают, что электрическая активность головного мозга отличается от возрастной нормы, и такие отклонения могут быть связаны с различными состояниями.

Расшифровка ключевых патологических паттернов ЭЭГ

Рассмотрим наиболее частые и важные типы изменений, которые могут быть обнаружены на ЭЭГ:

Термин в заключении ЭЭГ Что это означает Возможные клинические сопоставления
Дисфункция диэнцефально-стволовых структур / срединных структур Нарушение работы глубоких отделов мозга (таламус, гипоталамус, мозговой ствол), которые регулируют ритмы сна-бодрствования, эмоциональное состояние, вегетативные функции. Проявляется изменением организации основной активности (дезорганизация, снижение частоты, нерегулярность). Вегетативные нарушения, поведенческие проблемы, нарушения сна, головные боли, задержки развития.
Эпилептиформная активность Вспышки острых волн, пиков, комплексов пик-волна или острых-медленных волн. Является прямым признаком повышенной судорожной готовности головного мозга. Может быть очаговой (в определенной области) или генерализованной (по всему мозгу). Высокий риск развития эпилептических приступов или уже имеющаяся эпилепсия. Может наблюдаться и при отсутствии приступов (бессимптомная эпилептиформная активность).
Пароксизмальная активность Внезапные, кратковременные вспышки аномальных ритмов или комплексов, отличающихся от фоновой активности. Может быть эпилептиформной, но также может проявляться в виде других аномальных вспышек. Повышенная возбудимость мозга, склонность к пароксизмальным состояниям (необязательно эпилептическим, но требующим внимания), мигрени, синкопальные состояния.
Диффузные изменения биоэлектрической активности Изменения, затрагивающие обширные области головного мозга. Часто проявляются в виде замедления основной активности (преобладание медленных дельта- или тета-волн), снижения амплитуды или дезорганизации ритмов. Последствия перенесенных инфекций (менингит, энцефалит), гипоксически-ишемического поражения, интоксикации, обменных нарушений, травм. Могут быть связаны с общим неблагополучием центральной нервной системы.
Очаговые изменения Аномальная активность, которая четко локализуется в одной или нескольких областях головного мозга (например, в височной или лобной доле). Могут проявляться в виде замедления ритма, усиления медленных волн или эпилептиформной активности в конкретной зоне. Последствия травм, перенесенных инсультов, локальных воспалительных процессов, аномалий развития, опухолей. Могут быть источником фокальных эпилептических приступов.
Дезорганизация ритма Нарушение нормального паттерна мозговых волн: ритмы нечеткие, асимметричные, плохо модулированы, отсутствуют или смешаны с патологическими волнами. Незрелость мозга, нарушения созревания, последствия перинатальных поражений, функциональные расстройства, повышенная возбудимость.
Снижение порога судорожной готовности Общая тенденция мозга к генерации судорожных разрядов, даже если явной эпилептиформной активности нет. Может проявляться усилением патологических реакций на функциональные пробы. Риск развития судорог при определенных условиях (например, при повышении температуры, стрессе). Требует наблюдения.

Важно понимать, что наличие любого из этих изменений не всегда означает наличие серьезного заболевания. Некоторые изменения могут быть функциональными, связаны с возрастной незрелостью нервной системы, усталостью или стрессом. Однако они всегда требуют внимательного анализа со стороны специалиста.

Влияние функциональных проб на результаты электроэнцефалографии

Для более полной оценки функционального состояния головного мозга, помимо записи ЭЭГ в покое, во время исследования проводятся так называемые функциональные пробы. Они позволяют спровоцировать и выявить скрытые нарушения, которые могут быть не видны в обычном состоянии.

Основные виды функциональных проб и их цель

  • Фотостимуляция (ритмическая световая стимуляция):

    Во время этой пробы ребенку предлагается смотреть на мигающий свет с разной частотой. В норме мозг должен "усваивать" ритм мигания, то есть на ЭЭГ будет регистрироваться ритм, соответствующий частоте стимуляции. Нарушение усвоения ритма или, наоборот, появление патологической реакции (фотопароксизмальный ответ) может указывать на повышенную возбудимость мозга или предрасположенность к эпилептическим приступам, особенно при некоторых формах эпилепсии.

  • Гипервентиляция (глубокое и частое дыхание):

    Ребенка просят в течение 3–5 минут глубоко и часто дышать. Гипервентиляция приводит к изменению газового состава крови и сужению сосудов головного мозга, что может спровоцировать скрытую эпилептиформную активность или усилить уже имеющиеся медленные волны. Эта проба особенно чувствительна для выявления абсансных форм эпилепсии.

  • Сон и депривация сна:

    Запись электроэнцефалограммы во время естественного сна или после частичной депривации (недосыпания) часто является наиболее информативной для выявления эпилептиформной активности. Многие эпилептические разряды проявляются именно во сне или при переходе между состояниями сна и бодрствования. Депривация сна усиливает готовность мозга к таким проявлениям, делая их более заметными на ЭЭГ.

Результаты этих проб помогают неврологу определить степень возбудимости мозга, выявить скрытые патологические паттерны и уточнить тип предполагаемой дисфункции. Именно поэтому важно проводить ЭЭГ с полным набором функциональных проб, если это рекомендовано врачом.

Когда ЭЭГ может быть "неинформативной": причины и возможные артефакты

Иногда в заключении электроэнцефалограммы можно встретить формулировку о недостаточной информативности исследования. Это может быть связано с различными причинами, и важно понимать, что это не всегда означает отсутствие проблемы, а скорее невозможность её адекватной оценки в данном конкретном исследовании.

Факторы, снижающие информативность ЭЭГ

К наиболее частым причинам недостаточной информативности электроэнцефалограммы относятся:

  • Артефакты: Это любые электрические сигналы, которые не исходят от головного мозга, но записываются аппаратом и маскируют истинную активность. Они могут быть вызваны:
    • Движениями ребенка (моргание, жевание, движения головой, дрожь).
    • Напряжением мышц (например, при плаче или беспокойстве).
    • Электрическим шумом от других приборов в помещении.
    • Плохим контактом электродов с кожей головы.

    При большом количестве артефактов становится крайне сложно выделить и проанализировать истинные мозговые ритмы, что делает расшифровку ЭЭГ затруднительной или невозможной.

  • Недостаточное сотрудничество ребенка: Для получения качественной ЭЭГ важно, чтобы ребенок был максимально спокоен, лежал неподвижно и выполнял инструкции (например, открывал/закрывал глаза, дышал). У очень маленьких, возбужденных или испуганных детей это часто представляет проблему. В таких случаях может потребоваться ЭЭГ во сне или с применением седации (по согласованию с врачом и при наличии показаний).
  • Недостаточное время записи: Некоторые изменения активности мозга носят преходящий характер и могут проявляться не постоянно. Короткая запись ЭЭГ (менее 20–30 минут) может просто не "поймать" эти моменты. В некоторых случаях требуется длительный видео-ЭЭГ мониторинг (несколько часов или даже суток) для выявления редких событий.
  • Неподходящие условия проведения: Недостаточное затемнение комнаты, посторонние звуки, холод или другие дискомфортные условия могут влиять на состояние ребенка и, соответственно, на качество записи электроэнцефалограммы.

Если ЭЭГ оказалась неинформативной, это повод для повторного исследования с учетом выявленных проблем (например, более длительная запись, запись во сне, тщательная подготовка ребенка) или для рассмотрения других методов диагностики.

Комплексный подход: что делать после получения заключения ЭЭГ у ребенка

Получив на руки заключение электроэнцефалографии, многие родители испытывают растерянность. Главное, что необходимо помнить: само по себе заключение ЭЭГ – это лишь часть диагностической головоломки. Оно должно быть интерпретировано врачом-неврологом в совокупности с клинической картиной, анамнезом жизни ребенка, результатами других обследований.

Ваши дальнейшие действия после получения результатов электроэнцефалограммы:

  1. Запишитесь на консультацию к неврологу: Это самый важный шаг. Только детский невролог может правильно соотнести данные ЭЭГ с общим состоянием ребенка, его жалобами, особенностями развития и поведенческими проявлениями. Нередко даже при наличии некоторых отклонений на ЭЭГ, если у ребенка нет никаких клинических проявлений, лечение может не потребоваться, а будет рекомендовано только наблюдение. И наоборот, при выраженных клинических симптомах, но "чистой" ЭЭГ, врач будет искать другие причины состояния.
  2. Подготовьте список вопросов: Перед приемом у врача запишите все свои вопросы по поводу результатов электроэнцефалограммы. Например:
    • Что именно означают изменения, указанные в заключении?
    • Насколько серьезны эти изменения для моего ребенка?
    • Каковы возможные последствия этих изменений в будущем?
    • Какие дополнительные обследования могут потребоваться (например, МРТ головного мозга, консультация генетика)?
    • Нужно ли проводить повторную ЭЭГ и когда?
    • Существуют ли какие-либо ограничения или рекомендации по образу жизни ребенка?
    • Требуется ли медикаментозное лечение или другие виды терапии (например, физиотерапия, занятия с логопедом, психологом)?
  3. Обсудите план дальнейших действий: Невролог разработает индивидуальный план наблюдения и/или лечения. Это может включать:
    • Динамическое наблюдение: Регулярные осмотры и, возможно, повторные ЭЭГ для контроля за динамикой изменений.
    • Дополнительные исследования: Например, нейровизуализация (МРТ, КТ) для исключения структурных изменений головного мозга, генетические тесты, анализы крови.
    • Медикаментозное лечение: В случаях подтвержденной эпилепсии или других неврологических расстройств.
    • Реабилитационные мероприятия: Занятия с коррекционными педагогами, логопедами, психологами, ЛФК, массаж – если изменения на ЭЭГ сочетаются с задержками развития или поведенческими проблемами.

Помните, что заключение ЭЭГ – это не приговор, а инструмент, помогающий специалисту лучше понять работу головного мозга вашего ребенка и выбрать наиболее эффективную стратегию помощи. Доверяйте своему врачу и не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы.

Список литературы

  1. Зенков Л.Р. Клиническая электроэнцефалография (с элементами эпилептологии). М.: МЕДпресс-информ, 2004.
  2. Мухин К.Ю., Петрухин А.С. Диагностика и лечение эпилепсии у детей и подростков. М.: Медицина, 2010.
  3. Гузева В.И. Детская неврология. Руководство для врачей. М.: МИА, 2022.
  4. Niedermeyer's Electroencephalography: Basic Principles, Clinical Applications, and Related Fields. Edited by Donald L. Schomer, Fernando Lopes da Silva. Lippincott Williams & Wilkins, 2018.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


Когитум

Добрый день. Принимаем Когитум 2 недели по назначению врача с...

Результат ЭЭГ

Здравствуйте, по результату ЭЭГ нужно ли ребенку...

Что делать, если у ребенка есть судороги?

Здравствуйте. У моего ребенка были судороги, и я не знаю, что с...

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.

Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.