Проблемы с речью и письмом — одно из самых тревожных последствий, с которыми сталкиваются дети с хореей, и это напрямую влияет на школьную успеваемость. Когда родители и учителя видят, что ребенок пишет с ошибками, неразборчиво или говорит невнятно, они могут ошибочно принять это за невнимательность или отсутствие старания. Однако в основе этих трудностей лежит неврологическое расстройство, требующее особого понимания и подхода. Важно осознать, что эти сложности не являются отражением интеллектуальных способностей ребенка, а представляют собой прямое проявление заболевания, которое затрагивает контроль над движениями, в том числе и теми, что необходимы для артикуляции и письма.
Что такое хорея и почему она мешает учебе
Хорея — это неврологический синдром, который проявляется непроизвольными, быстрыми, порывистыми и неритмичными движениями различных частей тела. Эти движения невозможно контролировать силой воли, и они могут затрагивать мышцы лица, конечностей и туловища. Для успешного обучения в школе ребенку необходим точный моторный контроль, который позволяет четко говорить и аккуратно писать. Именно этот контроль и нарушают гиперкинезы (избыточные движения), характерные для хореи.
Влияние на учебу происходит по нескольким направлениям:
- Нарушение артикуляции. Непроизвольные движения мышц языка, губ, мягкого нёба и диафрагмы делают речь смазанной, прерывистой и нечеткой.
- Нарушение мелкой моторики. Гиперкинезы в мышцах кистей и пальцев мешают ребенку правильно держать ручку, выводить буквы и контролировать нажим, что приводит к серьезным проблемам с письмом.
- Снижение концентрации внимания. Постоянная двигательная активность и необходимость подавлять непроизвольные движения истощают нервную систему, из-за чего ребенку становится трудно сосредотачиваться на уроках и выполнении заданий.
- Эмоциональные и психологические трудности. Ребенок осознает свои особенности, что может вызывать стеснение, тревогу и нежелание отвечать у доски или общаться со сверстниками, приводя к социальной изоляции.
Как гиперкинезы влияют на устную речь: дизартрия
Нарушение речи при хорее называется хореической дизартрией. Это расстройство произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Проще говоря, мозг не может послать точные и скоординированные сигналы мышцам, ответственным за произнесение звуков. В отличие от других речевых нарушений, при дизартрии проблема не в понимании языка или подборе слов, а именно в физической возможности их произнести.
Чтобы лучше понять, с какими трудностями сталкивается ребенок, вот основные проявления хореической дизартрии:
- Нечеткость произношения. Звуки и слова кажутся «смазанными», речь становится невнятной.
- Переменчивый темп и ритм. Речь может быть то быстрой и сбивчивой, то внезапно замедляться. Часто наблюдаются непроизвольные паузы.
- Проблемы с громкостью. Голос может внезапно становиться то тише, то громче, без связи со смыслом высказывания.
- Нарушение речевого дыхания. Из-за непроизвольных сокращений диафрагмы и межреберных мышц дыхание становится прерывистым, что заставляет ребенка говорить на вдохе или делать резкие вдохи посреди фразы.
- Изменение интонации. Речь может терять свою мелодичность и выразительность, становиться монотонной или, наоборот, иметь неуместные акценты.
Эти проявления делают устные ответы в классе настоящим испытанием. Ребенок может знать правильный ответ, но быть не в состоянии его четко сформулировать, что часто неверно трактуется учителями как неуверенность или незнание материала.
Трудности с письмом: почерк и дисграфия при хорее
Проблемы с письмом, или дисграфия, при хорее также имеют моторную природу. Непроизвольные движения рук мешают выполнять тонкие и точные действия, необходимые для написания букв. Почерк ребенка становится не просто плохим, а хаотичным и нестабильным. Даже в пределах одного слова буквы могут быть разного размера, с разным наклоном и нажимом.
Для наглядности приведем сравнительную таблицу, которая поможет отличить обычные трудности с почерком от проблем, вызванных хореей.
| Признак | Обычные трудности с почерком | Проблемы с письмом при хорее (моторная дисграфия) |
|---|---|---|
| Стабильность почерка | Почерк может быть некрасивым, но он относительно стабилен. Ребенок пишет примерно одинаково сегодня и завтра. | Крайняя нестабильность. Почерк может сильно меняться даже в течение одного урока. Появляются «дрожащие» линии, резкие штрихи. |
| Размер и наклон букв | Буквы могут быть неровными, но в целом сохраняют заданный размер и наклон. | Резкие колебания размера и наклона букв, часто в пределах одного слова. Буквы «пляшут». |
| Нажим на ручку | Может быть слишком сильным или слабым, но он относительно постоянен. | Нажим неравномерный: то очень сильный, продавливающий бумагу, то едва заметный. |
| Темп письма | Ребенок пишет медленно, но равномерно. | Темп прерывистый. Ребенок может замирать, а затем делать резкое, быстрое движение. |
| Утомляемость | Усталость наступает постепенно, после длительной письменной работы. | Быстрая и выраженная утомляемость. Ребенок жалуется на боль в руке уже через несколько минут письма. |
Важно понимать, что дисграфия при хорее не связана с нарушением правил орфографии. Ребенок может отлично знать правила, но физически не быть в состоянии написать слово правильно из-за моторных трудностей.
Не только движения: когнитивные и эмоциональные аспекты
Влияние хореи на школьную успеваемость не ограничивается речью и письмом. Часто заболевание затрагивает и другие функции мозга. У детей могут наблюдаться трудности с концентрацией внимания, проблемы с исполнительными функциями (планирование, организация своей деятельности, самоконтроль) и кратковременной памятью. Ребенку становится сложно удерживать в голове многоступенчатую инструкцию учителя, планировать выполнение домашнего задания или переключаться с одного вида деятельности на другой.
На этом фоне развиваются вторичные эмоциональные проблемы. Постоянная борьба с собственным телом, неудачи в учебе и возможные насмешки со стороны сверстников приводят к снижению самооценки, развитию тревожности и даже депрессивных состояний. Ребенок начинает избегать школы, боится отвечать у доски, замыкается в себе. Этот психологический груз еще больше снижает успеваемость, создавая замкнутый круг.
Стратегии помощи ребенку: комплексный подход
Помощь ребенку с хореей должна быть комплексной и включать усилия родителей, врачей, педагогов и других специалистов. Основная цель — не заставить ребенка делать то, что ему физически трудно, а создать условия, в которых его заболевание будет минимально влиять на процесс обучения и качество жизни.
Вот ключевые направления работы:
- Медицинское сопровождение. Основа всего — адекватное лечение основного заболевания под контролем детского невролога. Правильно подобранная терапия может значительно уменьшить выраженность гиперкинезов и улучшить моторный контроль.
- Занятия с логопедом-дефектологом. Специалист поможет развить контроль над мышцами речевого аппарата с помощью специальной артикуляционной и дыхательной гимнастики, а также подберет упражнения для улучшения дикции.
- Эрготерапия и развитие мелкой моторики. Эрготерапевт может порекомендовать адаптированные письменные принадлежности (утяжеленные ручки, специальные насадки), научить ребенка правильному положению тела при письме и предложить упражнения для укрепления мышц кисти.
- Психологическая поддержка. Работа с психологом поможет ребенку принять свои особенности, справиться с тревогой, повысить самооценку и научиться выстраивать отношения со сверстниками.
- Взаимодействие со школой. Крайне важно наладить диалог с учителями и школьной администрацией. Объясните им суть заболевания, расскажите о трудностях ребенка. Возможные адаптации учебного процесса могут включать:
- Возможность устных ответов вместо письменных контрольных.
- Предоставление дополнительного времени на выполнение заданий.
- Использование компьютера или планшета для письменных работ.
- Оценка работы не за каллиграфию, а за содержание и грамотность.
- Доброжелательная и поддерживающая атмосфера в классе.
Терпение, понимание и скоординированные действия всех взрослых, окружающих ребенка, — ключ к тому, чтобы помочь ему успешно учиться и чувствовать себя уверенно, несмотря на заболевание.
Список литературы
- Гузева В.И. Неврология детского возраста: учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 560 с.
- Бадалян Л.О. Детская неврология: Учебник для студентов педиатр. фак. мед. ин-тов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1984. — 576 с.
- Клинические рекомендации «Острая ревматическая лихорадка у детей». Разработчик: Союз педиатров России. Утверждены Минздравом РФ. — 2021.
- Swaiman K.F., Ashwal S., Ferriero D.M., Schor N.F. Swaiman's Pediatric Neurology: Principles and Practice. — 6th ed. — Elsevier, 2017. — 1280 p.
- Singer H.S., Mink J.W., Gilbert D.L., Jankovic J. Movement Disorders in Childhood. — 2nd ed. — Academic Press, 2015. — 482 p.
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы детским неврологам
Все консультации детских неврологов
Когитум
Добрый день. Принимаем Когитум 2 недели по назначению врача с...
Результат ЭЭГ
Здравствуйте, по результату ЭЭГ нужно ли ребенку...
Малыш не реагирует
Здравствуйте, малышу 1 год, не откликается на имя, не реагирует на...
Врачи детские неврологи
Детский невролог
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Стаж работы: 14 л.
Детский невролог
Астраханский государственный медицинский университет
Стаж работы: 8 л.
Детский невролог, Невролог
Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера
Стаж работы: 30 л.
