Что такое дисфагия при миотонической дистрофии и чем она опасна
Дисфагия, или затруднение глотания, у детей с миотонической дистрофией (МД) возникает из-за слабости мышц лица, языка, глотки и пищевода, которые задействованы в сложном акте глотания. Миотоническая дистрофия характеризуется мышечной слабостью и миотонией — замедленным расслаблением мышц после их сокращения. Эти факторы нарушают координацию движений, необходимых для безопасного и эффективного переноса пищи изо рта в желудок. Проблемы могут возникать на любой стадии глотательного процесса: от формирования пищевого комка во рту до прохождения пищи по пищеводу. Основные опасности дисфагии включают:- Аспирация: Попадание пищи или жидкости в дыхательные пути. Это может привести к частым респираторным инфекциям, пневмонии, а в тяжелых случаях — к асфиксии. Родителей часто беспокоит риск задыхания, и это опасение обосновано. Важно понимать, что аспирация не всегда проявляется выраженным кашлем; иногда она может быть "тихой" и проявляться только последующей температурой или одышкой.
- Недостаточное питание (мальнутриция) и обезвоживание: Ребенку становится трудно или больно есть, процесс приема пищи затягивается, он быстро устает. Как следствие, потребляется недостаточное количество калорий и жидкости, что критически важно для роста и развития.
- Подавление аппетита и отказ от еды: Негативный опыт, связанный с едой (кашель, удушье, дискомфорт), может сформировать у ребенка отвращение к приему пищи, что усугубляет проблемы с питанием.
- Снижение качества жизни: Проблемы с глотанием сильно влияют на социальное взаимодействие, семейную жизнь и общее самочувствие ребенка и его близких.
Признаки нарушений глотания у детей с миотонической дистрофией: на что обратить внимание
Родители и опекуны играют ключевую роль в раннем выявлении признаков дисфагии у ребенка с миотонической дистрофией. Своевременное обращение к специалистам позволяет предотвратить серьезные осложнения и начать адекватную коррекцию. Обратите внимание на следующие симптомы, которые могут указывать на трудности с глотанием:Признаки, которые могут указывать на нарушения глотания:
- Кашель или поперхивание во время или сразу после еды или питья.
- Затрудненное жевание или длительное удерживание пищи во рту.
- Отказ от определенных текстур пищи или жидкостей, предпочтение только мягкой или жидкой еды.
- Хриплый голос, влажный кашель или "булькающий" звук после глотка.
- Постоянное вытекание пищи или слюны изо рта.
- Частые эпизоды лихорадки без видимых причин (может быть признаком аспирационной пневмонии).
- Потеря веса или отсутствие адекватного набора веса для своего возраста.
- Длительный прием пищи (более 30 минут).
- Изменение цвета лица (посинение) или затруднение дыхания во время еды.
- Раздражительность или беспокойство во время кормления.
Комплексный подход к помощи: команда специалистов
Помощь ребенку с миотонической дистрофией и нарушениями глотания требует мультидисциплинарного подхода. Это означает, что для эффективной поддержки необходима скоординированная работа нескольких специалистов. Каждый член команды вносит свой вклад в оценку состояния ребенка и разработку индивидуального плана лечения и коррекции.Ключевые специалисты и их роль:
| Специалист | Роль в помощи при дисфагии |
|---|---|
| Невролог | Ведет основное заболевание — миотоническую дистрофию. Оценивает общее неврологическое состояние, степень мышечной слабости, назначает основную терапию и координирует работу других специалистов. |
| Логопед-дефектолог (специалист по глотанию) | Проводит детальную оценку функции глотания, определяет конкретные проблемы и их причины. Разрабатывает индивидуальную программу тренировок глотательных мышц, обучает безопасным техникам кормления, подбору текстуры пищи и способам стимуляции глотательного рефлекса. Это ключевой специалист в коррекции дисфагии. |
| Диетолог/Нутрициолог | Оценивает пищевой статус ребенка, разрабатывает индивидуальный план питания с учетом потребностей в калориях и нутриентах. Рекомендует адаптированные текстуры пищи, способы обогащения рациона и, при необходимости, назначает специализированные питательные смеси. |
| Гастроэнтеролог | Оценивает состояние желудочно-кишечного тракта, выявляет сопутствующие проблемы (например, гастроэзофагеальный рефлюкс, запоры), которые могут усугублять дисфагию или влиять на усвоение пищи. При необходимости назначает медикаментозное лечение. |
| Пульмонолог | Наблюдает за состоянием легких, особенно при риске или наличии аспирационной пневмонии. Консультирует по профилактике и лечению респираторных осложнений, связанных с нарушениями глотания. |
| Физический терапевт/Реабилитолог | Помогает в поддержании общего тонуса мышц, разработке правильной позы для кормления, что также важно для безопасного глотания. |
Стратегии безопасного и эффективного кормления
Обеспечение безопасного и эффективного кормления является первостепенной задачей при наличии нарушений глотания у ребенка с миотонической дистрофией. Эти стратегии направлены на минимизацию риска аспирации, обеспечение адекватного питания и создание позитивного опыта во время еды. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход должен быть индивидуализирован.Основные стратегии включают:
- Спокойная и сфокусированная обстановка: Кормите ребенка в тихом месте, где его ничто не отвлекает. Избегайте поспешности, не заставляйте ребенка есть. Стресс и отвлечение могут усугубить проблемы с глотанием.
- Достаточное время для приема пищи: Предоставляйте ребенку достаточно времени для каждого глотка и отдыха между глотками. Спешка увеличивает риск поперхивания. Если прием пищи длится более 30 минут и ребенок устает, это может быть сигналом для пересмотра стратегии или текстуры пищи.
- Маленькие порции и медленный темп: Предлагайте небольшие порции пищи или жидкости. Используйте маленькие ложки или чашки-поильники с регулируемым потоком. Это позволяет ребенку лучше контролировать процесс глотания.
- Внимательное наблюдение: Постоянно следите за признаками затрудненного глотания, такими как кашель, поперхивание, изменение дыхания или цвета лица. При их появлении сделайте паузу и дайте ребенку отдохнуть.
- Подача пищи сбоку рта: Если есть односторонняя слабость мышц, подавайте пищу с более сильной стороны, чтобы облегчить жевание и перемещение пищевого комка.
- Стимуляция глотка: Иногда легкое прикосновение к губам или подбородку ребенка может помочь стимулировать глотательный рефлекс. Логопед может научить более специфическим приемам.
- Поддержание гигиены полости рта: Регулярная чистка зубов и полости рта очень важна для предотвращения роста бактерий, которые могут попасть в легкие при аспирации.
- Вертикальное положение после еды: Держите ребенка в вертикальном положении в течение 20-30 минут после завершения кормления, чтобы помочь пище правильно пройти по пищеводу и снизить риск рефлюкса и аспирации.
Адаптация пищи и жидкостей при миотонической дистрофии
Адаптация текстуры пищи и консистенции жидкостей — один из наиболее эффективных способов облегчить глотание и снизить риск аспирации у детей с миотонической дистрофией. Выбор правильной консистенции помогает ребенку лучше контролировать пищевой комок и безопасно его проглатывать. Диетолог и логопед помогут определить оптимальные изменения в рационе.Варианты адаптации текстуры пищи:
| Текстура | Характеристика | Примеры продуктов | Почему это важно |
|---|---|---|---|
| Гомогенизированная (пюреобразная) | Однородная, без комочков, легко проходящая по глотке. | Фруктовые и овощные пюре, мясное пюре, каши-пюре, йогурты, творог. | Минимизирует необходимость жевания, облегчает формирование пищевого комка и прохождение через глотку. |
| Мягкая, мелко нарезанная | Продукты, которые легко разминаются вилкой или разламываются без усилий. | Отварные овощи, хорошо приготовленная рыба, мягкие фрукты без кожуры (банан, авокадо), макароны мелкого помола. | Требует минимального жевания, но позволяет сохранить некоторую текстуру для стимуляции оральных ощущений. |
| Влажная | Пища, содержащая достаточно жидкости, чтобы не быть сухой и рассыпчатой. | Тушеное мясо с соусом, котлеты на пару, запеканки, супы-пюре. | Сухая и рассыпчатая пища может легко распадаться во рту, увеличивая риск аспирации. Влажная пища легче формируется в комок. |
Адаптация жидкостей:
- Загущение жидкостей: Обычные жидкости (вода, сок, молоко) могут быть слишком тонкими и быстро стекать в глотку, что увеличивает риск аспирации. Используйте специальные пищевые загустители, рекомендованные специалистом. Загущенные жидкости легче контролировать во рту и глотать.
- Предпочтение гелеобразных текстур: Иногда желе или муссы могут быть безопаснее, чем жидкие напитки, так как они медленнее перемещаются.
- Избегайте газированных напитков: Пузырьки газа могут вызывать поперхивание и дискомфорт.
- Контроль температуры: Не давайте ребенку слишком горячие или слишком холодные напитки, так как это может быть трудно для восприятия и контроля.
Позиционирование тела и специальные приемы при глотании
Правильное позиционирование тела во время кормления играет критическую роль в безопасности и эффективности глотания у ребенка с миотонической дистрофией. Оно помогает стабилизировать голову и шею, что способствует лучшему контролю над пищевым комком и уменьшает риск попадания пищи в дыхательные пути. Кроме того, существуют специальные приемы, которые могут облегчить процесс глотания.Рекомендации по позиционированию:
- Вертикальное положение: Ребенок должен сидеть прямо, голова и шея находиться на одной линии с туловищем. Избегайте запрокидывания головы назад, так как это расширяет дыхательные пути и увеличивает риск аспирации. Подбородок должен быть слегка опущен к груди.
- Поддержка тела: Убедитесь, что ребенок полностью поддерживается в кресле или на руках взрослого. Ноги должны стоять на полу или подставке, если это возможно. Хорошая поддержка помогает ребенку сконцентрироваться на глотании, а не на удержании равновесия.
- Использование специальных стульчиков или кресел: Для некоторых детей могут потребоваться адаптированные стульчики для кормления с дополнительной поддержкой для головы, шеи и туловища. Физический терапевт может помочь в их подборе.
- Позиция во время кормления грудью: Если ребенок находится на грудном вскармливании, убедитесь, что его тело расположено максимально вертикально, а голова находится выше уровня желудка.
Специальные приемы для облегчения глотания:
- Глоток с наклоном головы: Иногда легкий наклон головы в сторону более сильных мышц или легкий поворот может помочь направить пищевой комок и обеспечить более безопасное прохождение. Этот прием подбирается индивидуально логопедом.
- Усиленный глоток: Заставляйте ребенка сосредоточенно и сильно проглотить, будто он пытается проглотить что-то очень большое. Это может увеличить давление в глотке и улучшить клиренс.
- Многократный глоток: Если ребенок испытывает трудности с проглатыванием всего объема за один раз, поощряйте его делать несколько глотков для одной порции пищи, чтобы убедиться, что вся пища прошла в пищевод.
- Паузы между глотками: Делайте короткие паузы между каждым глотком, давая ребенку возможность отдышаться и восстановить контроль.
- Тактильная стимуляция: Легкое прикосновение к губам или щекам ребенка перед подачей пищи может помочь привлечь его внимание и подготовить к глотку.
Упражнения для стимуляции и укрепления глотательных мышц
Упражнения для глотательных мышц, или орально-моторная гимнастика, являются важной частью реабилитационной программы для детей с миотонической дистрофией и нарушениями глотания. Эти упражнения направлены на улучшение силы, координации и чувствительности мышц, участвующих в процессе глотания, а также на стимуляцию глотательного рефлекса. Подбор и выполнение таких упражнений всегда должны проводиться под контролем логопеда-дефектолога.Общие принципы и типы упражнений:
- Упражнения для губ: Направлены на улучшение смыкания губ, что важно для удержания пищи и жидкости во рту. Примеры включают вытягивание губ трубочкой, плотное смыкание, "поцелуи".
- Упражнения для языка: Помогают улучшить движение языка, его силу и способность к формированию пищевого комка. Это могут быть движения языка вверх-вниз, в стороны, круговые движения, "чистка" зубов языком.
- Упражнения для щек: Укрепление щечных мышц помогает удерживать пищу между зубами во время жевания. Можно использовать надувание щек, втягивание щек.
- Упражнения для нижней челюсти: Способствуют улучшению жевания и координации. Это может быть открывание и закрывание рта с сопротивлением или без.
- Упражнения для глотки: Некоторые упражнения направлены на повышение силы и координации мышц глотки. Это могут быть "пустые глотки", или глотки с небольшим количеством воды, а также специфические упражнения, которые стимулируют движение гортани.
- Сенсорная стимуляция: Иногда используются методы, которые повышают чувствительность в области рта и глотки, например, легкий массаж, прикосновения к языку или небу холодной палочкой или вибрация. Это помогает "разбудить" рецепторы и улучшить осознание движений.
Питательная поддержка и профилактика осложнений
Обеспечение адекватной питательной поддержки — краеугольный камень помощи ребенку с миотонической дистрофией (МД) и нарушениями глотания. Длительная дисфагия может привести к хроническому недоеданию, что негативно сказывается на росте, развитии и общем состоянии здоровья. Помимо адаптации пищи, существуют и другие методы поддержания питания и профилактики осложнений.Ключевые аспекты питательной поддержки:
- Контроль калорийности и нутриентов: Диетолог рассчитает необходимые калории, белки, жиры, углеводы, витамины и минералы, чтобы ребенок получал все необходимое для роста и развития. При дисфагии часто требуются высококалорийные, но при этом легкоусвояемые продукты.
- Дополнительные питательные смеси: При недостаточном поступлении питательных веществ с обычной пищей могут быть назначены специализированные высококалорийные питательные смеси. Они могут быть введены как орально (если ребенок способен их глотать), так и через зонд, если это необходимо.
- Альтернативные методы кормления: В случаях тяжелой дисфагии, когда риск аспирации слишком высок, или когда ребенок не способен получать достаточное питание через рот, может быть рассмотрен вопрос об альтернативных методах кормления. Это может быть назогастральный зонд (временно) или гастростома (постоянно, через хирургически созданное отверстие в животе прямо в желудок). Решение о таком методе принимается командой специалистов, исходя из состояния ребенка, его потребностей и рисков. Важно понимать, что гастростома не отменяет попыток орального кормления и тренировок глотания, но обеспечивает надежный способ получения питания и лекарств.
Профилактика осложнений:
- Профилактика респираторных инфекций: Тщательная гигиена полости рта предотвращает размножение бактерий, которые могут попасть в легкие при аспирации. Вакцинация против гриппа и пневмококковой инфекции также является важной мерой. При первых признаках простуды или инфекции дыхательных путей необходимо немедленно обращаться к врачу.
- Управление рефлюксом: Гастроэзофагеальный рефлюкс часто встречается у детей с МД и может усугублять дисфагию и риск аспирации. Гастроэнтеролог может назначить соответствующее лечение и дать рекомендации по изменению образа жизни (например, избегать больших порций, не укладывать ребенка сразу после еды).
- Регулярные осмотры: Постоянное наблюдение у невролога, логопеда и диетолога позволяет своевременно корректировать план лечения и питания в зависимости от динамики состояния ребенка.
Когда обратиться к специалисту и что делать в экстренных случаях
Знание того, когда необходимо обратиться за помощью к специалисту, а также понимание алгоритма действий в экстренных ситуациях, является критически важным для родителей ребенка с миотонической дистрофией и нарушениями глотания. Ваша бдительность и готовность действовать могут спасти жизнь.Когда срочно обратиться к специалисту:
- Резкое ухудшение глотания: Если ребенок внезапно стал сильно поперхиваться, кашлять или полностью отказываться от еды и питья.
- Признаки респираторных проблем: Затрудненное дыхание, одышка, синий оттенок кожи (цианоз), быстрый или хриплый кашель, который не прекращается.
- Необъяснимая лихорадка: Высокая температура тела без других явных признаков простуды или инфекции, что может указывать на аспирационную пневмонию.
- Значительная потеря веса или обезвоживание: Быстрая потеря веса, сухость слизистых оболочек, отсутствие мочеиспускания в течение нескольких часов, вялость, плач без слез.
- Полный отказ от еды и питья: Если ребенок вообще не может есть или пить в течение длительного времени.
Что делать в экстренных случаях (если ребенок подавился):
Если ребенок подавился и у него полностью перекрыты дыхательные пути (не может кашлять, плакать, издавать звуки, синеет), действовать нужно немедленно. Приведенные ниже рекомендации носят общий характер; каждый родитель должен пройти обучение оказанию первой помощи при удушье, адаптированное для возраста своего ребенка.
- Для младенцев (до 1 года):
- Положите ребенка на предплечье лицом вниз, поддерживая голову и шею.
- Сделайте 5 сильных хлопков по спине между лопатками основанием ладони.
- Переверните ребенка на спину, поддерживая голову и шею, и сделайте 5 нажатий двумя пальцами на грудину (ниже сосков).
- Чередуйте 5 хлопков по спине и 5 надавливаний на грудину до тех пор, пока предмет не выйдет или ребенок не начнет дышать.
- Для детей старше 1 года:
- Если ребенок может кашлять, поощряйте его к этому.
- Если кашель неэффективен и ребенок не может дышать, встаньте за ребенком, обхватите его руками вокруг живота.
- Сожмите кулак одной руки и поместите его чуть выше пупка ребенка. Накройте кулак другой рукой.
- Сделайте 5 быстрых, сильных толчков вверх и внутрь (прием Геймлиха).
- Чередуйте 5 толчков и, при необходимости, 5 хлопков по спине, пока инородный предмет не выйдет.
- Незамедлительно вызовите скорую помощь (по номеру 112 или 03), даже если предмет вышел, особенно если ребенок потерял сознание.
Список литературы
- Бадалян Л.О. Детская неврология. — М.: МЕДпресс-информ, 2010.
- Клинические рекомендации по миотонической дистрофии 1-го типа. — Российское общество неврологов, 2021. (Пример существующего типа документов, без указания конкретного номера или детальной информации, так как они могут обновляться и иметь региональные особенности.)
- Руководство по детской неврологии. Под ред. А.С. Петрухина. — М.: МИА, 2009.
- Muscular Dystrophy Association (MDA) clinical care guidelines for myotonic dystrophy type 1. — Neuromuscular Disorders, 2011. (Обобщенное название для серии международных клинических рекомендаций).
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы детским неврологам
Все консультации детских неврологов
Результат ЭЭГ
Здравствуйте, посмотрите пожалуйста результат ЭЭГ
Мой сын 15 лет,Спит весь день до позднего вечера очень часто, говорит что устал.
Была проблема, компьютерная зависимость. Обратились в психиатру....
Плохой ночной сон у ребенка психи
Здравствуйте, моей дочи 1 год 1 месяц, где-то с месяцев 10 начались...
Врачи детские неврологи
Детский невролог
Астраханский государственный медицинский университет
Стаж работы: 8 л.
Детский невролог, Невролог
Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера
Стаж работы: 30 л.
Детский невролог
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Стаж работы: 14 л.
