Применение методики Войта в реабилитации детей с церебральным параличом




30.11.2025
4 мин.

Применение методики Войта является одним из ключевых подходов в комплексной реабилитации детей с церебральным параличом (ДЦП). Этот метод, основанный на принципах рефлекторной локомоции, направлен на активацию врожденных двигательных программ, которые хранятся в центральной нервной системе (ЦНС) каждого человека, но могут быть заблокированы из-за повреждения головного мозга. Войта-терапия помогает ребенку с ДЦП «вспомнить» и начать использовать правильные двигательные стереотипы, что становится основой для формирования более сложных и осознанных движений.

Что такое Войта-терапия и ее основная цель при ДЦП

Войта-терапия — это метод физической реабилитации, разработанный чешским неврологом профессором Вацлавом Войтой. Его суть заключается не в тренировке отдельных мышц или отработке конкретных навыков, а в воздействии на центральную нервную систему через стимуляцию определенных зон на теле ребенка. В ответ на это воздействие ЦНС рефлекторно, то есть непроизвольно, активирует два глобальных двигательных комплекса: рефлекторное ползание и рефлекторное переворачивание. Эти комплексы содержат все базовые элементы человеческого движения, такие как удержание равновесия, выпрямление тела, шагательные и хватательные движения.

Основная цель применения методики Войта при церебральном параличе — это не заставить ребенка механически выполнять движения, а создать в его нервной системе новые, правильные нейронные связи. Когда ЦНС многократно получает сигнал о правильном движении, она начинает интегрировать эти образцы в спонтанную моторику ребенка. Это помогает бороться с патологическими двигательными стереотипами, характерными для ДЦП, нормализовать мышечный тонус и улучшить координацию.

Ключевые принципы рефлекторной локомоции по Войту

В основе Войта-терапии лежат два основных двигательных комплекса, которые вызываются из определенных исходных положений (лежа на животе, на спине, на боку) путем надавливания на строго определенные точки (зоны активации). Эти комплексы универсальны и содержат все компоненты, необходимые для здорового двигательного развития.

Вот основные компоненты, которые активируются в ходе терапии:

  • Рефлекторное ползание. Этот комплекс активирует мышцы, необходимые для удержания головы, опоры на руки, шаговых движений ног и выпрямления позвоночника. Он закладывает основу для будущего ползания и ходьбы. Во время активации происходит скоординированная работа всех мышечных групп тела, что способствует нормализации тонуса и улучшению постурального контроля (способности удерживать позу).
  • Рефлекторное переворачивание. Этот комплекс помогает отработать движения, связанные с поворотом со спины на живот и обратно. Он включает в себя активацию мышц живота, спины, конечностей, а также координирует движения глаз и головы. Это улучшает равновесие и готовит ребенка к более сложным двигательным актам, таким как сидение и вставание.

Важнейший принцип методики Войта заключается в многократном повторении. Регулярная активация этих рефлекторных комплексов позволяет «прописать» правильные двигательные программы в центральной нервной системе, делая их доступными для ребенка в его повседневной жизни.

Как проходят занятия по методике Войта

Занятие по Войта-терапии проводит сертифицированный специалист, который подбирает для ребенка индивидуальную программу, исходя из его состояния, возраста и двигательных нарушений. Сеанс начинается с выбора исходного положения — лежа на животе, спине или боку. Затем терапевт оказывает дозированное и направленное давление на определенные зоны на теле ребенка (например, на конечностях, спине, грудной клетке).

В ответ на эту стимуляцию тело ребенка непроизвольно реагирует комплексным двигательным ответом — пытается ползти или переворачиваться. Специалист удерживает ребенка в этой позиции некоторое время, чтобы ЦНС получила и обработала необходимую информацию о правильном движении. Часто во время сеанса ребенок проявляет недовольство или плачет. Многих родителей это пугает, однако важно понимать, что плач в данном случае — это не реакция на боль. Это естественный вегетативный ответ на интенсивную и непривычную физическую нагрузку, схожий с реакцией спортсмена на предельное усилие. Специалист всегда контролирует состояние ребенка и не допускает причинения боли.

Роль родителей в процессе Войта-терапии

Успех реабилитации при помощи методики Войта напрямую зависит от активного участия родителей. Занятий только со специалистом (обычно 1–2 раза в неделю) недостаточно для достижения стойкого эффекта. Войта-терапевт обучает родителей правильному выполнению упражнений, чтобы они могли заниматься с ребенком дома ежедневно.

Домашние занятия, как правило, короткие, но частые — 3–4 раза в день по 5–20 минут. Такая регулярность позволяет постоянно поддерживать активность правильных двигательных программ в ЦНС и не давать закрепляться патологическим стереотипам. Родители становятся полноправными участниками реабилитационного процесса, что не только повышает его эффективность, но и укрепляет их связь с ребенком. Специалист регулярно контролирует правильность выполнения упражнений и корректирует программу по мере изменения состояния ребенка.

Показания и ожидаемые результаты при церебральном параличе

Войта-терапия показана при всех формах детского церебрального паралича, особенно эффективно ее применение в раннем возрасте, когда мозг ребенка наиболее пластичен. Чем раньше начата реабилитация, тем больше шансов предотвратить формирование стойких патологических двигательных паттернов и контрактур.

Для наглядности приведем таблицу с основными направлениями воздействия и ожидаемыми результатами при регулярных занятиях.

Область воздействия Ожидаемый терапевтический эффект
Мышечный тонус Снижение спастичности или, наоборот, повышение тонуса при гипотонии. Мышцы становятся более эластичными и функциональными.
Постуральный контроль и равновесие Улучшение способности удерживать голову, сидеть, стоять. Ребенок становится более устойчивым.
Двигательные функции Появление или улучшение качества ползания, ходьбы. Развитие более точных движений рук, улучшение хватательной функции.
Дыхание и речь Активация дыхательной мускулатуры, что делает дыхание более глубоким и ритмичным. Опосредованно улучшается артикуляция и голосообразование.
Функции тазовых органов Улучшение контроля над функциями мочевого пузыря и кишечника за счет активации мышц тазового дна и брюшного пресса.

Важно понимать, что Войта-терапия не является «волшебной таблеткой» и не может полностью устранить последствия повреждения мозга. Однако она является мощным инструментом, который позволяет значительно улучшить двигательные возможности ребенка и повысить качество его жизни.

Противопоказания и возможные ограничения для метода

Несмотря на высокую эффективность, методика Войта, как и любой другой метод лечения, имеет свои противопоказания и ограничения. Их необходимо учитывать при планировании реабилитационных мероприятий.

Существуют абсолютные и относительные противопоказания. Вот основные из них:

  • Острые инфекционные и воспалительные заболевания. Занятия не проводятся при высокой температуре, ОРВИ, кишечных инфекциях до полного выздоровления.
  • Тяжелые заболевания сердца. Некоторые врожденные пороки сердца могут быть противопоказанием. Решение принимается совместно с кардиологом.
  • Несовершенный остеогенез (болезнь «хрустального человека»). Высокий риск переломов делает применение метода невозможным.
  • Сразу после вакцинации. Рекомендуется воздержаться от занятий в течение нескольких дней после прививки (согласно рекомендациям педиатра).
  • Эпилепсия. При неконтролируемой эпилепсии занятия могут провоцировать приступы. При стабильном состоянии и подборе противосудорожной терапии решение принимается индивидуально неврологом-эпилептологом.

Решение о применении Войта-терапии всегда принимает лечащий врач (невролог, реабилитолог) после тщательного обследования ребенка и оценки всех возможных рисков и пользы.

Список литературы

  1. Детский церебральный паралич. Клинические рекомендации / Союз педиатров России. — М., 2020.
  2. Бадалян Л. О. Детская неврология: учебник. — М.: МЕДпресс-информ, 2010. — 608 с.
  3. Войта В., Петерс А. Принцип Войты. Игра мышц при рефлекторной локомоции и в двигательном онтогенезе / пер. с нем. — М.: Издательство АСТ, 2017. — 256 с.
  4. Епифанов В. А. Медицинская реабилитация: руководство для врачей. — М.: МЕДпресс-информ, 2008. — 352 с.
  5. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом. — М.: Закон и порядок, 2007. — 608 с.
  6. Campbell S. K., Palisano R. J., Orlin M. N. Physical Therapy for Children. 4th ed. — Saunders Elsevier, 2012. — 896 p.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы врачам ЛФК

Все консультации врачей ЛФК


Как выбрать правильные упражнения для реабилитации?

Здравствуйте. У меня была травма, и я не знаю, какие упражнения...

боль в груди.

Доброго дня! Возможно Вы сможете дать совет для решения такой...

ДЦП ботокс

Здравствуйте, сделали диспорт месяц назад при ДЦП, какие занятия...

Врачи ЛФК

Все врачи ЛФК


Врач ЛФК

Дальневосточный государственный медицинский университет

Стаж работы: 24 л.

Врач ЛФК

Национальный медицинский университет им. А.А.Богомольца

Стаж работы: 36 л.

Врач ЛФК

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова

Стаж работы: 32 л.