Как понять, что ЛФК при дисплазии помогает: признаки улучшения состояния




30.11.2025
4 мин.

Определить, что лечебная физкультура при дисплазии тазобедренных суставов приносит результат, можно по совокупности объективных физических и поведенческих признаков. Для родителей крайне важно уметь замечать эту положительную динамику, поскольку она подтверждает правильность выбранного курса лечения и мотивирует продолжать занятия. Улучшения наступают постепенно, и их оценка требует внимательности, терпения и регулярного наблюдения, но главное — постоянного контакта с лечащим врачом-ортопедом.

Основные физические признаки положительной динамики

Физические изменения являются наиболее наглядными показателями эффективности лечебной гимнастики. Они отражают восстановление правильной анатомии и функции тазобедренного сустава. Важно оценивать эти признаки в динамике, сравнивая состояние ребенка с тем, каким оно было неделю или месяц назад, а не с абстрактными нормами.

  • Увеличение амплитуды разведения бедер. Это один из ключевых маркеров успеха. В начале лечения разведение ножек часто ограничено и может вызывать у ребенка дискомфорт. По мере укрепления мышечного корсета и стабилизации головки бедренной кости в вертлужной впадине амплитуда движения увеличивается. Бедра разводятся шире, более симметрично и с меньшим сопротивлением. Это происходит потому, что укрепленные мышцы начинают лучше стабилизировать сустав, а связки становятся более эластичными.
  • Симметричность кожных складок. Асимметрия подъягодичных, паховых и подколенных складок часто сопровождает дисплазию. По мере коррекции положения сустава и выравнивания длины конечностей складки становятся более симметричными. Однако важно помнить, что этот признак является вспомогательным. Небольшая асимметрия может встречаться и у здоровых детей, поэтому оценивать его нужно только в комплексе с другими симптомами.
  • Исчезновение «симптома щелчка». Симптом соскальзывания или щелчка (симптомы Маркса-Ортолани) — это ощущение, когда головка бедренной кости при определенных движениях выходит из суставной впадины и вправляется обратно. Регулярные занятия ЛФК направлены на то, чтобы укрепить мышцы и связки, которые будут удерживать сустав в правильном положении. Постепенное исчезновение этого симптома — верный признак стабилизации сустава.
  • Выравнивание длины ног. При односторонней дисплазии может наблюдаться укорочение одной конечности. Правильно подобранная лечебная физкультура способствует центрации головки бедра в суставной впадине, что визуально и фактически выравнивает длину ног.

Поведенческие изменения как индикатор успеха лечебной физкультуры

Состояние ребенка и его реакция на движения также могут многое сказать об эффективности занятий. Улучшение самочувствия и настроения часто идут рука об руку с физическим прогрессом, так как дискомфорт и боль уходят.

  • Снижение беспокойства во время упражнений. Если в начале курса ЛФК ребенок плакал, капризничал или проявлял явное недовольство, то по мере улучшения состояния его реакция становится более спокойной. Он позволяет проводить манипуляции без сопротивления, что говорит об уменьшении болевых ощущений и дискомфорта.
  • Повышение двигательной активности. Ребенок начинает активнее двигать ногами, самостоятельно переворачиваться, ползать или ходить (в зависимости от возраста). Его движения становятся более уверенными, скоординированными и симметричными. Это свидетельствует о том, что суставы функционируют лучше и не ограничивают его естественную потребность в движении.
  • Улучшение общего состояния. Уменьшение дискомфорта в тазобедренных суставах положительно сказывается на общем самочувствии. Ребенок может стать спокойнее, улучшается его сон и аппетит. Хотя это косвенные признаки, в сочетании с другими они дополняют общую картину выздоровления.

Как правильно отслеживать прогресс: таблица для родителей

Для объективной оценки динамики полезно вести дневник наблюдений. Фиксируя изменения регулярно, вы сможете увидеть даже незначительный, на первый взгляд, прогресс. Это поможет избежать лишних тревог и предоставит врачу ценную информацию. Ниже представлена таблица, которая поможет систематизировать ваши наблюдения.

Признак На что обращать внимание (положительная динамика) Важные примечания
Разведение бедер Угол разведения увеличивается, движение становится более плавным и легким, симметричным с обеих сторон. Не применяйте силу. Все движения должны быть мягкими. Оценивайте в спокойном, расслабленном состоянии ребенка.
Реакция на ЛФК Ребенок меньше плачет и сопротивляется, может даже улыбаться во время занятий. Небольшое недовольство из-за непривычных движений возможно, но оно не должно перерастать в сильный плач.
Симметрия складок Складки на бедрах и под ягодицами становятся более одинаковыми по глубине и расположению. Это вспомогательный признак. Его отсутствие при наличии других улучшений не должно вызывать паники.
Двигательная активность Ребенок чаще и свободнее двигает ногами, осваивает новые движения (перевороты, ползание). Сравнивайте активность ребенка с его же состоянием в прошлом, а не с другими детьми.
Опора на ножки (для детей старше 6–7 месяцев) При поддержке ребенок опирается на ножки более уверенно и симметрично. Не следует стимулировать раннюю ходьбу без разрешения ортопеда.

Когда улучшений нет: тревожные сигналы и дальнейшие действия

Отсутствие положительной динамики или, что хуже, ухудшение состояния — это серьезный повод для немедленного обращения к врачу. Лечебная физкультура, как и любой метод лечения, требует контроля. Важно понимать, какие симптомы должны насторожить.

К тревожным сигналам относятся:

  • Сохранение или усиление ограничения движений. Если спустя несколько недель регулярных занятий амплитуда разведения бедер не увеличивается или даже уменьшается.
  • Усиление плача и беспокойства. Если ребенок с каждым занятием реагирует на упражнения все более негативно, это может говорить о болевом синдроме или неправильной технике выполнения.
  • Появление новых симптомов. Например, появление щелчков, которых раньше не было, или нарастание асимметрии.
  • Видимый регресс. Если достигнутые ранее улучшения начинают пропадать.

При появлении любого из этих признаков не следует самостоятельно менять комплекс упражнений, прекращать занятия или искать советы на форумах. Единственное правильное решение — это консультация с лечащим врачом-ортопедом. Специалист проведет повторный осмотр, при необходимости назначит дополнительную диагностику (например, УЗИ) и скорректирует план лечения. Иногда требуется изменить комплекс ЛФК, добавить массаж, физиотерапию или применить ортопедические приспособления.

Роль врача-ортопеда в оценке эффективности ЛФК

Домашнее наблюдение — это важная, но лишь одна часть контроля за лечением. Окончательное заключение об эффективности лечебной физкультуры делает только врач-ортопед на основе комплексной оценки. Специалист не только проводит клинический осмотр, но и использует объективные методы диагностики, которые недоступны в домашних условиях.

Плановые визиты к ортопеду позволяют:

  • Объективно измерить углы отведения бедер с помощью гониометра.
  • Провести инструментальную диагностику. Ультразвуковое исследование (УЗИ) тазобедренных суставов у детей до года и рентгенография у детей старшего возраста позволяют точно оценить состояние сустава: положение головки бедренной кости, степень развития вертлужной впадины и угловые показатели.
  • Скорректировать лечебную программу. На основе полученных данных врач может изменить комплекс упражнений, их интенсивность или продолжительность, а также принять решение о необходимости подключения других методов лечения.

Помните, что лечебная физкультура при дисплазии — это марафон, а не спринт. Положительная динамика может быть не быстрой, но при регулярных и правильных занятиях под контролем специалиста она обязательно наступит.

Список литературы

  1. Клинические рекомендации «Врожденный вывих (дисплазия) бедра у детей». Разработчик: Ассоциация травматологов-ортопедов России. — 2021.
  2. Волков М. В., Дедова В. Д. Детская ортопедия. — М.: Медицина, 1980. — 336 с.
  3. Камоско М. М., Поздеев А. П. Врожденная и приобретенная патология тазобедренного сустава у детей: руководство для врачей. — СПб.: СпецЛит, 2020. — 206 с.
  4. Herring J. A. Tachdjian's Pediatric Orthopaedics: From the Texas Scottish Rite Hospital for Children. — 6th ed. — Elsevier, 2021.
  5. Shaw B. A., Segal L. S. Evaluation and Referral for Developmental Dysplasia of the Hip in Infants // Pediatrics. — 2016. — Vol. 138, No. 6. — P. e20163107.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы врачам ЛФК

Все консультации врачей ЛФК


Есть ли противопоказания к занятиям ЛФК?

Здравствуйте. Есть ли случаи, когда занятия лечебной...

ДЦП ботокс

Здравствуйте, сделали диспорт месяц назад при ДЦП, какие занятия...

боль в груди.

Доброго дня! Возможно Вы сможете дать совет для решения такой...

Врачи ЛФК

Все врачи ЛФК


Врач ЛФК

Дальневосточный государственный медицинский университет

Стаж работы: 24 л.

Врач ЛФК

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова

Стаж работы: 32 л.

Врач ЛФК

Национальный медицинский университет им. А.А.Богомольца

Стаж работы: 36 л.