Проверенный комплекс упражнений ЛФК для коррекции О-образных ног у детей




30.11.2025
5 мин.

Проверенный комплекс упражнений ЛФК для коррекции О-образных ног у детей — это эффективный и безопасный метод, который помогает укрепить необходимые мышцы, улучшить координацию и сформировать правильный стереотип ходьбы. О-образная, или варусная, деформация ног (медицинский термин — genu varum) — это состояние, при котором колени при сведенных вместе стопах отклоняются наружу, образуя дугу. У детей раннего возраста такая форма ног часто является физиологической нормой и проходит самостоятельно. Однако в некоторых случаях требуется целенаправленная коррекция с помощью лечебной физкультуры, особенно если деформация сохраняется или усугубляется после 2–3 лет.

Почему лечебная физкультура — ключевой метод коррекции варусной деформации

Лечебная физкультура при О-образной деформации ног направлена на решение нескольких ключевых задач. Это не просто набор случайных движений, а целенаправленная работа с мышечно-связочным аппаратом ребенка. Основной принцип заключается в создании мышечного корсета, который будет поддерживать кости и суставы в правильном положении. Важно понимать, что кости у детей пластичны, и правильное распределение нагрузки способствует их нормальному росту.

При варусной деформации наблюдается дисбаланс: наружные мышцы бедра и голени часто находятся в гипертонусе (перенапряжены), а внутренние, наоборот, ослаблены. Цель ЛФК — устранить этот дисбаланс. Упражнения помогают:

  • Укрепить слабые мышцы. В первую очередь это касается приводящих мышц бедра (аддукторов), больших ягодичных мышц и мышц, отвечающих за поворот стопы наружу. Сильные мышцы начинают «подтягивать» коленные суставы в правильное положение.
  • Растянуть и расслабить напряженные мышцы. Упражнения на растяжку снимают избыточное напряжение с отводящих мышц бедра (абдукторов), что позволяет коленям занять более центральное положение.
  • Улучшить подвижность в суставах. Регулярные занятия способствуют увеличению амплитуды движений в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах.
  • Сформировать правильный двигательный стереотип. Лечебная гимнастика помогает ребенку научиться правильно ставить стопы при ходьбе, равномерно распределять вес тела и координировать движения, что закрепляет достигнутый результат.

Основные принципы и правила выполнения гимнастики

Для достижения максимального эффекта и обеспечения безопасности ребенка необходимо строго придерживаться нескольких основополагающих правил. Правильный подход к занятиям лечебной физкультурой гарантирует не только коррекцию деформации, но и общее укрепление организма, а также прививает ребенку любовь к движению.

  • Регулярность. Занятия должны быть систематическими, в идеале — ежедневными. Короткие, но регулярные тренировки по 15–20 минут приносят значительно больше пользы, чем длительные, но редкие.
  • Постепенное увеличение нагрузки. Начинать следует с простых упражнений и небольшого количества повторений (5–7 раз), постепенно увеличивая сложность и продолжительность по мере адаптации ребенка.
  • Отсутствие боли и дискомфорта. Все упражнения должны выполняться в пределах комфортной амплитуды. Если ребенок жалуется на боль, необходимо прекратить упражнение и проконсультироваться со специалистом. Принуждение и выполнение через силу недопустимы.
  • Игровая форма. Для детей дошкольного возраста крайне важно проводить занятия в форме игры. Используйте стихи, песни, любимые игрушки, чтобы увлечь ребенка и сделать процесс интересным.
  • Контроль правильности выполнения. Взрослый должен следить за техникой выполнения каждого упражнения, мягко поправлять ребенка, чтобы движения были точными и приносили пользу, а не вред.
  • Комплексный подход. Лечебная гимнастика наиболее эффективна в сочетании с другими методами, рекомендованными врачом, такими как массаж, ношение ортопедической обуви или физиотерапевтические процедуры.

Подготовительный этап: разминка перед основной лечебной гимнастикой

Любое занятие ЛФК необходимо начинать с небольшой разминки. Ее цель — разогреть мышцы, подготовить суставы к нагрузке и настроить ребенка на занятие. Разминка улучшает кровообращение в тканях, делает их более эластичными и снижает риск случайных травм. Длительность разминки обычно составляет 3–5 минут.

Вот несколько простых, но эффективных упражнений для подготовительного этапа:

  • Ходьба на месте. Начните с обычной ходьбы, затем добавьте ходьбу на носочках, на пятках, на внешней стороне стопы. Последнее особенно полезно при варусной деформации.
  • «Птичка машет крыльями». Махи прямыми руками вверх-вниз и в стороны для разогрева плечевого пояса.
  • «Часики». Наклоны туловища вправо и влево с руками на поясе.
  • Вращения в суставах. Аккуратные круговые движения в голеностопных и коленных суставах. Помогите ребенку, если он не может выполнить их самостоятельно.
  • Приседания с поддержкой. Несколько неглубоких приседаний, держась за руки взрослого, с правильной постановкой стоп (параллельно друг другу).

Проверенный комплекс упражнений для детей при О-образной деформации

Этот комплекс включает упражнения из разных исходных положений для комплексной проработки всех необходимых мышечных групп. Выполнять их следует после разминки, в медленном или среднем темпе.

Упражнения в положении лежа на спине:

  • «Велосипед». Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях и тазобедренных суставах. Выполняются поочередные круговые движения ногами, имитирующие езду на велосипеде. Упражнение улучшает подвижность суставов.
  • Сгибание и разгибание ног. Поочередное сгибание и разгибание ног, при этом стопа скользит по поверхности. Это простое движение активизирует мышцы бедра.
  • Разведение и сведение прямых ног. Лежа на спине, поднять прямые ноги вверх. Медленно разводить их в стороны и сводить вместе, скрещивая в конце. Упражнение направлено на растяжку и укрепление приводящих мышц.
  • Подъем таза («Мостик»). Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу на ширине плеч. Необходимо медленно поднимать и опускать таз. Это отлично укрепляет ягодичные мышцы, которые важны для стабилизации таза и ног.

Упражнения в положении сидя:

  • Сидение «по-турецки». Это статическое упражнение является одним из самых эффективных. Ребенка нужно усадить на пол со скрещенными ногами. В этой позе происходит естественное растяжение напряженных наружных мышц бедра. Можно в это время читать книгу или играть в спокойные игры.
  • Сведение коленей с сопротивлением. Ребенок сидит на стуле, между коленями зажат небольшой мяч. Задача — сжимать мяч, напрягая внутренние мышцы бедра.
  • Захват предметов пальцами ног. Разбросать на полу мелкие предметы (карандаши, детали конструктора, платочки) и попросить ребенка собрать их пальцами ног в коробку. Упражнение укрепляет свод стопы.

Упражнения в положении стоя:

  • Ходьба по «дорожке». Начертите или выложите из веревки две параллельные линии на расстоянии 10–15 см друг от друга. Задача ребенка — пройти по этой дорожке, не заступая за линии. Это учит ставить стопы прямо.
  • Приседания с мячом. Ребенок стоит, зажав мяч между коленями. Выполняет неглубокие приседания, стараясь удержать мяч. Это концентрирует нагрузку на приводящих мышцах.
  • Подъемы на носки. Стоя у опоры, медленно подниматься на носочки и опускаться. Укрепляет икроножные мышцы и голеностопный сустав.

Таблица: Примерный план занятий лечебной физкультурой на неделю

Для удобства и систематизации занятий можно использовать следующий примерный план. Важно помнить, что это лишь ориентир, который можно и нужно адаптировать под индивидуальные особенности и настроение вашего ребенка.

День недели Длительность Основной акцент Примерные упражнения и примечания
Понедельник 15–20 минут Укрепление приводящих мышц Разминка. Приседания с мячом, сведение коленей с сопротивлением, «Велосипед».
Вторник 15–20 минут Растяжка и подвижность суставов Разминка. Сидение «по-турецки» (5–7 минут), разведение-сведение ног лежа, вращения в суставах.
Среда 15–20 минут Укрепление ягодичных мышц и стоп Разминка. Подъем таза («Мостик»), ходьба на внешней стороне стопы, захват предметов пальцами.
Четверг 15–20 минут Комплексная тренировка Разминка. Повторение упражнений из предыдущих дней, по 1–2 из каждого блока.
Пятница 15–20 минут Игровой день Разминка. Ходьба по «дорожке», игра «собери игрушки», приседания «как зайчик». Основной фокус на вовлеченности ребенка.
Суббота 15–20 минут Статические упражнения и координация Разминка. Сидение «по-турецки», стойка на одной ноге (с поддержкой), ходьба по узкой дорожке.
Воскресенье Отдых Активные игры на свежем воздухе, не перегружающие ноги. Можно сделать легкий расслабляющий массаж.

Когда ждать результатов и что делать, если улучшений нет

Коррекция О-образной деформации ног с помощью лечебной физкультуры — это марафон, а не спринт. Первые заметные улучшения могут появиться через 2–3 месяца регулярных занятий. Важно понимать, что мышечно-связочный аппарат перестраивается медленно, а формирование нового двигательного стереотипа требует времени и многократных повторений. Главные союзники родителей на этом пути — терпение и последовательность.

Не стоит ожидать мгновенного чуда. Оценивать динамику лучше всего по фотографиям ног ребенка в положении стоя (сделанным, например, раз в месяц) или во время плановых осмотров у врача-ортопеда. Если по истечении 4–6 месяцев систематических занятий вы не видите абсолютно никаких изменений или, что еще важнее, деформация усугубляется, необходимо обязательно обратиться к врачу повторно. Специалист может скорректировать комплекс упражнений, назначить дополнительные методы диагностики или лечения. Отсутствие результата может свидетельствовать о нефизиологической природе деформации, требующей иного подхода.

Список литературы

  1. Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия. — М.: Медицина, 1980. — 336 с.
  2. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 568 с.
  3. Ульрих Э.В., Мушкин А.Ю. Вертебрология в терминах, цифрах, рисунках. — СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2004. — 187 с.
  4. Каптелин А.Ф. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1995. — 400 с.
  5. Staheli L.T. Practice of Pediatric Orthopedics. — 2nd ed. — Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins, 2006. — 528 p.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы врачам ЛФК

Все консультации врачей ЛФК


ДЦП ботокс

Здравствуйте, сделали диспорт месяц назад при ДЦП, какие занятия...

боль в груди.

Доброго дня! Возможно Вы сможете дать совет для решения такой...

Гимнастика при сколиозе

Сколиоз 2 степени, угол 25 град. кифоз, одно плечо ниже - какие...

Врачи ЛФК

Все врачи ЛФК


Врач ЛФК

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова

Стаж работы: 32 л.

Врач ЛФК

Национальный медицинский университет им. А.А.Богомольца

Стаж работы: 36 л.

Врач ЛФК

Дальневосточный государственный медицинский университет

Стаж работы: 24 л.