Причины заикания




Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Автор:

Сергеева Виктория Николаевна

Врач, медицинский редактор

15.06.2025
Время чтения:

Современные исследования указывают на важную роль нейробиологических механизмов в возникновении заикания. Функциональная МРТ выявляет особенности работы речевых центров у людей с этим нарушением. Наблюдается асинхронность между активностью зоны Брока (отвечающей за производство речи) и зоной Вернике (ответственной за понимание).

У многих пациентов обнаруживается повышенная активность правого полушария, которое пытается компенсировать недостаточную функцию левого. Также отмечаются различия в структуре белого вещества мозга, соединяющего речевые центры. Эти особенности могут быть как врожденными, так и приобретенными в результате травм или заболеваний.

Наследственные и генетические аспекты заикания

Многочисленные исследования подтверждают наследственный характер заикания. Вероятность появления этого нарушения у ребенка возрастает в 3 раза, если один из родителей заикается. У однояйцевых близнецов совпадение по заиканию наблюдается в 70-80% случаев, тогда как у разнояйцевых - лишь в 30%.

Ученые идентифицировали несколько генов (GNPTAB, GNPTG, NAGPA), связанных с метаболизмом лизосом, мутации которых могут влиять на речевую функцию. Однако генетическая предрасположенность реализуется только при наличии определенных внешних факторов, что объясняет, почему не все носители этих генов начинают заикаться.

Психологические причины и триггеры

Эмоциональные факторы часто выступают триггерами заикания у людей с предрасположенностью. К значимым психологическим причинам относятся:

  • Хронический стресс или острая психологическая травма
  • Повышенные требования к речи ребенка в период ее активного развития
  • Неблагоприятная семейная обстановка (конфликты, гиперопека)
  • Психологическое давление в процессе обучения

Интересно, что заикание часто проявляется или усиливается в ситуациях повышенной ответственности (публичные выступления, ответы у доски), тогда как в спокойной обстановке речь может быть практически нормальной. Это подтверждает роль психологических факторов в поддержании нарушения.

Критический возраст для формирования заикания

Пик начала заикания приходится на возраст 2-5 лет, когда происходит активное формирование речевой функции. В этот период речевой аппарат и нервная система особенно уязвимы к различным воздействиям. У детей с задержкой речевого развития или, наоборот, с опережающим развитием риск возникновения заикания повышается.

Физиологические запинки, характерные для этого возраста, при неблагоприятных условиях могут перерасти в стойкое заикание. Важную роль играет реакция окружающих - если родители или воспитатели начинают фиксировать внимание ребенка на его речевых ошибках, это может закрепить нарушение.

Приобретённое и органическое заикание

Приобретенное заикание может развиться после черепно-мозговых травм, нейроинфекций (менингит, энцефалит), инсультов. В таких случаях нарушение речи часто сочетается с другими неврологическими симптомами. Особенностью органического заикания является его внезапное появление на фоне ранее нормальной речи.

Перинатальные поражения центральной нервной системы (гипоксия плода, родовые травмы, недоношенность) также увеличивают риск развития заикания. Эти факторы могут приводить к минимальным мозговым дисфункциям, которые проявляются в том числе нарушениями речевой функции.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы логопедам

Все консультации логопедов


Можно ли исправить дислексию у школьника?

Добрый день. У моего ребёнка трудности с чтением и письмом....

Как помочь ребёнку начать говорить?

Здравствуйте. Моему ребёнку 3 года, и он говорит очень мало слов....

Как справиться с задержкой речевого развития?

Здравствуйте. У моего ребёнка диагностировали задержку речевого...

Логопеды

Все логопеды


Логопед

Московский ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени государственный педагогический институт имени Ленина.

Стаж работы: 40 л.

Логопед

Иркутский Государственный педагогический институт

Стаж работы: 53 л.

Логопед, Психолог

МАГУ

Стаж работы: 35 л.