Роль логопеда в коррекции дисграфии и дислексии




Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Автор:

Сергеева Виктория Николаевна

Врач, медицинский редактор

15.06.2025
Время чтения:

Логопед играет центральную роль в системе помощи детям с дисграфией и дислексией. Специалист не только занимается коррекцией уже имеющихся нарушений, но и проводит профилактическую работу, выявляя группы риска на ранних этапах. В отличие от педагога общего профиля, логопед владеет специальными методиками, направленными на развитие именно тех когнитивных функций, которые лежат в основе письменной речи.

Работа начинается с комплексной диагностики, которая позволяет определить структуру дефекта. Логопед оценивает состояние устной речи, фонематического слуха, звуко-буквенного анализа, зрительно-пространственных представлений и других компонентов, необходимых для успешного освоения чтения и письма. На основании полученных данных составляется индивидуальный маршрут коррекции, учитывающий сильные и слабые стороны конкретного ребенка.

Основные направления логопедической работы

Логопедическое воздействие при дисграфии и дислексии носит системный характер. Одно из ключевых направлений – развитие фонематических процессов. Это включает работу над узнаванием и различением звуков, анализом и синтезом звукового состава слова. Без этих базовых навыков невозможно полноценное овладение грамотой. Специалист использует специальные упражнения, помогающие ребенку установить устойчивую связь между звуком и соответствующей ему буквой.

Не менее важным аспектом является обогащение словарного запаса и формирование грамматического строя речи. Дети с нарушениями письма часто испытывают трудности в подборе нужных слов, построении развернутых высказываний. Логопед помогает преодолеть эти проблемы через систему специальных игр и заданий, постепенно усложняя материал по мере прогресса ребенка.

Командный подход в коррекции нарушений

Эффективность логопедической помощи значительно возрастает при комплексном подходе. Логопед работает в тесном контакте с неврологом, психологом, учителями и родителями. Например, при выявлении неврологической основы нарушений может быть рекомендована медикаментозная терапия, которая создаст благоприятную почву для коррекционной работы. Психолог помогает преодолеть сопутствующие эмоциональные трудности, а учитель закрепляет полученные навыки в учебном процессе.

Современные исследования подтверждают, что систематическая логопедическая помощь позволяет значительно уменьшить проявления дисграфии и дислексии. При раннем начале коррекции и соблюдении всех рекомендаций многие дети полностью компенсируют свои трудности и успешно осваивают школьную программу. Однако важно понимать, что этот процесс требует времени и терпения как от самого ребенка, так и от его окружения.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы логопедам

Все консультации логопедов


Как исправить неправильное произношение звуков?

Здравствуйте. Мой ребёнок не выговаривает некоторые звуки,...

Как помочь ребёнку начать говорить?

Здравствуйте. Моему ребёнку 3 года, и он говорит очень мало слов....

Что делать, если ребёнок заикается?

Добрый день. У моего ребёнка появились признаки заикания. Как это...

Логопеды

Все логопеды


Логопед

Московский ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени государственный педагогический институт имени Ленина.

Стаж работы: 40 л.

Логопед

Московский педагогический государственный университет

Стаж работы: 17 л.

Логопед

Иркутский Государственный педагогический институт

Стаж работы: 53 л.