Причины возникновения дислалии у детей




Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Автор:

Сергеева Виктория Николаевна

Врач, медицинский редактор

15.06.2025
Время чтения:

Дислалия у детей развивается под влиянием различных факторов, которые можно разделить на две основные категории: органические и функциональные. Понимание этих причин имеет принципиальное значение для выбора правильной тактики коррекции речевых нарушений. В отличие от более сложных речевых патологий, дислалия часто возникает без серьезных органических поражений, но требует внимательного анализа предрасполагающих условий.

Органические причины дислалии

К этой группе относятся анатомические особенности строения артикуляционного аппарата, которые создают физические препятствия для правильного звукопроизношения. Одной из наиболее распространенных причин является укороченная подъязычная связка (уздечка), ограничивающая подвижность языка. Это особенно влияет на произношение "верхнеязычных" звуков – [р], [л], [ш], [ж].

Другие анатомические факторы включают неправильный прикус (прогнатию, прогению), аномалии строения зубного ряда, высокое или, наоборот, уплощенное нёбо. Иногда причиной становятся последствия травм челюстно-лицевой области или врожденные расщелины нёба (хотя в последнем случае речь чаще идет о ринолалии). Важно отметить, что не все анатомические особенности обязательно приводят к дислалии – многое зависит от компенсаторных возможностей организма.

Функциональные причины дислалии

Эта группа причин встречается значительно чаще и связана не с физическими дефектами, а с особенностями работы речевых анализаторов. Среди ключевых факторов можно выделить:

  • Недостаточную сформированность фонематического слуха – способности различать звуки речи
  • Слабость артикуляционной моторики при отсутствии органических поражений
  • Неправильные образцы речи в окружении ребенка (подражание дефектному произношению взрослых или сверстников)
  • Билингвизм в семье, когда смешение языковых систем приводит к интерференции звуков
  • Педагогическая запущенность – недостаточное внимание к развитию речи ребенка

Особого внимания заслуживает сенсорная дислалия, связанная с проблемами слухового восприятия. В этом случае ребенок физически может воспроизвести звук, но не различает его акустические характеристики. Например, может путать звонкие и глухие согласные ([б]-[п], [д]-[т]) или твердые и мягкие варианты звуков.

Влияние речевой среды на развитие дислалии

Помимо физиологических и функциональных причин, существенное влияние на развитие дислалии оказывает речевая среда, в которой растет ребенок. Так называемая "социальная дислалия" может формироваться при чрезмерном сюсюканье с малышом, использовании упрощенных слов ("бибика" вместо "машина"). Другой крайностью становится недостаток речевого общения, когда у ребенка просто нет достаточной практики правильного звукопроизношения.

Интересно, что в последние годы специалисты отмечают увеличение случаев дислалии, связанных с ранним и бесконтрольным использованием гаджетов. Пассивное потребление контента без активного речевого взаимодействия замедляет формирование правильных артикуляционных навыков. Все эти факторы необходимо учитывать при проведении диагностики и разработке коррекционной программы.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Полезные материалы по теме:

Вопросы врачам


Преэмплаксия в беременность

Здравствуйте. У меня такая ситуация, я сейчас беременна на 14...

Врачи специалисты


Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Стаж работы: 19 л.

Военно-медицинская академия им. Кирова

Стаж работы: 14 л.

Самарский государственный медицинский университет

Стаж работы: 17 л.

Медицинские калькуляторы


Калькулятор гликемической нагрузки и индекса


Рассчитайте гликемическую нагрузку продуктов, вводя количество углеводов и их гликемический индекс. Узнайте, как пища влияет на уровень сахара в крови и как поддерживать стабильный гликемический профиль.

Медицинские шкалы


Оценка риска диабета по шкале FINDRISK


Оцените риск развития диабета по шкале FINDRISK, отвечая на вопросы о возрасте, весе, уровне физической активности и других факторах. Узнайте, каковы ваши шансы на развитие диабета и какие меры профилактики можно принять.