Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна




Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Автор:

Сергеева Виктория Николаевна

Врач, медицинский редактор

15.06.2025
Время чтения:

Формирование речевых навыков у детей с синдромом Дауна имеет ряд отличительных черт, обусловленных как физиологическими, так и когнитивными особенностями. Эти дети проходят те же этапы речевого развития, что и их нейротипичные сверстники, но с заметным отставанием по срокам и качественным своеобразием. Понимание этих особенностей позволяет специалистам разрабатывать более эффективные коррекционные программы.

Одной из главных причин речевых трудностей является гипотония – сниженный мышечный тонус, который затрагивает в том числе мышцы речевого аппарата. Это приводит к нечёткой артикуляции, ограниченной подвижности языка и губ, что существенно затрудняет произношение звуков. Кроме того, у многих детей наблюдается высокое нёбо и относительно большой язык, что создаёт дополнительные анатомические препятствия для формирования правильной речи.

Когнитивные и языковые аспекты

Развитие речи тесно связано с когнитивными процессами, которые у детей с синдромом Дауна имеют свою специфику. Пассивный словарь (понимание речи) у них обычно развит лучше, чем активный (способность говорить). Это создаёт своеобразный дисбаланс – ребёнок понимает больше, чем может выразить словами. Также отмечаются трудности с усвоением грамматических структур и построением развёрнутых фраз.

Память, особенно кратковременная, у таких детей часто ослаблена, что влияет на способность запоминать новые слова и конструкции. При этом зрительная память обычно развита лучше слуховой, что объясняет эффективность методов обучения с опорой на визуальные подсказки. Темп усвоения речевых навыков индивидуален, но в среднем первые слова появляются в 2-3 года, а фразовая речь – к 4-5 годам.

Социально-коммуникативные факторы

Несмотря на речевые трудности, дети с синдромом Дауна часто обладают хорошими социальными навыками и стремлением к общению. Они активно используют невербальные средства коммуникации – жесты, мимику, интонацию. Это важный ресурс, который можно задействовать в коррекционной работе. Однако недостаточное развитие речи может приводить к фрустрации, когда ребёнок не может выразить свои мысли и желания.

Среда играет критическую роль в речевом развитии. В семьях, где с ребёнком много разговаривают, используют адаптированные методы общения и создают благоприятную эмоциональную атмосферу, прогресс обычно более заметен. Важно поддерживать любые попытки коммуникации, даже если они далеки от совершенства, чтобы не подавить мотивацию к речевому общению.

Следует отметить, что картина речевого развития может значительно варьироваться у разных детей. Некоторые осваивают развёрнутую фразовую речь, другие предпочитают использовать короткие фразы или альтернативные средства коммуникации. Задача специалистов – выявить индивидуальные возможности каждого ребёнка и подобрать оптимальные методы коррекции.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы логопедам

Все консультации логопедов


Как справиться с задержкой речевого развития?

Здравствуйте. У моего ребёнка диагностировали задержку речевого...

Что делать, если ребёнок заикается?

Добрый день. У моего ребёнка появились признаки заикания. Как это...

Как помочь ребёнку начать говорить?

Здравствуйте. Моему ребёнку 3 года, и он говорит очень мало слов....

Логопеды

Все логопеды


Логопед

Московский ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени государственный педагогический институт имени Ленина.

Стаж работы: 40 л.

Логопед, Психолог

МАГУ

Стаж работы: 35 л.

Логопед

Уральский государственный педагогический университет

Стаж работы: 31 л.