Классификация речевых нарушений у взрослых




Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Автор:

Сергеева Виктория Николаевна

Врач, медицинский редактор

16.06.2025
Время чтения:

Речевые нарушения у взрослых можно классифицировать по нескольким критериям, включая причины возникновения, локализацию поражения и характер проявлений. Наиболее распространенной является классификация, основанная на механизмах развития патологии. В этом случае расстройства делятся на органические, вызванные повреждением структур головного мозга или речевого аппарата, и функциональные, связанные с психогенными факторами без явных физиологических нарушений.

Афазии

Афазии относятся к наиболее сложным речевым нарушениям, возникающим при поражении корковых речевых зон головного мозга. Они характеризуются полной или частичной утратой уже сформировавшейся речи. В зависимости от локализации повреждения выделяют несколько видов афазий. Моторная афазия (афазия Брока) проявляется трудностями в произнесении слов при относительно сохранном понимании речи. Сенсорная афазия (афазия Вернике), напротив, характеризуется нарушением понимания речи при сохраненной способности говорить.

Амнестическая афазия выражается в трудностях называния предметов, динамическая - в нарушении построения развернутого высказывания. Особой формой является тотальная афазия, при которой страдают все стороны речевой деятельности. Эти нарушения часто возникают после инсультов, черепно-мозговых травм или при нейродегенеративных заболеваниях.

Дизартрии

Дизартрия представляет собой нарушение произносительной стороны речи, вызванное поражением нервной системы. В отличие от афазии, при дизартрии страдает не структура речи, а ее двигательная реализация. Основные проявления включают нечеткость артикуляции, изменение голоса, нарушение речевого дыхания и темпа речи. Выделяют несколько форм дизартрии:

  • Бульбарная (при поражении продолговатого мозга)
  • Псевдобульбарная (при двустороннем поражении корково-ядерных путей)
  • Мозжечковая (при повреждении мозжечка)
  • Подкорковая (при патологии подкорковых структур)
  • Корковая (при поражении коры головного мозга)

Степень выраженности дизартрии может варьировать от легкой невнятности произношения до полной невозможности членораздельной речи. Чаще всего эти нарушения встречаются при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона, ДЦП и последствиях инсультов.

Другие виды речевых нарушений

Кроме афазий и дизартрий, у взрослых встречаются и другие формы речевых расстройств. Заикание (логоневроз) проявляется нарушением плавности речи с частыми повторениями или пролонгацией звуков. Хотя чаще оно начинается в детстве, у некоторых людей проблема сохраняется или даже появляется во взрослом возрасте, особенно после психологических травм.

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами носоглотки. Дисфония представляет собой расстройство голосообразования, при котором голос становится хриплым, слабым или полностью отсутствует. Эти нарушения могут развиваться после операций на гортани, при неврологических заболеваниях или вследствие профессионального перенапряжения голосовых связок.

Отдельную группу составляют речевые нарушения при деменции и нейродегенеративных заболеваниях. Они характеризуются постепенным ухудшением всех аспектов речи: обеднением словарного запаса, упрощением грамматических конструкций, трудностями подбора слов. В поздних стадиях может развиваться полная утрата речевой функции.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы логопедам

Все консультации логопедов


Можно ли исправить дислексию у школьника?

Добрый день. У моего ребёнка трудности с чтением и письмом....

Как исправить неправильное произношение звуков?

Здравствуйте. Мой ребёнок не выговаривает некоторые звуки,...

Как помочь ребёнку начать говорить?

Здравствуйте. Моему ребёнку 3 года, и он говорит очень мало слов....

Логопеды

Все логопеды


Логопед

Московский ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени государственный педагогический институт имени Ленина.

Стаж работы: 40 л.

Логопед, Психолог

МАГУ

Стаж работы: 35 л.

Логопед

Иркутский Государственный педагогический институт

Стаж работы: 53 л.