Физиологические особенности речевого развития у детей




Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Автор:

Сергеева Виктория Николаевна

Врач, медицинский редактор

17.06.2025
Время чтения:

Формирование речевых навыков у ребенка – сложный процесс, который напрямую зависит от созревания различных отделов нервной системы и развития артикуляционного аппарата. В первые годы жизни происходит активное становление речевых центров мозга, совершенствуется моторика органов речи, устанавливаются нейронные связи, необходимые для правильного звукопроизношения. Эти физиологические изменения происходят поэтапно, и каждый возрастной период имеет свои характерные особенности.

У новорожденных речевой аппарат существенно отличается от взрослого: язык занимает большую часть ротовой полости, небо более плоское, а губы недостаточно подвижны. По мере роста ребенка происходят значительные изменения: укрепляются мышцы языка и губ, развивается подвижность нижней челюсти, формируется правильный прикус. Эти преобразования создают анатомическую основу для четкого произношения звуков.

Этапы развития речевого аппарата

В первый год жизни происходит подготовка речевых органов к будущей вербальной коммуникации. Младенцы начинают с гуления (2-4 месяца), которое постепенно переходит в лепет (6-8 месяцев). В этот период активно тренируются голосовые связки, отрабатываются различные позиции языка и губ. К 12 месяцам большинство детей уже могут произносить простые слова, состоящие из повторяющихся слогов.

В возрасте 1-3 лет происходит стремительное развитие речевой моторики. Дети осваивают все больше звуков, хотя многие из них еще произносятся нечетко или заменяются более простыми аналогами. Это связано с тем, что тонкая координация движений языка, губ и мягкого неба пока недостаточно развита. Именно в этот период часто наблюдается пропуск окончаний слов – ребенок как бы «экономит» усилия, упрощая сложные для него звуковые конструкции.

Роль нервной системы в формировании речи

Качество речи во многом определяется степенью зрелости центральной нервной системы. Речевые центры в коре головного мозга (зона Брока и зона Вернике) окончательно формируются к 4-5 годам. До этого времени нервные импульсы передаются медленнее, что может отражаться на качестве произношения. Особенно заметно это проявляется в сложных словах, где требуется быстрая смена артикуляционных позиций.

Важно понимать, что у каждого ребенка свой индивидуальный темп созревания нервной системы и речевого аппарата. Некоторые дети начинают говорить четко и разборчиво уже к 3 годам, другим требуется больше времени для отработки сложных звуков и словосочетаний. Физиологическая незрелость речевых органов в дошкольном возрасте – совершенно нормальное явление, которое обычно проходит без специального вмешательства.

Факторы, влияющие на речевое развитие

  • Наследственность – темпы речевого развития часто схожи у родителей и детей
  • Состояние слуха – даже незначительное снижение слуха может влиять на качество произношения
  • Общее физическое развитие – дети с хорошей крупной моторикой обычно быстрее осваивают и речевые навыки
  • Частота речевого общения – чем больше с ребенком разговаривают, тем быстрее формируется его собственная речь

Понимание физиологических основ речевого развития помогает родителям адекватно оценивать способности ребенка и не предъявлять к нему завышенных требований. Если к 5-6 годам проблемы с произношением окончаний сохраняются, это может свидетельствовать о необходимости консультации специалистов – логопеда, невролога или сурдолога.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы логопедам

Все консультации логопедов


Как помочь ребёнку начать говорить?

Здравствуйте. Моему ребёнку 3 года, и он говорит очень мало слов....

Как исправить неправильное произношение звуков?

Здравствуйте. Мой ребёнок не выговаривает некоторые звуки,...

Можно ли исправить дислексию у школьника?

Добрый день. У моего ребёнка трудности с чтением и письмом....

Логопеды

Все логопеды


Логопед

Московский ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени государственный педагогический институт имени Ленина.

Стаж работы: 40 л.

Логопед

Иркутский Государственный педагогический институт

Стаж работы: 53 л.

Логопед, Психолог

МАГУ

Стаж работы: 35 л.