Методы коррекции тахилалии




Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Автор:

Сергеева Виктория Николаевна

Врач, медицинский редактор

17.06.2025
Время чтения:

Коррекционная работа при тахилалии направлена не только на нормализацию темпа речи, но и на развитие навыков самоконтроля, улучшение когнитивных функций и эмоциональной регуляции. Современные подходы предполагают индивидуальный подбор методик в зависимости от возраста пациента, причин нарушения и степени его выраженности. Важным условием успеха является систематичность занятий и активное участие самого пациента в процессе коррекции.

Логопедические методики

Основу коррекционной работы составляет логопедическое воздействие, которое включает несколько направлений. Первостепенное значение имеет выработка правильного речевого дыхания. Пациентов обучают диафрагмальному дыханию, упражнениям на растягивание выдоха и синхронизацию дыхания с речью. Это создает физиологическую основу для контроля темпа.

Специальные упражнения по ритмизации речи помогают выработать оптимальный темп. К ним относятся:

  • проговаривание текстов под метроном с постепенным снижением темпа
  • чтение с одновременным отстукиванием ритма
  • произнесение фраз с паузами по зрительным сигналам
  • хоровое чтение в унисон с логопедом

Артикуляционная гимнастика направлена на улучшение четкости произношения. Особое внимание уделяется упражнениям на точность артикуляционных движений и переключаемость между разными звуками. По мере формирования навыков медленной и четкой речи вводятся задания на осознанный контроль темпа в спонтанных высказываниях.

Психологические и нейропсихологические методы

Когнитивно-поведенческая терапия помогает пациентам осознать особенности своей речи и выработать стратегии самоконтроля. Особенно эффективны техники остановки и переформулирования мысли, когда человек учится делать осознанные паузы перед ответом. Тренинг социальных навыков позволяет преодолеть коммуникативные трудности, связанные с быстрой речью.

Нейропсихологическая коррекция направлена на улучшение функций программирования и контроля деятельности. Специальные упражнения развивают способность к торможению импульсивных реакций, улучшают рабочую память и внимание. Хорошие результаты дают компьютерные программы биологической обратной связи, где пациент визуально наблюдает параметры своей речи и учится их регулировать.

Медикаментозная терапия и дополнительные подходы

В случаях, когда тахилалия связана с неврологическими нарушениями или СДВГ, может назначаться медикаментозная поддержка. Неврологи применяют ноотропные препараты, улучшающие когнитивные функции, в отдельных случаях - мягкие седативные средства для снижения общей возбудимости. Решение о лекарственной терапии всегда принимается индивидуально после комплексного обследования.

Дополнительные методы включают:

  • логопедический массаж для нормализации тонуса артикуляционных мышц
  • дыхательную гимнастику по Стрельниковой или Бутейко
  • телесно-ориентированную терапию для улучшения осознания своих движений
  • музыкотерапию с упражнениями на ритмизацию

Эффективность коррекции значительно повышается при раннем начале работы - оптимально в дошкольном или младшем школьном возрасте. Однако и у взрослых пациентов систематические занятия дают устойчивые положительные результаты. Важным условием является перенос сформированных навыков в повседневную жизнь, для чего необходима поддержка близких и создание благоприятной речевой среды.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы логопедам

Все консультации логопедов


Что делать, если ребёнок заикается?

Добрый день. У моего ребёнка появились признаки заикания. Как это...

Можно ли исправить дислексию у школьника?

Добрый день. У моего ребёнка трудности с чтением и письмом....

Как исправить неправильное произношение звуков?

Здравствуйте. Мой ребёнок не выговаривает некоторые звуки,...

Логопеды

Все логопеды


Логопед

Московский ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени государственный педагогический институт имени Ленина.

Стаж работы: 40 л.

Логопед

Московский педагогический государственный университет

Стаж работы: 17 л.

Логопед

Уральский государственный педагогический университет

Стаж работы: 31 л.