Мелкая моторика в раннем детском возрасте




Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Автор:

Сергеева Виктория Николаевна

Врач, медицинский редактор

18.06.2025
Время чтения:

Период раннего детства (от 1 года до 3 лет) является критически важным для развития мелкой моторики. В это время происходит интенсивное созревание нервной системы, а движения пальцев рук становятся все более точными и координированными. Характерной особенностью этого возраста является переход от простых хватательных рефлексов к сложным манипулятивным действиям, что создает основу для дальнейшего когнитивного и речевого развития.

На втором году жизни у ребенка появляется так называемый "пинцетный захват" - способность брать мелкие предметы большим и указательным пальцами. Это достижение имеет огромное значение, так как позволяет малышу исследовать мир более детально. Параллельно с совершенствованием моторных навыков происходит скачок в речевом развитии - активный словарь быстро пополняется, формируются первые фразы. Такая синхронность не случайна - она отражает тесную связь между двигательными и речевыми зонами мозга.

Этапы развития мелкой моторики

Развитие тонких движений рук в раннем возрасте проходит несколько закономерных этапов. В 12-15 месяцев дети осваивают простейшие действия: стучать предметами, бросать их, вкладывать один в другой. К 18 месяцам появляются более сложные манипуляции: перелистывание страниц (хотя еще по несколько сразу), попытки рисовать каракули, строительство башен из 2-3 кубиков.

На третьем году жизни моторные навыки становятся еще более совершенными: ребенок учится правильно держать карандаш, может нанизывать крупные бусины на шнурок, уверенно пользуется ложкой. Особенно важно, что в этом возрасте движения пальцев начинают выполняться под зрительным контролем, что свидетельствует о развитии зрительно-моторной координации. Каждый из этих этапов сопровождается прогрессом в речевой сфере - от отдельных слов к простым предложениям.

Методы развития мелкой моторики

Для стимуляции тонких движений пальцев в раннем возрасте специалисты рекомендуют следующие виды деятельности:

  • Игры с предметами разной формы и размера (сортировщики форм, пирамидки)
  • Лепка из мягкого пластилина или теста
  • Рисование пальчиковыми красками, мелками, карандашами
  • Пересыпание крупы, переливание воды с помощью различных емкостей
  • Застегивание крупных пуговиц, липучек на развивающих игрушках

Важно, чтобы все занятия проходили в игровой форме и соответствовали возрасту ребенка. Слишком сложные задания могут вызвать разочарование, а слишком простые - не дадут развивающего эффекта. Оптимально, когда упражнения немного опережают текущие возможности малыша, стимулируя его к освоению новых навыков.

Особое внимание стоит уделить развитию обеих рук, хотя к концу раннего возраста обычно становится заметно предпочтение одной из них (праворукость или леворукость). Развитие мелкой моторики в этот период создает фундамент не только для речи, но и для других высших психических функций - мышления, памяти, воображения. Поэтому так важно создать богатую и разнообразную среду для моторного развития малыша.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Полезные материалы по теме:

Вопросы врачам


Боль в глазах после сварочного аппарата

После работы на сварочном аппарате, воспалились и покраснели...

ЛевоеВеко

Месяц назад ( 1фев2025) заметил наплыв левого века ( нет боли,...

Рецидив или что это может быть?

Четыре месяца назад перенесла операцию по удалению саркомы...

Врачи специалисты


Кубанский государственный медицинский университет

Стаж работы: 4 л.

Красноярский государственный медицинский университет им. профессора Войно-Ясенецкого

Стаж работы: 20 л.

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова

Стаж работы: 26 л.

Медицинские калькуляторы


Калькулятор индекса курильщика


Определите индекс курильщика, вводя данные о количестве сигарет и продолжительности курения. Узнайте, какой вред для здоровья несет курение и как можно снизить его риски.

Медицинские шкалы


Оценка комы по шкале Глазго


Оцените степень комы по шкале Глазго, оценивая реакции пациента на болевые стимулы, открытие глаз, вербальные ответы и моторные реакции. Узнайте, насколько серьезно нарушено сознание и какая необходима медицинская помощь.