Признаки нарушений орального праксиса




Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Автор:

Сергеева Виктория Николаевна

Врач, медицинский редактор

18.06.2025
Время чтения:

Нарушения орального праксиса проявляются разнообразными симптомами, которые могут значительно отличаться в зависимости от возраста пациента и причины расстройства. У детей такие нарушения чаще всего выявляются в процессе становления речи, тогда как у взрослых они обычно возникают вследствие неврологических заболеваний. Характерной особенностью является неспособность выполнить определенные движения органами артикуляции по словесной инструкции, хотя спонтанно эти же движения могут получаться без труда.

Одним из наиболее заметных признаков служит поиск артикуляционной позы - когда человек явно пытается найти правильное положение губ или языка, но делает это методом проб и ошибок. Часто наблюдаются замены сложных движений более простыми, например, вместо подъема кончика языка к альвеолам пациент просто высовывает язык вперед. При тяжелых нарушениях может отмечаться полная невозможность выполнить требуемое движение, даже при сохранении понимания инструкции.

Речевые проявления

В речевой продукции нарушения орального праксиса проявляются характерными искажениями звуков. Наиболее часто страдают сложные в артикуляционном отношении звуки: вибранты (р, рь), шипящие (ш, ж, ч, щ) и аффрикаты (ц). Типичны замены этих звуков более простыми, упрощение сложных артикуляционных укладов. Например, звук "р" может заменяться на "л" или "в", а "ш" - на "с" или "ф". Важной диагностической особенностью является непостоянство ошибок - один и тот же звук в разных словах или даже при повторении может произноситься по-разному.

При попытке повторить серию движений (например, "улыбка - трубочка - улыбка") отмечаются персеверации - застревание на одном движении, перестановки элементов последовательности или пропуски отдельных действий. Темп выполнения таких заданий обычно замедлен, движения требуют значительных усилий и сопровождаются видимым напряжением мимической мускулатуры. Интересно, что автоматизированные движения (например, облизывание губ) могут сохраняться лучше, чем произвольные.

Невербальные проявления

Вне речевой деятельности нарушения орального праксиса могут проявляться трудностями при выполнении бытовых действий, требующих точных движений ртом. Пациенты испытывают сложности при надувании щек по очереди, цоканье языком, подувании на воображаемую пушинку. У детей часто отмечается неловкость при жевании твердой пищи, предпочтение протертым блюдам, нежелание есть мясо или другие продукты, требующие активного пережевывания. В тяжелых случаях может наблюдаться слюнотечение из-за трудностей с произвольным глотанием.

При неврологическом обследовании выявляется интересный феномен - сохранность непроизвольных движений при нарушении произвольных. Например, пациент не может по команде высунуть язык, но автоматически делает это, когда капает ему на губы каплю меда. Также характерно ухудшение качества движений при усложнении задания - если изолированное движение языком вверх еще возможно, то последовательность "вверх-вниз-вправо" выполняется с ошибками. Это отличает апраксические нарушения от параличей, где страдают все виды движений.

У детей дошкольного возраста тревожными сигналами могут служить: длительное сохранение упрощенных артикуляционных укладов, отсутствие прогресса в постановке сложных звуков после 5 лет, выраженные трудности в подражании артикуляционным позам. У школьников нарушения орального праксиса часто сопровождаются трудностями в обучении письму, особенно при написании букв, требующих сложных движений руки. Это связано с общими проблемами формирования двигательных программ, которые затрагивают как речевую, так и ручную моторику.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Полезные материалы по теме:

Вопросы врачам


Как понять, что у меня преждевременные схватки?

Здравствуйте. У меня 32 неделя беременности, и я иногда чувствую...

Проблемы с желудком

Здравствуйте.  Маме 86 лет. Всё что ест выходит назад. На...

Как узнать о взаимодействии между лекарствами?

Здравствуйте. Я принимаю несколько препаратов одновременно. Как...

Врачи специалисты


Санкт-Петербургский государственный университет (СпбГУ)

Стаж работы: 10 л.

Приволжский исследовательский медицинский университет

Стаж работы: 4 л.

МГМСУ им. А.И. Евдокимова

Стаж работы: 27 л.

Медицинские калькуляторы


Калькулятор гликемической нагрузки и индекса


Рассчитайте гликемическую нагрузку продуктов, вводя количество углеводов и их гликемический индекс. Узнайте, как пища влияет на уровень сахара в крови и как поддерживать стабильный гликемический профиль.

Медицинские шкалы


Оценка комы по шкале Глазго


Оцените степень комы по шкале Глазго, оценивая реакции пациента на болевые стимулы, открытие глаз, вербальные ответы и моторные реакции. Узнайте, насколько серьезно нарушено сознание и какая необходима медицинская помощь.