Типы эхолалии




Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Автор:

Сергеева Виктория Николаевна

Врач, медицинский редактор

18.06.2025
Время чтения:

В логопедической практике принято выделять несколько видов эхолалии, которые отличаются по механизму проявления и временному промежутку между услышанным и повторенным. Классификация помогает специалистам точнее определить особенности речевого развития ребенка и разработать эффективную коррекционную программу.

Немедленная эхолалия

Этот тип характеризуется мгновенным повторением только что услышанных слов или фраз. Ребенок может воспроизводить вопрос вместо ответа, копировать последнюю фразу из диалога или дословно повторять обращенную к нему речь. В норме такое явление встречается у малышей на этапе активного освоения языка - обычно в возрасте 1.5-2.5 лет.

Однако если немедленная эхолалия сохраняется после 3-4 лет, это может указывать на:

  • Трудности в понимании обращенной речи
  • Проблемы с формированием самостоятельных высказываний
  • Особенности обработки речевой информации при аутистических расстройствах

Отсроченная эхолалия

Более сложный вариант, при котором ребенок воспроизводит услышанное спустя время - от нескольких минут до недель. Часто это фразы из мультфильмов, реплики родителей или воспитателей, повторяемые вне контекста. Такой тип особенно характерен для расстройств аутистического спектра.

Отсроченная эхолалия может выполнять разные функции:

  • Способ саморегуляции при эмоциональном напряжении
  • Попытка поддержать общение при недостатке собственных речевых навыков
  • Форма стереотипного поведения при аутизме

Функциональные различия эхолалии

Помимо временного критерия, специалисты выделяют классификацию по функциональному назначению повторяемой речи. Коммуникативная эхолалия используется ребенком для поддержания диалога, даже если он не полностью понимает смысл слов. Не коммуникативная форма чаще связана с аутостимуляцией или является проявлением навязчивых состояний.

Определение конкретного типа эхолалии имеет важное значение для логопедической работы. Например, при немедленной эхолалии упор делается на развитие диалоговых навыков, а при отсроченной - на создание коммуникативных ситуаций, где заученные фразы могут быть использованы уместно.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы логопедам

Все консультации логопедов


Как исправить неправильное произношение звуков?

Здравствуйте. Мой ребёнок не выговаривает некоторые звуки,...

Можно ли исправить дислексию у школьника?

Добрый день. У моего ребёнка трудности с чтением и письмом....

Что делать, если ребёнок заикается?

Добрый день. У моего ребёнка появились признаки заикания. Как это...

Логопеды

Все логопеды


Логопед

Уральский государственный педагогический университет

Стаж работы: 31 л.

Логопед

Московский педагогический государственный университет

Стаж работы: 17 л.

Логопед

Московский ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени государственный педагогический институт имени Ленина.

Стаж работы: 40 л.