Симптомы и проявления артикуляционной диспраксии




Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Автор:

Сергеева Виктория Николаевна

Врач, медицинский редактор

18.06.2025
2 мин.

Артикуляционная диспраксия имеет характерные проявления, которые отличают ее от других речевых нарушений. Основная особенность - это непостоянство ошибок и сложности с воспроизведением даже хорошо знакомых слов. Ребенок может правильно произнести слово в одном контексте и сделать ошибку в другом, что часто вызывает недоумение у родителей.

Ранние признаки у детей

Первые симптомы можно заметить уже в период становления речи. У детей с диспраксией наблюдается:

  • Задержка речевого развития (первые слова появляются после 2 лет)
  • Ограниченный звуковой репертуар (используют только простые звуки)
  • Трудности с имитацией артикуляционных движений
  • Упрощение сложных слов (пропуски слогов, перестановки звуков)
  • Проблемы с жеванием и глотанием в младенческом возрасте

Характерно, что понимание речи у таких детей обычно соответствует возрасту, тогда как экспрессивная речь значительно отстает. Они активно пытаются общаться, используя жесты и мимику, но сталкиваются с трудностями при попытке произнести слова.

Основные речевые симптомы

По мере развития речи становятся заметны специфические проявления диспраксии:

  • Нестабильность звукопроизношения (один и тот же звук в разных словах произносится по-разному)
  • Поиск артикуляционной позы (ребенок как бы "нащупывает" правильное положение губ и языка)
  • Увеличение количества ошибок в длинных словах и предложениях
  • Трудности с плавным переходом между звуками
  • Нарушение ритмической организации речи

Особенностью диспраксии является то, что ребенок осознает свои ошибки, но не может их исправить без помощи. Это часто приводит к фрустрации и отказу от речевого общения, особенно в незнакомой обстановке.

Сопутствующие неречевые проявления

У многих детей с артикуляционной диспраксией наблюдаются и другие особенности развития:

  • Неловкость мелкой моторики (трудности с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков)
  • Проблемы с координацией движений
  • Повышенная чувствительность в области рта (не любят чистить зубы, избегают некоторых текстур пищи)
  • Трудности с организацией последовательных действий
  • Повышенная утомляемость при речевой нагрузке

Следует отметить, что выраженность симптомов может значительно варьироваться - от легких форм, когда окружающие почти не замечают проблем, до тяжелых случаев, когда речь становится практически непонятной. Раннее выявление этих признаков позволяет своевременно начать коррекционную работу и предотвратить вторичные нарушения коммуникации и обучения.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы логопедам

Все консультации логопедов


Можно ли исправить дислексию у школьника?

Добрый день. У моего ребёнка трудности с чтением и письмом....

Как помочь ребёнку начать говорить?

Здравствуйте. Моему ребёнку 3 года, и он говорит очень мало слов....

Что делать, если ребёнок заикается?

Добрый день. У моего ребёнка появились признаки заикания. Как это...

Логопеды

Все логопеды


Логопед

Московский педагогический государственный университет

Стаж работы: 17 л.

Логопед

Иркутский Государственный педагогический институт

Стаж работы: 53 л.

Логопед

Уральский государственный педагогический университет

Стаж работы: 31 л.