Признаки дизорфографии у детей и взрослых




Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Автор:

Сергеева Виктория Николаевна

Врач, медицинский редактор

18.06.2025
Время чтения:

Проявления дизорфографии существенно отличаются от обычных орфографических ошибок своей системностью и устойчивостью. У детей младшего школьного возраста нарушение часто маскируется под типичные трудности освоения письма, однако опытный специалист может заметить специфические признаки. Взрослые с недиагностированной в детстве дизорфографией обычно вырабатывают компенсаторные стратегии, но определенные трудности сохраняются.

Характерные признаки у детей

У учащихся начальных классов дизорфография проявляется прежде всего неспособностью применять изученные правила на практике. Ребенок может правильно формулировать правило, но постоянно ошибаться при его использовании в письменных работах. Типичной является ситуация, когда после успешного выполнения упражнений на определенное правило в классе, те же самые орфограммы пишутся с ошибками в диктантах или свободных письменных работах.

Особое внимание следует обратить на следующие устойчивые симптомы:

  • Ошибки в словах, которые многократно повторялись и должны были быть запомнены
  • Нестабильность написания - одно и то же слово пишется по-разному в одном тексте
  • Трудности с переносом правила на новые слова и контексты
  • Неспособность самостоятельно находить и исправлять свои ошибки
  • Резкое увеличение количества ошибок при усложнении заданий

Проявления у подростков и взрослых

У старших школьников и взрослых картина дизорфографии несколько меняется. Многие вырабатывают собственные стратегии компенсации, но определенные трудности сохраняются. В отличие от детей, у взрослых чаще наблюдаются избирательные проблемы с определенными типами орфограмм, тогда как другие правила усваиваются нормально.

Характерными особенностями дизорфографии у взрослых являются:

  • Необходимость многократной проверки написания даже простых слов
  • Зависимость качества письма от усталости и стресса
  • Трудности с формальными письменными текстами (заявления, отчеты)
  • Проблемы с усвоением новой терминологии и правил ее написания
  • Потребность в использовании вспомогательных средств (автопроверка)

Возрастные особенности проявлений

Интересно проследить, как меняются симптомы дизорфографии с возрастом. У младших школьников нарушения носят глобальный характер, затрагивая практически все аспекты орфографии. В подростковом возрасте проблемы становятся более избирательными - могут сохраняться трудности преимущественно с безударными гласными или сложными морфологическими написаниями. Взрослые часто испытывают наибольшие сложности с новыми или редко встречающимися словами.

Важно понимать, что дизорфография не исчезает с возрастом самостоятельно. Без специальной коррекционной работы человек просто учится адаптироваться к своим трудностям, вырабатывая различные компенсаторные механизмы. Однако при интенсивной интеллектуальной нагрузке или стрессе симптомы обычно проявляются более явно, что может создавать серьезные проблемы в профессиональной деятельности.

Особого внимания требует дифференциальная диагностика дизорфографии с обычной безграмотностью, вызванной педагогической запущенностью. Ключевым отличием является то, что при дизорфографии дополнительные занятия по стандартным методикам не приводят к значительному улучшению, тогда как при педагогической запущенности интенсивные занятия дают быстрый положительный эффект.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы логопедам

Все консультации логопедов


Как справиться с задержкой речевого развития?

Здравствуйте. У моего ребёнка диагностировали задержку речевого...

Что делать, если ребёнок заикается?

Добрый день. У моего ребёнка появились признаки заикания. Как это...

Как помочь ребёнку начать говорить?

Здравствуйте. Моему ребёнку 3 года, и он говорит очень мало слов....

Логопеды

Все логопеды


Логопед, Психолог

МАГУ

Стаж работы: 35 л.

Логопед

Московский ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени государственный педагогический институт имени Ленина.

Стаж работы: 40 л.

Логопед

Иркутский Государственный педагогический институт

Стаж работы: 53 л.