Признаки дизорфографии у детей и взрослых
Проявления дизорфографии существенно отличаются от обычных орфографических ошибок своей системностью и устойчивостью. У детей младшего школьного возраста нарушение часто маскируется под типичные трудности освоения письма, однако опытный специалист может заметить специфические признаки. Взрослые с недиагностированной в детстве дизорфографией обычно вырабатывают компенсаторные стратегии, но определенные трудности сохраняются.
Характерные признаки у детей
У учащихся начальных классов дизорфография проявляется прежде всего неспособностью применять изученные правила на практике. Ребенок может правильно формулировать правило, но постоянно ошибаться при его использовании в письменных работах. Типичной является ситуация, когда после успешного выполнения упражнений на определенное правило в классе, те же самые орфограммы пишутся с ошибками в диктантах или свободных письменных работах.
Особое внимание следует обратить на следующие устойчивые симптомы:
- Ошибки в словах, которые многократно повторялись и должны были быть запомнены
- Нестабильность написания - одно и то же слово пишется по-разному в одном тексте
- Трудности с переносом правила на новые слова и контексты
- Неспособность самостоятельно находить и исправлять свои ошибки
- Резкое увеличение количества ошибок при усложнении заданий
Проявления у подростков и взрослых
У старших школьников и взрослых картина дизорфографии несколько меняется. Многие вырабатывают собственные стратегии компенсации, но определенные трудности сохраняются. В отличие от детей, у взрослых чаще наблюдаются избирательные проблемы с определенными типами орфограмм, тогда как другие правила усваиваются нормально.
Характерными особенностями дизорфографии у взрослых являются:
- Необходимость многократной проверки написания даже простых слов
- Зависимость качества письма от усталости и стресса
- Трудности с формальными письменными текстами (заявления, отчеты)
- Проблемы с усвоением новой терминологии и правил ее написания
- Потребность в использовании вспомогательных средств (автопроверка)
Возрастные особенности проявлений
Интересно проследить, как меняются симптомы дизорфографии с возрастом. У младших школьников нарушения носят глобальный характер, затрагивая практически все аспекты орфографии. В подростковом возрасте проблемы становятся более избирательными - могут сохраняться трудности преимущественно с безударными гласными или сложными морфологическими написаниями. Взрослые часто испытывают наибольшие сложности с новыми или редко встречающимися словами.
Важно понимать, что дизорфография не исчезает с возрастом самостоятельно. Без специальной коррекционной работы человек просто учится адаптироваться к своим трудностям, вырабатывая различные компенсаторные механизмы. Однако при интенсивной интеллектуальной нагрузке или стрессе симптомы обычно проявляются более явно, что может создавать серьезные проблемы в профессиональной деятельности.
Особого внимания требует дифференциальная диагностика дизорфографии с обычной безграмотностью, вызванной педагогической запущенностью. Ключевым отличием является то, что при дизорфографии дополнительные занятия по стандартным методикам не приводят к значительному улучшению, тогда как при педагогической запущенности интенсивные занятия дают быстрый положительный эффект.
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы логопедам
Как справиться с задержкой речевого развития?
Здравствуйте. У моего ребёнка диагностировали задержку речевого...
Что делать, если ребёнок заикается?
Добрый день. У моего ребёнка появились признаки заикания. Как это...
Как помочь ребёнку начать говорить?
Здравствуйте. Моему ребёнку 3 года, и он говорит очень мало слов....
Логопеды
Логопед, Психолог
МАГУ
Стаж работы: 35 л.
Логопед
Московский ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени государственный педагогический институт имени Ленина.
Стаж работы: 40 л.
Логопед
Иркутский Государственный педагогический институт
Стаж работы: 53 л.