Выявление микроделеционных синдромов методами FISH и array-CGH у детей является ключевым этапом в диагностике многих генетических состояний, которые не обнаруживаются при стандартном анализе кариотипа. Когда у ребенка наблюдаются особенности развития, врожденные пороки или специфические черты внешности, а рутинные исследования не дают ответа, на помощь приходят высокотехнологичные цитогенетические и молекулярно-цитогенетические методы. Понимание принципов работы, возможностей и различий между флуоресцентной in situ гибридизацией (FISH) и сравнительной геномной гибридизацией на микрочипах (array-CGH) позволяет родителям и врачам выбрать оптимальный путь для постановки точного диагноза и разработки дальнейшей стратегии ведения ребенка.
Что такое микроделеционные синдромы и почему их сложно обнаружить
Микроделеционные синдромы — это группа генетических заболеваний, вызванных утратой (делецией) очень маленького участка хромосомы. Этот фрагмент может содержать от одного до нескольких десятков генов, и его отсутствие нарушает нормальное развитие и функционирование организма. В отличие от крупных хромосомных аномалий, таких как синдром Дауна (трисомия по 21-й хромосоме), которые видны при стандартном исследовании набора хромосом (кариотипировании) под микроскопом, микроделеции слишком малы для обнаружения этим методом. Именно поэтому стандартный анализ кариотипа у ребенка с подозрением на генетическую патологию может показать «норму», что часто вызывает растерянность у родителей и ставит в тупик врачей. Микроделеционные синдромы могут проявляться широким спектром признаков, включая задержку психоречевого и моторного развития, интеллектуальную недостаточность, особенности строения лица и тела, врожденные пороки сердца и других органов, а также поведенческие нарушения.
Метод FISH: целенаправленный поиск конкретных синдромов
Флуоресцентная in situ гибридизация (FISH) — это молекулярно-цитогенетический метод, который позволяет обнаружить или исключить наличие конкретной, заранее известной хромосомной аномалии. Его принцип можно сравнить с использованием специального ключа для определенного замка. Для анализа создаются ДНК-зонды — короткие фрагменты ДНК, которые комплементарны (соответствуют) искомому участку хромосомы и помечены флуоресцентным красителем. Эти зонды наносят на генетический материал пациента. Если искомый участок в хромосоме присутствует, зонд связывается с ним, и под специальным микроскопом врач видит яркий светящийся сигнал. Если же участок отсутствует (произошла микроделеция), зонду не с чем связаться, и сигнала в этом месте не будет.
Метод FISH незаменим, когда клиническая картина у ребенка указывает на конкретный микроделеционный синдром. Например, при подозрении на синдром Ди Джорджи (делеция в регионе 22q11.2) или синдром Вильямса (делеция в регионе 7q11.23). Это точный и относительно быстрый анализ, который дает однозначный ответ «да» или «нет» на вопрос о наличии конкретной аномалии. Однако его главный недостаток заключается в узкой направленности: он не способен обнаружить другие генетические «поломки», которые не были целью исследования.
Сравнительная геномная гибридизация на микрочипах (array-CGH): полногеномное сканирование
Сравнительная геномная гибридизация на микрочипах, также известная как хромосомный микроматричный анализ (ХМА), представляет собой гораздо более мощный инструмент для диагностики. Этот метод не ищет одну конкретную аномалию, а сканирует весь геном ребенка на наличие мельчайших несбалансированных перестроек — как утрат (делеций), так и добавлений (дупликаций) генетического материала. Суть метода заключается в сравнении ДНК пациента с эталонной, нормальной ДНК. Оба образца метятся разными флуоресцентными красителями и наносятся на специальный микрочип с тысячами ДНК-зондов, охватывающих все хромосомы. Анализируя соотношение цветов свечения от каждого зонда, компьютерная программа строит детальную карту генома, выявляя участки, где количество ДНК у пациента меньше (делеция) или больше (дупликация) нормы.
Метод array-CGH обладает значительно более высокой разрешающей способностью по сравнению с кариотипированием и позволяет обнаружить аномалии, которые невозможно увидеть другими способами. Его назначают в случаях, когда у ребенка есть множественные пороки развития, задержка психомоторного развития или аутистические черты неясного происхождения, а стандартный кариотип и прицельный анализ FISH не выявили патологии. Фактически, сравнительная геномная гибридизация является сегодня «золотым стандартом» в диагностике недифференцированных форм умственной отсталости и врожденных аномалий.
Сравнение методов: когда назначают флуоресцентную in situ гибридизацию, а когда — array-CGH
Выбор между методами FISH и array-CGH зависит от конкретной клинической ситуации. Решение принимает врач-генетик на основании осмотра ребенка и анализа всех имеющихся данных. Чтобы лучше понять различия, рассмотрим их в сравнительной таблице.
| Критерий | FISH (флуоресцентная in situ гибридизация) | array-CGH (сравнительная геномная гибридизация на микрочипах) |
|---|---|---|
| Принцип | Целенаправленный поиск одной или нескольких известных аномалий. | Полногеномный поиск всех несбалансированных перестроек (делеций и дупликаций). |
| Когда назначается | При подозрении на конкретный, хорошо известный микроделеционный синдром (например, синдром Прадера — Вилли, Ангельмана). | При неспецифических симптомах: задержка развития, аутизм, множественные пороки, когда нет четкой гипотезы. |
| Разрешающая способность | Ограничена размером зонда. Видит только то, на что нацелен. | Очень высокая. Позволяет увидеть мельчайшие изменения по всему геному. |
| Необходимость предварительной гипотезы | Да, врач должен предположить, какой именно синдром искать. | Нет, анализ является «поисковым» и не требует предварительных догадок. |
| Возможные результаты | Норма или выявление искомой аномалии. | Норма; выявление известного синдрома; обнаружение редких или уникальных аномалий; выявление вариантов с неясным клиническим значением. |
Как проходит диагностика: от консультации до результата
Процесс диагностики может вызывать тревогу, но понимание его этапов поможет вам чувствовать себя увереннее. Обычно он состоит из нескольких последовательных шагов.
- Консультация врача-генетика. Это первый и самый важный шаг. Врач тщательно осмотрит ребенка, изучит историю его развития и болезни, проанализирует семейную историю. На основании этих данных будет принято решение о необходимости генетического тестирования и выборе конкретного метода.
- Сбор биологического материала. Для проведения анализов FISH и array-CGH чаще всего используется венозная кровь. Процедура забора крови стандартная и ничем не отличается от обычного анализа крови. Это безопасная и быстрая манипуляция. В некоторых случаях могут использоваться другие ткани, например клетки кожи.
- Лабораторный анализ. Полученный образец отправляется в специализированную генетическую лабораторию. Там из клеток выделяют ДНК и проводят исследование выбранным методом. Этот этап занимает от нескольких дней до нескольких недель в зависимости от сложности анализа и загруженности лаборатории.
- Получение и интерпретация результатов. Результат анализа — это не просто заключение «найдено» или «не найдено». Это сложный документ, который требует профессиональной интерпретации. Врач-генетик объяснит вам, что означают полученные данные, подтвердился ли диагноз и как эта информация повлияет на дальнейшую жизнь и здоровье ребенка.
Что означает результат анализа для семьи и ребенка
Получение результата, подтверждающего наличие микроделеционного синдрома, — это эмоционально сложный момент. Однако важно понимать, что диагноз — не приговор, а инструмент. Он дает ясность и прекращает мучительный период диагностического поиска. Точное знание причины проблем ребенка позволяет:
- Составить прогноз. Врачи смогут лучше понимать, какие проблемы со здоровьем могут возникнуть у ребенка в будущем, и вовремя проводить необходимые обследования (например, сердца, почек, слуха).
- Разработать индивидуальную программу помощи. Зная особенности конкретного синдрома, можно подобрать наиболее эффективные методы реабилитации: занятия с логопедом, дефектологом, психологом и физиотерапию.
- Получить доступ к информации и поддержке. Для многих редких синдромов существуют родительские ассоциации и фонды, где можно получить информацию, психологическую поддержку и обменяться опытом с другими семьями.
- Планировать будущее семьи. Диагноз позволяет оценить риск повторения заболевания при будущих беременностях и рассмотреть доступные варианты пренатальной диагностики.
Если же результат анализа array-CGH не выявил значимых отклонений, это тоже важная информация. Она позволяет исключить целый класс хромосомных заболеваний и направить диагностический поиск в другое русло, например в сторону поиска мутаций в отдельных генах.
Список литературы
- Гинтер Е. К. Медицинская генетика: учебник. — М.: Медицина, 2003. — 448 с.
- Бочков Н. П. Клиническая генетика: учебник. — 4-е изд., доп. и перераб. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 592 с.
- Клинические рекомендации «Идиопатическая низкорослость у детей». Разработчик: Союз педиатров России. — 2021.
- Miller D. T., Adam M. P., Aradhya S., et al. Consensus statement: chromosomal microarray is a first-tier clinical diagnostic test for individuals with developmental disabilities or congenital anomalies // American Journal of Human Genetics. — 2010. — Vol. 86 (5). — P. 749–764.
- Nussbaum R. L., McInnes R. R., Willard H. F. Thompson & Thompson Genetics in Medicine. 8th ed. — Elsevier, 2016. — 544 p.
- Shaffer L. G., McGowan-Jordan J., Schmid M. ISCN 2013: An International System for Human Cytogenetic Nomenclature. — S. Karger AG, 2013. — 140 p.
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы медицинским генетикам
Все консультации медицинских генетиков
Здравствуйте. Я беременна и хочу узнать о пренатальной...
Здравствуйте. У нас в семье есть наследственные заболевания....
Медицинские генетики
Медицинский генетик
Волгоградский государственный медицинский университет
Стаж работы: 32 л.
Медицинский генетик, Врач УЗД
Ярославская государственная медицинская академия
Стаж работы: 41 л.
Медицинский генетик
Ярославская государственная медицинская академия
Стаж работы: 56 л.
