Правильно общаться с человеком с афазией — это важнейший шаг на пути к его восстановлению и поддержанию качества жизни всей семьи. Афазия, или расстройство уже сформировавшейся речи, возникающее после повреждения головного мозга, часто становится причиной растерянности и страха у близких. Важно понимать, что это не нарушение интеллекта, а именно языковое расстройство. Ваш близкий по-прежнему всё понимает, чувствует и мыслит, но ему трудно выражать свои мысли словами или понимать обращённую к нему речь. Освоение эффективных методов коммуникации поможет не только наладить контакт, но и создать атмосферу поддержки, которая необходима для успешной реабилитации.
Что такое афазия и почему важно понимать её суть
Афазия — это системное нарушение речевой функции, которое возникает из-за органического поражения речевых зон коры головного мозга. Чаще всего это происходит в результате инсульта, черепно-мозговой травмы, опухоли или нейродегенеративных заболеваний. Ключевой момент, который необходимо осознать семье, — афазия затрагивает способность использовать язык, но не интеллект, память или личность человека. Он может испытывать трудности с подбором слов, построением фраз, пониманием длинных предложений или чтением, но его внутренний мир, опыт и чувства остаются прежними. Понимание этого фундаментального различия кардинально меняет подход к общению: вы разговариваете не с ребёнком или человеком с ментальными нарушениями, а со взрослым, умным человеком, который временно потерял инструмент для коммуникации.
Проявления афазии могут быть очень разными. Некоторые люди с трудом подбирают нужные слова, другие говорят много, но их речь может быть бессвязной («словесный салат»). Кто-то хорошо понимает речь, но не может ответить, а у кого-то трудности вызывает именно понимание. Знание конкретных трудностей вашего близкого, которые определит логопед-афазиолог, поможет вам подобрать наиболее эффективные стратегии общения.
Ключевые принципы успешного общения
Чтобы наладить контакт и сделать общение комфортным для обеих сторон, важно придерживаться нескольких простых, но очень эффективных правил. Эти принципы помогают снизить уровень стресса у человека с афазией и облегчают для него процесс восприятия и формулирования ответа. Создание спокойной и терпеливой атмосферы — половина успеха в восстановлении коммуникации.
Вот основные рекомендации, которые станут основой вашей новой модели общения:
- Устраните отвлекающие факторы. Перед началом разговора выключите телевизор, радио или музыку. Шум и суета создают дополнительную нагрузку на мозг, которому и так приходится усердно работать, чтобы обрабатывать речь.
- Говорите медленно и чётко. Не нужно кричать или изменять голос. Используйте нормальную громкость и интонацию, но немного замедлите темп речи. Делайте паузы между предложениями, чтобы дать человеку время осмыслить сказанное.
- Используйте простые и короткие предложения. Вместо «Если ты не против, давай после того, как пообедаем, сходим на небольшую прогулку в парк?» лучше сказать: «Сначала обед. Потом пойдём гулять. В парк». Разбивайте сложные идеи на несколько простых.
- Дайте достаточно времени на ответ. Это один из самых важных пунктов. Человеку с афазией нужно время, чтобы обработать ваш вопрос и сформулировать свой ответ. Не торопите его, не подсказывайте и не перебивайте. Молчание в диалоге — это не неловкость, а необходимая рабочая пауза. Посчитайте про себя до десяти, прежде чем повторить вопрос или предложить помощь.
- Используйте невербальные средства. Активно подключайте жесты, мимику, указывайте на предметы. Рисунки, фотографии и даже простое написание ключевых слов на бумаге могут значительно облегчить понимание. Ваше выражение лица должно быть доброжелательным и ободряющим.
- Поддерживайте зрительный контакт. Убедитесь, что человек видит ваше лицо и губы, когда вы говорите. Это помогает ему считывать невербальные сигналы и лучше концентрироваться на разговоре.
Как помочь человеку с афазией выразить свои мысли
Когда ваш близкий пытается что-то сказать, но у него не получается, это вызывает сильную фрустрацию у обеих сторон. Ваша задача — не сказать за него, а помочь ему самому найти способ донести свою мысль. Это укрепляет его уверенность в себе и мотивирует продолжать попытки.
Для помощи в выражении мыслей можно использовать следующие приёмы:
- Задавайте закрытые вопросы. Вместо открытых вопросов вроде «Что ты хочешь на ужин?» спросите: «Ты хочешь кашу?». Человеку будет гораздо легче ответить «да» или «нет» кивком головы или простым словом. Можно предложить выбор: «Ты хочешь чай или кофе?».
- Поощряйте любые формы общения. Если человек не может сказать слово, но может на него указать, нарисовать или изобразить жестом — это уже успешная коммуникация. Обязательно похвалите его за это. Дайте понять, что вы цените его усилия.
- Уточняйте, правильно ли вы поняли. Когда вам кажется, что вы уловили суть, переспросите: «Я правильно понимаю, ты хочешь открыть окно?». Это поможет избежать недопонимания и покажет, что вы внимательно слушаете.
- Не исправляйте каждую ошибку. Постоянные поправки могут отбить желание говорить. Если вы поняли смысл сказанного, несмотря на грамматические или лексические ошибки, просто продолжайте диалог. Коррекция речи — это задача логопеда, а не семьи.
- Используйте блокнот и ручку. Всегда держите под рукой средства для письма или рисования. Иногда написать или схематично изобразить предмет гораздо проще, чем произнести его название.
Создание поддерживающей и мотивирующей среды
Эффективное общение — это не только техника ведения диалога, но и общая атмосфера в доме. Человек с афазией не должен чувствовать себя изолированным или исключённым из семейной жизни. Важно сохранить его социальную роль и дать ему почувствовать себя нужным и любимым.
Для этого вовлекайте его во все семейные дела. Продолжайте обсуждать с ним новости, планы на выходные, спрашивайте его мнение при принятии решений, даже если для ответа ему потребуется помощь. Говорите с ним как со взрослым и равным, уважайте его право на собственное мнение. Рассказывайте о своих делах, делитесь эмоциями. Тишина в доме, когда все боятся заговорить с больным, угнетает гораздо сильнее, чем трудности в общении. Важно хвалить за малейшие успехи и не акцентировать внимание на неудачах. Помните, что реабилитация — это долгий путь, и ваша поддержка является ключевым фактором успеха.
Как не надо общаться: распространённые ошибки
Иногда из самых лучших побуждений родственники совершают ошибки, которые затрудняют общение и ранят человека с нарушением речи. Понимание этих моментов поможет вам их избежать. Для наглядности мы собрали их в таблицу.
| Ошибка | Почему это вредно и как правильно |
|---|---|
| Говорить слишком громко или кричать | Афазия — это не нарушение слуха. Крик не поможет понять речь лучше, но может унизить человека и создать впечатление, что его считают глухим или неполноценным. Говорите обычным голосом, но медленно и чётко. |
| Использовать «детскую речь» (сюсюканье) | Это крайне унизительно. Человек с афазией — взрослый с сохранным интеллектом. Обращайтесь к нему уважительно, как и раньше. |
| Заканчивать за него фразы или угадывать слова | Это лишает его возможности самостоятельного высказывания и может вызвать раздражение, особенно если вы угадали неверно. Делайте это, только если он сам жестом или взглядом попросил о помощи. |
| Игнорировать его в общем разговоре | Никогда не обсуждайте человека в его присутствии так, будто его здесь нет. Всегда адресуйте вопросы и реплики непосредственно ему, даже если за него отвечает кто-то другой. |
| Делать вид, что вы поняли, если это не так | Это приводит к недопониманию и накоплению обид. Лучше честно и тактично сказать: «Прости, я не совсем понял. Можешь попробовать показать или написать?». Честность показывает ваше уважение и желание понять. |
| Перегружать информацией или задавать много вопросов сразу | Это вызывает утомление и может привести к полному «отключению» от диалога. Давайте информацию дозированно и задавайте по одному вопросу за раз. |
Забота о себе: почему это важно для всей семьи
Уход за близким человеком с афазией и перестройка всего уклада жизни — это огромная эмоциональная и физическая нагрузка. Вы можете испытывать целый спектр чувств: от любви и сострадания до гнева, вины и бессилия. Это абсолютно нормально. Очень важно в этот период не забывать о себе, ведь ваше состояние напрямую влияет на атмосферу в семье и на процесс реабилитации.
Находите время для отдыха, не отказывайтесь от своих увлечений и общения с друзьями. Не стесняйтесь просить о помощи других членов семьи или обращаться в группы поддержки для родственников пациентов после инсульта. Разделяя свои переживания с людьми, столкнувшимися с похожей ситуацией, вы получите не только ценные советы, но и необходимую моральную поддержку. Помните, что, заботясь о себе, вы накапливаете силы, которые так нужны вашему близкому на его долгом пути к восстановлению.
Список литературы
- Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 384 с.
- Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
- Клинические рекомендации по ведению больных с инсультом / Европейская инициативная группа по инсульту (EUSI). — 2008.
- Goodglass, H., Kaplan, E., & Barresi, B. The Assessment of Aphasia and Related Disorders. — 3rd ed. — Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins, 2001. — 112 p.
- Chapey, R. (Ed.). Language intervention strategies in aphasia and related neurogenic communication disorders. — 5th ed. — Lippincott Williams & Wilkins, 2008. — 1104 p.
- Реабилитация при нарушениях речи и глотания. Клинические рекомендации / Союз реабилитологов России. — 2016.
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы неврологам
Дисбаланс нейромедиаторов
Здравствуйте, принял с похмелья нмн - никотинамид мононуклеотид...
Онемение лица
Здравствуйте, 3 недели назад после удаления нижнего зуба...
Как быть с побочками от пикамилона
У меня давно тревожно-депрессивное состояние. Пробовала...
Врачи неврологи
Невролог, Детский невролог
Новосибирский государственный медицинский университет
Стаж работы: 60 л.
Невролог, Детский хирург
Тернопольский медицинский институт
Стаж работы: 46 л.
Невролог, Терапевт
НижГМА
Стаж работы: 8 л.
