Проявления аутизма у дошкольников: как распознать симптомы в 3-6 лет




Григорьева Марина Викторовна

Автор:

Григорьева Марина Викторовна

Детский невролог

09.11.2025
5 мин.

Распознать проявления аутизма у дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет может быть непросто, так как многие особенности поведения могут напоминать черты характера или этапы развития. Однако ключевым отличием расстройств аутистического спектра (РАС) является не наличие какого-то одного симптома, а их совокупность и степень влияния на повседневную жизнь ребенка. Важно понимать, что аутизм — это не болезнь, а нарушение развития, которое проявляется прежде всего в трех сферах: социальное взаимодействие, коммуникация (как речевая, так и неречевая) и повторяющееся, ограниченное поведение. Своевременное выявление этих признаков позволяет раньше начать коррекционную работу и помочь ребенку лучше адаптироваться к окружающему миру.

Ключевые признаки РАС в социальной сфере

Основная трудность для детей с расстройствами аутистического спектра заключается в понимании социальных сигналов и выстраивании отношений с другими людьми. В возрасте 3–6 лет это становится особенно заметно, когда ребенок начинает активно контактировать со сверстниками. Эти особенности — не проявление плохого воспитания или нежелания общаться, а следствие иного способа обработки информации.

Вот на какие аспекты социального взаимодействия стоит обратить внимание:

  • Трудности с глазным контактом. Ребенок может избегать взгляда в глаза, смотреть как бы «сквозь» человека или использовать очень короткий, беглый взгляд. Ему может быть сложно поддерживать визуальный контакт во время разговора.
  • Сложности в установлении контактов со сверстниками. Дошкольник с РАС может предпочитать играть один, не проявлять интереса к другим детям или не знать, как к ним подойти и начать игру. Его взаимодействие может выглядеть неуклюжим или неуместным.
  • Отсутствие или слабое развитие совместного внимания. Это способность разделить интерес к объекту или событию с другим человеком. Например, ребенок не указывает пальцем на что-то интересное, чтобы показать это вам, и не прослеживает ваш указывающий жест или взгляд.
  • Трудности с пониманием и выражением эмоций. Ребенку может быть сложно распознать радость, грусть или гнев на лице другого человека. Его собственная мимика может быть бедной, а реакции — не соответствовать ситуации (например, смех в ответ на чьи-то слезы).
  • Нежелание делиться своими впечатлениями. Большинство детей бегут к родителям, чтобы показать свой рисунок или похвастаться постройкой из кубиков. Ребенок с аутизмом может не испытывать такой потребности в разделении радости.

Особенности общения и речи при расстройствах аутистического спектра

Нарушения в коммуникативной сфере — один из самых ярких маркеров РАС. Они касаются не только того, говорит ли ребенок, но и того, как он использует речь и невербальные средства общения для взаимодействия с окружающими. Важно отличать простую задержку речевого развития от качественных нарушений коммуникации, характерных для аутизма.

Коммуникативные проявления РАС могут включать:

  • Задержка или полное отсутствие развития речи. При этом ребенок не пытается компенсировать нехватку слов жестами, мимикой или звуками.
  • Эхолалия. Это немедленное или отсроченное повторение слов, фраз или даже целых диалогов, услышанных от других людей или из мультфильмов. Фразы часто используются вне контекста.
  • Использование речи не для общения. Ребенок может много говорить, но его речь носит характер монолога, он не ждет ответа и не поддерживает диалог.
  • Своеобразная интонация и мелодика речи. Голос может быть монотонным, «механическим», слишком громким или тихим, говорит в необычном ритме.
  • Трудности с использованием местоимений. Ребенок может называть себя во втором или третьем лице (например, «Петя хочет пить» вместо «Я хочу пить»).
  • Буквальное понимание речи. Дошкольнику с аутизмом сложно понять метафоры, шутки, иронию или фразы с переносным смыслом.
  • Слабое использование жестов. Ребенок редко использует указательный жест, кивки головой или другие невербальные сигналы для общения.

Повторяющееся поведение и ограниченные интересы

Стереотипное поведение и узкий круг интересов являются третьей ключевой группой симптомов расстройств аутистического спектра. Такое поведение помогает ребенку справляться с тревогой, сенсорной перегрузкой и делает мир для него более предсказуемым. Для родителей это часто выглядит как странные, бесцельные действия, но для ребенка они имеют важное значение.

К этой группе проявлений относятся:

  • Стереотипные движения (стимминг). Это повторяющиеся действия, такие как раскачивание туловищем, взмахи руками («крылышки»), ходьба на цыпочках, перебирание пальцев перед глазами.
  • Стремление к однообразию и ритуалам. Ребенок может требовать, чтобы все действия выполнялись в строгой последовательности: есть из одной и той же тарелки, ходить на прогулку одним и тем же маршрутом. Любые изменения вызывают сильный стресс и протест.
  • Необычное использование игрушек. Вместо того чтобы катать машинку, ребенок может часами крутить ее колесо. Он может выстраивать игрушки в длинные ряды, сортировать их по цвету или размеру, а не использовать в сюжетной игре.
  • Сверхинтенсивные, узкие интересы. Ребенок может быть поглощен одной темой (например, динозавры, расписание поездов, планеты) и постоянно говорить только о ней, не замечая отсутствия интереса у собеседника.

Сенсорная чувствительность: как мир воспринимает ребенок с аутизмом

Многие дети с РАС имеют особенности обработки сенсорной информации. Их мозг иначе воспринимает звуки, свет, прикосновения, запахи и вкусы. Это может проявляться как в повышенной (гиперчувствительность), так и в пониженной (гипочувствительность) реакции на стимулы. Понимание этих особенностей помогает объяснить многие «странности» в поведении ребенка.

Для наглядности приведем примеры сенсорных особенностей в таблице.

Орган чувств Проявления гиперчувствительности (повышенной реакции) Проявления гипочувствительности (пониженной реакции)
Слух Закрывает уши руками от бытовых звуков (пылесос, фен), боится громких или резких звуков, не переносит шумные места. Не реагирует на свое имя, любит очень громкие звуки, сам издает громкие звуки, стучит предметами.
Зрение Раздражает яркий свет, предпочитает полумрак, разглядывает мелкие детали, концентрируется на движущихся объектах (вентилятор). Любит смотреть на яркие мигающие огни, может подолгу смотреть на солнце или лампочку.
Осязание Не любит прикосновений, объятий, избегает определенной фактуры одежды (например, с бирками), не любит пачкать руки. Ищет сильного давления (любит крепкие объятия, забирается под тяжелые одеяла), не чувствует боли или холода.
Вкус и запах Крайне избирателен в еде, ест очень ограниченный набор продуктов, остро реагирует на запахи. Может пробовать несъедобные предметы (землю, бумагу), обнюхивать людей и предметы.
Вестибулярный аппарат Боится качелей, горок, неустойчивых поверхностей, может испытывать головокружение от обычных движений. Любит кружиться, раскачиваться, не испытывая головокружения, постоянно находится в движении.

Отличия проявлений аутизма от особенностей характера или других нарушений

Важно помнить, что диагноз «расстройство аутистического спектра» ставится только тогда, когда симптомы проявляются в комплексе, они постоянны и значительно нарушают адаптацию ребенка в социуме. Один или два признака из перечисленных могут встречаться и у типично развивающихся детей. Например, застенчивый ребенок тоже может избегать общения, но он, как правило, наблюдает за другими детьми с интересом и хочет присоединиться, хоть и боится. Ребенок с РАС может просто не проявлять интереса к сверстникам.

Также важно отличать расстройства аутистического спектра от других состояний, например, от нарушений слуха (ребенок не откликается на имя) или от задержки речевого развития иного происхождения. Именно поэтому нельзя ставить диагноз самостоятельно. Только комплексная диагностика, проведенная командой специалистов (психиатр, невролог, психолог, логопед), может подтвердить или опровергнуть наличие РАС.

Первые шаги родителей: что делать при подозрении на РАС

Если вы заметили у своего ребенка несколько из описанных признаков, самое главное — не паниковать и не заниматься самодиагностикой. Ваша наблюдательность — это первый и самый важный шаг на пути к помощи ребенку. Следующие действия помогут вам выстроить правильную стратегию.

  • Наблюдение и фиксация. Заведите дневник, куда вы будете записывать все, что вас беспокоит в поведении ребенка. Описывайте конкретные ситуации: что предшествовало поведению, как именно оно проявлялось, какова была реакция. Это поможет специалисту составить более полную картину.
  • Исключите сравнения. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Каждый развивается в своем темпе, и то, что является нормой для одного, может быть отклонением для другого, и наоборот.
  • Обратитесь к специалистам. Начните с визита к педиатру, который при необходимости направит вас к узким специалистам. Основными специалистами в диагностике РАС являются детский психиатр и клинический психолог. Также может потребоваться консультация невролога и логопеда-дефектолога.

Помните, что раннее выявление особенностей развития и своевременно начатая коррекционная помощь дает ребенку с расстройствами аутистического спектра гораздо больше шансов на успешную социализацию и полноценную жизнь. Ваша поддержка, понимание и готовность действовать — это главный ресурс для вашего ребенка.

Список литературы

  1. Клинические рекомендации «Расстройства аутистического спектра». Разработчик: Ассоциация психиатров и психологов за научно обоснованную практику. Утверждены Минздравом РФ, 2020.
  2. Башина В.М. Аутизм в детстве. — М.: Медицина, 1999. 236 с.
  3. World Health Organization. Расстройства аутистического спектра: научно обоснованные вмешательства и предоставление услуг. Женева: WHO, 2017.
  4. American Psychiatric Association. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание (DSM-5). Арлингтон, Вирджиния: American Psychiatric Association, 2013.
  5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. — М.: Теревинф, 2018. 288 с.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


Плохой ночной сон у ребенка психи

Здравствуйте, моей дочи 1 год 1 месяц, где-то с месяцев 10 начались...

Малыш не реагирует

Здравствуйте, малышу 1 год, не откликается на имя, не реагирует на...

Результат ЭЭГ

Здравствуйте, по результату ЭЭГ нужно ли ребенку...

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.

Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.

Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.