Диагностические критерии синдрома Ретта: как врачи ставят диагноз




Григорьева Марина Викторовна

Автор:

Григорьева Марина Викторовна

Детский невролог

09.11.2025
6 мин.

Синдром Ретта – это редкое генетическое нейроразвивающее расстройство, которое чаще всего поражает девочек и приводит к серьезным нарушениям развития. Обнаружение первых тревожных признаков может стать источником глубокой тревоги для родителей. Понимание того, как врачи ставят диагноз синдрома Ретта (СР), является первым шагом к получению необходимой помощи и поддержки. Этот процесс требует тщательного наблюдения, глубокого анализа клинических проявлений и, при необходимости, генетического тестирования. Главная цель – не просто назвать болезнь, а заложить основу для максимально эффективного управления состоянием и улучшения качества жизни ребенка.

Что такое синдром Ретта и почему важна точная диагностика

Синдром Ретта — это комплексное нейрогенетическое заболевание, обусловленное мутацией в гене MECP2, расположенном на X-хромосоме. Он проявляется после периода кажущегося нормального развития, обычно между 6 и 18 месяцами жизни, когда происходит остановка и последующий регресс уже приобретенных навыков. Точная и своевременная диагностика синдрома Ретта критически важна для начала ранней комплексной терапии, включающей физическую, речевую и эрготерапию, а также для обеспечения соответствующей поддержки семье. Без ясного диагноза родители могут долго находиться в состоянии неопределенности, что затягивает начало специализированных вмешательств, способных значительно улучшить функциональное состояние и качество жизни ребенка. Понимание специфических проявлений СР помогает врачам дифференцировать его от других нейроразвивающих расстройств и предоставить наиболее адекватную помощь.

Основные критерии диагностики синдрома Ретта: краеугольные камни

Для постановки диагноза синдрома Ретта используются четко определенные клинические критерии, которые были пересмотрены и обновлены в 2010 году. Эти критерии разделены на основные (обязательные) и поддерживающие (необязательные, но часто встречающиеся). Наличие всех четырех основных критериев является ключевым для подтверждения типичной формы СР. Отсутствие одного из этих признаков при наличии других характерных черт может указывать на атипичную форму синдрома Ретта. Представляем основные критерии, необходимые для постановки диагноза:
Критерий Описание
Период регресса развития после нормального начала После нормального психомоторного развития в первые 6–18 месяцев жизни наблюдается частичная или полная потеря приобретенных коммуникативных и моторных навыков. Это один из самых тревожных признаков для родителей.
Полная или частичная потеря целенаправленных навыков рук Ребенок утрачивает способность использовать руки для целенаправленных действий (например, брать игрушки, есть самостоятельно) в возрасте от 6 до 30 месяцев. Вместо этого появляются характерные стереотипные движения рук.
Развитие стереотипных движений рук Появление повторяющихся движений рук, таких как "мытье" или "скручивание" рук, постукивания, кусание рук, приведение рук ко рту, потирание, а также другие повторяющиеся движения туловища. Эти движения могут усиливаться при возбуждении.
Полная или частичная потеря разговорной речи После нормального начала развития речи происходит утрата способности говорить слова и фразы. Иногда могут сохраняться отдельные слова или звуки, но целенаправленная речь исчезает.
Нарушения походки или невозможность ходьбы В возрасте от 1 до 4 лет развивается атаксия (нарушение координации движений) и/или апраксия туловища (невозможность выполнять целенаправленные движения), что приводит к неустойчивой, шаткой походке или полной потере способности к передвижению.

Поддерживающие критерии синдрома Ретта: уточняющие признаки

Помимо основных критериев, существуют дополнительные признаки, которые часто сопровождают синдром Ретта и помогают укрепить клиническое подозрение, хотя и не являются обязательными для постановки диагноза. Их наличие в клинической картине ребенка с предполагаемым СР дает врачу более полную картину заболевания. К поддерживающим критериям относятся:
  • Дыхательные нарушения: Нерегулярное дыхание во время бодрствования, включая апноэ (задержку дыхания), гипервентиляцию (учащенное дыхание) и натуживание.
  • Нарушения сна: Беспокойный сон, трудности с засыпанием, частые ночные пробуждения.
  • Бруксизм: Скрежетание зубами, часто наблюдаемое во время бодрствования и сна.
  • Аномальная реакция на холод: Холодные кисти и стопы из-за нарушений вегетативной нервной системы.
  • Маленькие стопы и кисти: Непропорционально маленькие размеры конечностей.
  • Сколиоз/кифоз: Искривление позвоночника, прогрессирующее с возрастом.
  • Задержка роста: Нарушения роста, приводящие к низкорослости.
  • Периферическая вазомоторная дисфункция: Проблемы с кровообращением в конечностях.
  • Судороги или эпилептические приступы: Эпилепсия встречается у большинства детей с синдромом Ретта.
  • Трудности с питанием: Проблемы с жеванием, глотанием, часто приводящие к недостаточному весу.
  • Поведенческие особенности: Приступы плача, смеха без видимой причины, раздражительность.
  • Изолированный или выраженный дефицит роста головы: Известный как микроцефалия, развивающийся после рождения.

Критерии исключения: когда диагноз синдрома Ретта не подтверждается

Диагностика синдрома Ретта – это процесс исключения других состояний, которые могут иметь схожие симптомы. Важно понимать, что если у ребенка присутствуют определенные признаки, это может свидетельствовать о другом заболевании и исключать диагноз синдрома Ретта. Врачи всегда проводят тщательную дифференциальную диагностику, чтобы исключить другие причины наблюдаемых нарушений, избежать ошибочного диагноза и обеспечить правильное лечение. К критериям исключения, которые ставят под сомнение диагноз СР, относятся:
  • Наличие другого генетического или метаболического заболевания, которое объясняет симптомы (например, фенилкетонурия, лизосомные болезни накопления).
  • Приобретенное неврологическое повреждение, произошедшее в результате травмы головного мозга, тяжелой инфекции, инсульта или опухоли.
  • Выраженная преждевременность рождения (до 32 недель гестации) или крайне низкий вес при рождении, если они могут объяснить задержку развития.
  • Наличие врожденных пороков развития головного мозга, которые объясняют неврологическую симптоматику.

Генетическое тестирование: роль в подтверждении диагноза синдрома Ретта

Генетическое тестирование играет ключевую роль в диагностике синдрома Ретта, но важно понимать его место в общем диагностическом процессе. Основная причина СР — это мутация в гене MECP2. Выявление этой мутации подтверждает диагноз в большинстве случаев, однако ее отсутствие не всегда исключает диагноз синдрома Ретта. Что нужно знать о генетическом тестировании:
  • Выявление мутации MECP2: У 90–95% девочек с типичным синдромом Ретта выявляется мутация в гене MECP2. Это позволяет с высокой степенью достоверности подтвердить клинический диагноз.
  • Клиническая диагностика является первичной: Диагноз синдрома Ретта в первую очередь устанавливается на основе клинических критериев (наблюдаемых симптомов и истории развития). Генетический тест служит мощным подтверждением.
  • Отрицательный результат теста: Если генетическое тестирование на мутацию MECP2 дает отрицательный результат, но клиническая картина полностью соответствует основным и поддерживающим критериям, диагноз синдрома Ретта все равно может быть поставлен. Это объясняется тем, что существуют атипичные формы СР, мутации в других генах, вызывающих похожие состояния, или очень редкие, пока неидентифицированные мутации в самом гене MECP2.
  • Значение для семьи: Положительный результат генетического теста важен не только для постановки диагноза, но и для генетического консультирования семьи. Он помогает понять риски для будущих детей и может быть важен для участия в клинических исследованиях.
Для многих родителей отрицательный результат генетического теста может вызвать ложное облегчение или, наоборот, еще большую растерянность. Врачи всегда объясняют, что даже при отсутствии выявленной мутации, если клиническая картина соответствует, специализированные медицинские и развивающие мероприятия для ребенка все равно будут проводиться в соответствии с проявлениями СР.

Дифференциальная диагностика синдрома Ретта: с чем можно спутать

Поскольку синдром Ретта имеет множество неспецифических симптомов, которые могут пересекаться с проявлениями других нейроразвивающих заболеваний, дифференциальная диагностика является важнейшим этапом. Врачи тщательно исключают другие состояния, чтобы обеспечить максимально точный диагноз и правильное направление терапии. Неправильно поставленный диагноз может привести к задержке в получении адекватной помощи. Вот некоторые состояния, с которыми синдром Ретта может быть спутан:
  • Расстройства аутистического спектра: На начальных этапах развития дети с СР могут проявлять черты, схожие с аутизмом, такие как социальная отстраненность и стереотипное поведение. Однако у синдрома Ретта происходит регресс навыков, что не характерно для классического аутизма.
  • Детский церебральный паралич (ДЦП): Нарушения моторики и походки при СР могут напоминать ДЦП. Однако при ДЦП нет периода нормального развития с последующим регрессом, и причина кроется в повреждении головного мозга, а не в генетической мутации.
  • Другие наследственные нейрометаболические заболевания: Существует множество редких генетических болезней, которые могут проявляться задержкой развития и неврологическими симптомами. Для их исключения проводятся специфические лабораторные анализы.
  • Синдром Ангельмана: Это еще одно генетическое расстройство, которое проявляется задержкой развития, двигательными нарушениями, судорогами и особенностями поведения (частый смех). Однако для синдрома Ангельмана характерны специфические генетические изменения и внешние фенотипические признаки, отличающиеся от СР.
  • Некоторые формы эпилепсии: Некоторые редкие эпилептические энцефалопатии могут вызывать регресс развития и поведенческие изменения, что требует тщательной электроэнцефалографии (ЭЭГ) и неврологического обследования.
Проведение комплексного обследования, включающего неврологический осмотр, оценку развития, метаболические скрининги и, при необходимости, нейровизуализацию, помогает специалистам различить эти состояния.

Пошаговый процесс диагностики синдрома Ретта: ваш путь к ясности

Постановка диагноза синдрома Ретта — это не одномоментное событие, а последовательный процесс, требующий участия нескольких специалистов. Понимание этого пути помогает родителям подготовиться и эффективно взаимодействовать с медицинскими работниками. Вот основные этапы, через которые проходит ребенок и его семья:
  1. Первичные наблюдения родителей и педиатра: Часто первыми изменения замечают родители, когда видят остановку или регресс в развитии ребенка. Педиатр, на основе этих наблюдений и стандартных скринингов, может заподозрить проблему и направить к специалисту.
  2. Консультация детского невролога: Невролог проводит детальный осмотр, оценивает рефлексы, мышечный тонус, координацию, собирает подробный анамнез развития ребенка, уточняя возраст появления и утраты навыков, наличие стереотипных движений.
  3. Оценка развития и поведения: Специалисты по развитию (дефектологи, психологи) оценивают текущий уровень развития ребенка, его социальные и коммуникативные навыки, наличие стереотипов и регресса.
  4. Генетическое консультирование и тестирование: При наличии клинических подозрений назначается генетическое консультирование, где обсуждаются риски и показания к генетическому тестированию на мутацию MECP2. Образец крови берется для анализа.
  5. Исключение других заболеваний (дифференциальная диагностика): Могут быть проведены дополнительные исследования, такие как МРТ головного мозга, ЭЭГ, метаболический скрининг, чтобы исключить другие неврологические, метаболические или структурные нарушения.
  6. Мультидисциплинарное обсуждение: Случай ребенка часто обсуждается командой специалистов, включающей невролога, генетика, реабилитолога, педиатра, чтобы сопоставить все данные и прийти к консенсусу относительно диагноза.
  7. Постановка окончательного диагноза: На основании соответствия клинических критериев и, если возможно, подтверждения мутации MECP2, ставится окончательный диагноз синдрома Ретта.
Этот путь может быть долгим и эмоционально сложным, но каждый этап приближает семью к пониманию состояния ребенка и началу целенаправленной поддержки. Важно помнить, что даже при отсутствии генетического подтверждения, клинический диагноз синдрома Ретта имеет большое значение для планирования терапии.

Жизнь после диагноза синдрома Ретта: поддержка и управление

Получение диагноза синдрома Ретта, безусловно, является эмоционально тяжелым моментом для семьи. Однако это также первый шаг к получению специализированной помощи и к формированию стратегии управления состоянием ребенка. Важно понимать, что хотя специфического лечения, полностью излечивающего СР, на сегодняшний день не существует, ранняя и комплексная терапия может значительно улучшить качество жизни ребенка и его семьи. После постановки диагноза начинается активная работа по следующим направлениям:
  • Индивидуальный план терапии: Разрабатывается комплексный план, который может включать физическую терапию (для поддержания двигательных функций и профилактики сколиоза), эрготерапию (для адаптации к повседневной жизни), логопедию (для развития коммуникации, в том числе с использованием вспомогательных средств), а также при необходимости медикаментозное лечение (например, для контроля судорог).
  • Поддержка семьи: Родителям и другим членам семьи предлагается психологическая поддержка, информация о группах поддержки и сообществах, где они могут найти понимание и обмен опытом с другими семьями.
  • Регулярное наблюдение специалистов: Ребенок находится под постоянным наблюдением команды врачей (невролога, ортопеда, кардиолога, гастроэнтеролога, генетика) для мониторинга состояния здоровья и своевременного реагирования на возникающие осложнения.
  • Образовательная поддержка: Подбирается адаптированная образовательная программа, учитывающая индивидуальные потребности и возможности ребенка.
Диагноз синдрома Ретта – это не приговор, а отправная точка для создания максимально комфортной и полноценной жизни для ребенка, наполненной заботой, вниманием и развивающими возможностями.

Список литературы

  1. Нейл, Дж. Л., Кауфман, В. Э., Глейз, Д. Г. и др. Синдром Ретта: пересмотренные диагностические критерии и номенклатура // Анналы неврологии. 2010. Т. 68, № 6. С. 933–943.
  2. Клинические рекомендации "Синдром Ретта". Министерство здравоохранения Российской Федерации. (Актуальные версии следует искать на официальных ресурсах Минздрава России, например, на сайте Рубрикатора клинических рекомендаций).
  3. Гузева, В. И. Детская неврология. Практическое руководство. — М.: Медицинское информационное агентство, 2014. — 600 с.
  4. Барашнев, Ю. И., Бахарев, В. А., Новиков, П. В. Диагностика и лечение наследственных болезней у детей: Руководство для врачей. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 560 с.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


Малыш не реагирует

Здравствуйте, малышу 1 год, не откликается на имя, не реагирует на...

Эпилепсия у новорождённых

Вздрагивания при засыпании

Результат ЭЭГ

Здравствуйте, посмотрите пожалуйста результат ЭЭГ

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.

Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.