Spina bifida, или расщелина позвоночника, представляет собой врожденный порок развития нервной трубки, который формируется на ранних этапах беременности. Это состояние, при котором позвоночник и спинной мозг не закрываются полностью, оставляя нервные структуры без надлежащей защиты. Спектр неврологических последствий Spina bifida может быть чрезвычайно широким, начиная от легкой слабости в ногах и нарушения чувствительности до полного паралича нижних конечностей и других серьезных функциональных расстройств. Понимание этих последствий и путей их коррекции является ключом к улучшению качества жизни детей, рожденных с этим диагнозом. Важно знать, что своевременная диагностика и адекватное междисциплинарное ведение помогают минимизировать проявления и способствуют максимально возможному развитию ребенка.
Что такое Spina bifida и как она влияет на нервную систему
Spina bifida — это собирательное название для группы врожденных аномалий развития позвоночника, при которых имеется дефект замыкания позвоночного канала. Этот порок формируется в первые недели беременности, когда нервная трубка, из которой в дальнейшем разовьются головной и спинной мозг, не закрывается полностью. Степень и тип неврологических последствий Spina bifida напрямую зависят от уровня и тяжести поражения спинного мозга и окружающих его тканей. Чем выше уровень дефекта по позвоночнику и чем больше нервной ткани вовлечено, тем выраженнее будут нарушения. Например, при миеломенингоцеле, наиболее тяжелой форме расщелины позвоночника, часть спинного мозга и нервов выпячивается через дефект в позвоночнике, что приводит к значительным повреждениям и, как следствие, к серьезным неврологическим расстройствам ниже уровня поражения. Это затрагивает не только двигательные функции, но и чувствительность, а также работу внутренних органов.
Различные степени двигательных нарушений при Spina bifida
Двигательные нарушения являются одними из самых очевидных и тревожных последствий Spina bifida, которые варьируются от незначительной слабости до полного паралича. Характер и степень выраженности этих нарушений зависят от уровня и распространенности повреждения спинного мозга. Повреждение нервов, отвечающих за движение, приводит к ослаблению или полному отсутствию контроля над мышцами, расположенными ниже уровня поражения. Это может проявляться в трудностях при ходьбе, необходимости использования ортопедических приспособлений или инвалидного кресла. Родителей часто беспокоит, сможет ли их ребенок ходить; ответ на этот вопрос индивидуален и зависит от множества факторов, включая уровень дефекта и интенсивность реабилитации.
Ниже представлена таблица, которая поможет вам лучше понять взаимосвязь между уровнем поражения спинного мозга и ожидаемыми двигательными нарушениями:
| Уровень поражения | Основные двигательные нарушения | Прогноз по мобильности (общий) |
|---|---|---|
| Шейный и верхнегрудной (C1-T6) | Паралич всех четырех конечностей (тетраплегия) или тяжелый паралич нижних конечностей и слабость верхних конечностей. | Передвижение, как правило, возможно только в инвалидном кресле. |
| Среднегрудной (T7-T12) | Полный паралич нижних конечностей, часто с сохранением функции мышц туловища, что позволяет сидеть без поддержки. | Использование инвалидного кресла для передвижения, возможно стояние с поддержкой или в аппаратах. |
| Верхнепоясничный (L1-L2) | Частичный паралич нижних конечностей. Может присутствовать слабость в мышцах бедра, но сохраняется некоторая активность сгибателей бедра. | Возможна ходьба на короткие расстояния с использованием брейсов (ортезов) и костылей. |
| Среднепоясничный (L3-L4) | Слабость в мышцах бедра и голени. Возможно сгибание бедра, разгибание колена. | Ходьба с брейсами и костылями или тростью, иногда возможно самостоятельное передвижение. |
| Нижнепоясничный и крестцовый (L5-S1) | Слабость в стопе и голени. Могут быть нарушения функций стопы и лодыжки. | Часто возможна ходьба с незначительными приспособлениями (ортезы для стопы) или без них. |
| Крестцовый (S2-S5) | Минимальная слабость в ногах, но могут быть проблемы с функцией стопы и тазовыми органами. | Самостоятельная ходьба. |
Нарушения чувствительности при Spina bifida: неочевидные риски
Нарушения чувствительности являются еще одним значимым неврологическим последствием Spina bifida, которое часто остается незамеченным внешне, но несет в себе серьезные риски для здоровья ребенка. Из-за повреждения спинного мозга нервные волокна, ответственные за передачу тактильных ощущений, боли, температуры и проприоцепции (чувства положения тела в пространстве), могут быть нарушены. Это означает, что ребенок может не чувствовать прикосновений, горячих или холодных предметов, а также боли в областях ниже уровня поражения. Отсутствие болевой чувствительности, хотя на первый взгляд может показаться преимуществом, на самом деле крайне опасно, поскольку лишает организм важного защитного механизма.
Дети со Spina bifida должны регулярно осматривать свои конечности на предмет порезов, ожогов, натертостей или других повреждений, о которых они могут не знать. Например, тесная обувь или складки одежды могут привести к образованию пролежней или язв, которые при отсутствии болевых сигналов могут прогрессировать до серьезных инфекций. Важно, чтобы родители и опекуны были обучены ежедневному осмотру кожи ребенка и знали признаки проблем, чтобы предотвратить осложнения. Также необходимо уделять внимание обуви и одежде, выбирая мягкие и подходящие по размеру изделия.
Проблемы с функциями тазовых органов и их управление
Неврологические последствия Spina bifida часто затрагивают функции тазовых органов, приводя к нарушениям работы мочевого пузыря и кишечника. Эти проблемы возникают из-за повреждения нервов, которые контролируют мышцы и сфинктеры мочевыводящей системы и желудочно-кишечного тракта. У большинства детей со Spina bifida наблюдается нейрогенный мочевой пузырь, который может быть гиперактивным (частые позывы, недержание) или гипоактивным (неполное опорожнение, застой мочи). Застой мочи, в свою очередь, значительно повышает риск развития инфекций мочевыводящих путей и может привести к повреждению почек, если не будет адекватного лечения и контроля.
Для управления нейрогенным мочевым пузырем часто используются такие методы, как периодическая катетеризация (опорожнение мочевого пузыря через регулярные промежутки времени с помощью тонкой трубки), прием медикаментов, а в некоторых случаях — хирургические вмешательства. Регулярный урологический контроль и обследования (например, уродинамические исследования) необходимы для оценки функции мочевого пузыря и своевременной коррекции терапии.
Проблемы с кишечником, такие как хронические запоры или недержание кала, также распространены. Это может быть связано как с нарушением нервной регуляции, так и с ограниченной подвижностью ребенка. Управление кишечными функциями включает диету, богатую клетчаткой, регулярный питьевой режим, прием слабительных средств при необходимости и специальные программы по очищению кишечника. Цель этих мер — обеспечить регулярное и контролируемое опорожнение кишечника, что значительно улучшает качество жизни ребенка и предотвращает социальные трудности. Обучение родителей и самого ребенка навыкам самопомощи и гигиены играет ключевую роль в достижении этой цели.
Гидроцефалия и синдром Арнольда-Киари при Spina bifida
Одними из наиболее частых и серьезных неврологических осложнений Spina bifida, особенно ее наиболее тяжелой формы — миеломенингоцеле, являются гидроцефалия и синдром Арнольда-Киари II типа. Эти состояния тесно связаны между собой и требуют пристального внимания специалистов.
-
Гидроцефалия – это избыточное накопление цереброспинальной жидкости (ликвора) в желудочках головного мозга. У детей со Spina bifida гидроцефалия развивается примерно в 80–90% случаев миеломенингоцеле. Причиной часто становится аномалия развития мозга, известная как синдром Арнольда-Киари II типа, который препятствует нормальному оттоку ликвора. Увеличение объема ликвора приводит к повышению внутричерепного давления, что может вызывать расширение головы, рвоту, судороги, нарушение зрения и, что наиболее важно, необратимое повреждение мозговой ткани, влияющее на когнитивное и физическое развитие. Основной метод лечения гидроцефалии — установка шунта, который отводит избыток ликвора из желудочков мозга в другую полость тела (например, брюшную), где он всасывается.
-
Синдром Арнольда-Киари II типа характеризуется смещением структур заднего мозга (мозжечка и ствола мозга) вниз, в спинномозговой канал. Это аномалия развития, которая часто встречается у пациентов со Spina bifida. Смещение мозжечка и ствола мозга может вызывать компрессию этих жизненно важных структур, что приводит к таким симптомам, как нарушения дыхания (апноэ), затруднение глотания, охриплость голоса, слабость в верхних конечностях, а также нарушения координации и равновесия. В некоторых случаях при выраженных симптомах может потребоваться хирургическое вмешательство для декомпрессии задней черепной ямки. Регулярные неврологические осмотры и нейровизуализация (МРТ) помогают отслеживать развитие этих осложнений и своевременно принимать решения о лечении.
Синдром фиксированного спинного мозга: раннее выявление и действия
Синдром фиксированного спинного мозга (СФСМ) является потенциально серьезным неврологическим осложнением Spina bifida, которое может развиться в любое время в течение жизни ребенка. При этом синдроме спинной мозг, который в норме свободно перемещается внутри позвоночного канала, прикрепляется или "фиксируется" к окружающим тканям (например, к рубцовой ткани после операции по закрытию расщелины позвоночника, жировым отложениям или аномальным структурам). По мере роста ребенка и удлинения позвоночника фиксированный спинной мозг подвергается натяжению, что приводит к ишемии (недостаточному кровоснабжению) и повреждению нервных волокон.
Симптомы синдрома фиксированного спинного мозга могут проявляться постепенно и включать:
- Ухудшение двигательной функции: усиление слабости в ногах, изменение походки, появление новых трудностей при ходьбе или стоянии.
- Изменения чувствительности: онемение, покалывание или боли в ногах, которые могут быть плохо локализованы.
- Нарушения функций тазовых органов: ухудшение контроля над мочевым пузырем или кишечником, усиление недержания или новые трудности с опорожнением.
- Ортопедические изменения: прогрессирование сколиоза (искривления позвоночника), деформации стоп.
- Боль: дискомфорт или боль в спине, ногах или промежности.
Раннее выявление синдрома фиксированного спинного мозга чрезвычайно важно, поскольку своевременное хирургическое вмешательство по "раскреплению" спинного мозга может предотвратить или минимизировать дальнейшее повреждение нервов и улучшить функциональные результаты. Если вы заметили любые из перечисленных симптомов или ухудшение состояния у ребенка со Spina bifida, необходимо немедленно обратиться к нейрохирургу или неврологу для обследования и принятия решения о дальнейшей тактике. Диагностика часто включает МРТ позвоночника.
Влияние Spina bifida на когнитивное развитие и обучение
Неврологические последствия Spina bifida могут также проявляться в области когнитивного развития и обучения, хотя это не всегда связано напрямую с уровнем поражения спинного мозга. Дети со Spina bifida, особенно те, у кого развивается гидроцефалия, могут сталкиваться с различными трудностями в обучении и обработке информации. Это может включать:
- Проблемы с вниманием и концентрацией: детям может быть сложно сосредоточиться на задачах, они могут легко отвлекаться.
- Нарушения исполнительных функций: трудности с планированием, организацией, решением проблем и гибкостью мышления.
- Сложности с пространственным восприятием и координацией: это может влиять на навыки, требующие визуально-моторной интеграции, например, письмо или рисование.
- Трудности с математикой: абстрактное мышление и понимание числовых концепций может быть затруднено.
- Проблемы с памятью: особенно с рабочей памятью, что может влиять на способность удерживать информацию в уме при выполнении задач.
Несмотря на эти вызовы, многие дети со Spina bifida имеют нормальный или близкий к нормальному уровень интеллекта. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и уровень когнитивных способностей сильно варьируется. Ключевым фактором успеха является своевременная нейропсихологическая диагностика и индивидуализированная образовательная поддержка. Это может включать занятия с психологом, логопедом (при наличии речевых нарушений), а также адаптацию учебных программ и методов преподавания в школе. Поддержка со стороны семьи, педагогов и специалистов помогает максимально раскрыть потенциал ребенка и успешно интегрироваться в образовательную среду.
Комплексный подход к реабилитации и поддержке детей со Spina bifida
Управление неврологическими последствиями Spina bifida требует комплексного и междисциплинарного подхода, который начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни. Целью реабилитации является максимальное улучшение функциональных возможностей ребенка, его самостоятельности и качества жизни. Важно понимать, что реабилитация — это не единичное событие, а непрерывный процесс, который адаптируется к изменяющимся потребностям ребенка по мере его роста и развития.
В состав реабилитационной команды, как правило, входят:
- Нейрохирург: занимается вопросами, связанными с хирургической коррекцией дефекта позвоночника, управлением гидроцефалией и синдромом фиксированного спинного мозга.
- Невролог: контролирует состояние нервной системы, отслеживает неврологические нарушения и корректирует медикаментозное лечение.
- Ортопед: занимается коррекцией деформаций конечностей и позвоночника, подбором ортезов, аппаратов и приспособлений для передвижения.
- Физический терапевт (кинезитерапевт): разрабатывает индивидуальные программы лечебной физкультуры (ЛФК) для укрепления мышц, улучшения диапазона движений, развития баланса и координации, а также обучения ходьбе.
- Эрготерапевт: помогает адаптировать окружающую среду и обучает навыкам самообслуживания (одевание, еда, гигиена), используя специальные приспособления для повышения независимости.
- Уролог: контролирует функцию мочевого пузыря, разрабатывает программы катетеризации и профилактики инфекций, при необходимости назначает медикаментозное или хирургическое лечение.
- Гастроэнтеролог: помогает управлять проблемами с кишечником, разрабатывает диеты и программы очищения.
- Психолог/Нейропсихолог: оказывает поддержку ребенку и семье, работает над когнитивными функциями, эмоциональным состоянием и социальной адаптацией.
- Социальный работник: помогает семье в решении социальных и финансовых вопросов, связанных с уходом за ребенком.
Регулярные занятия лечебной физкультурой (ЛФК), ношение ортезов, использование средств вспомогательной мобильности, а также обучение навыкам самокатетеризации и ухода за кишечником — это лишь часть комплексного плана. Поддержка со стороны семьи и интеграция в общество играют не меньшую роль в достижении успешных результатов.
Жизнь со Spina bifida: перспективы и возможности
Жизнь со Spina bifida, несмотря на все неврологические последствия, открывает множество перспектив и возможностей для детей и их семей. Современная медицина и реабилитационные подходы значительно улучшили прогноз для таких пациентов, позволяя им вести насыщенную и полноценную жизнь. Ключевым является понимание, что Spina bifida — это не приговор, а вызов, который требует постоянного внимания, поддержки и усилий.
Многие люди со Spina bifida успешно учатся, получают высшее образование, строят карьеру, создают семьи и активно участвуют в общественной жизни. Важную роль в этом играет:
- Ранняя интервенция и реабилитация: Чем раньше начаты мероприятия по физической терапии, тем лучше результаты. Лечебная физкультура, массаж, физиотерапия помогают развивать оставшиеся функции и предотвращать вторичные осложнения.
- Психологическая поддержка: Как для ребенка, так и для его родителей крайне важна помощь психолога. Она помогает принять диагноз, справиться с трудностями, развивать самооценку и социальные навыки.
- Социальная адаптация: Поощрение участия ребенка в играх, спортивных мероприятиях (в том числе адаптивных видах спорта), школьных и внешкольных активностях способствует его интеграции в социум.
- Образование и самостоятельность: Акцент на развитии академических навыков, а также обучении навыкам самообслуживания и принятию решений способствует формированию самостоятельной личности.
- Доступная среда: Усилия по созданию безбарьерной среды в городах, школах, общественных местах позволяют людям с ограниченными возможностями быть более мобильными и независимыми.
Каждый ребенок со Spina bifida уникален, и его путь будет индивидуальным. Однако при правильной поддержке, любви и вере в его потенциал, он сможет максимально реализовать себя, преодолеть многие трудности и найти свое место в жизни, демонстрируя невероятную стойкость и жизнелюбие.
Список литературы
- Баиндурашвили А.Г., Захаров О.А., Кулешов А.А. Спина бифида у детей: современные аспекты диагностики, лечения и реабилитации. — СПб.: СпецЛит, 2018.
- Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению спинальной дизрафии у детей. — Союз педиатров России, 2017.
- Национальное руководство "Детская неврология" / Под ред. В.И. Гусева, А.А. Скоромца. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.
- Kinsman, S. L., & Johnston, M. V. (2007). Congenital anomalies of the central nervous system: Neural tube defects. In K. Swaiman, S. Ashwal, & D. Ferriero (Eds.), Swaiman’s pediatric neurology: Principles and practice (4th ed., pp. 297–311). Mosby Elsevier.
- Centers for Disease Control and Prevention. (2018). Spina Bifida. Retrieved from https://www.cdc.gov/ncbddd/spinabifida/index.html
- Shaer, C. M., & Chesney, R. W. (2009). Spina bifida. In R. W. Chesney, & H. M. Dean (Eds.), Pediatric nephrology (5th ed., pp. 605–615). Springer.
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы детским неврологам
Все консультации детских неврологов
Как помочь ребенку с частыми головными болями?
Здравствуйте. Мой ребенок часто жалуется на головные боли,...
Эпиактивность
Здравствуйте. Обратились к неврологу с жалобами на...
ЗРР 6 лет
Здравствуйте. Дочери 6 лет, плохо разговаривает. По слогам слова...
Врачи детские неврологи
Детский невролог
Астраханский государственный медицинский университет
Стаж работы: 8 л.
Детский невролог, Невролог
Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера
Стаж работы: 30 л.
Детский невролог
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Стаж работы: 14 л.
