Что такое демиелинизация и как она влияет на нервную систему ребенка




Григорьева Марина Викторовна

Автор:

Григорьева Марина Викторовна

Детский невролог

10.11.2025
4 мин.

Демиелинизация — это патологический процесс, при котором происходит повреждение или разрушение миелиновой оболочки нервных волокон. Это состояние серьезно влияет на нервную систему ребенка, так как нарушает основную функцию нейронов — быструю и точную передачу электрических импульсов. Понимание сути этого процесса, его причин и последствий помогает родителям вовремя заметить тревожные симптомы и обратиться за помощью, а также правильно оценить состояние ребенка и его потребности.

Миелиновая оболочка: что это и почему она так важна

Миелиновая оболочка, или миелин, представляет собой жироподобное вещество, которое многослойно окутывает отростки нервных клеток (аксоны) в центральной (ЦНС) и периферической нервной системе. Ее можно сравнить с изоляцией на электрическом проводе. Эта оболочка выполняет две критически важные функции:

  • Ускорение передачи нервного импульса. Миелин не покрывает аксон сплошным слоем, а имеет разрывы — перехваты Ранвье. Электрический импульс не проходит по всей длине волокна, а как бы «перепрыгивает» с одного перехвата на другой. Это позволяет увеличить скорость передачи сигнала в десятки и даже сотни раз.
  • Защита нервного волокна. Оболочка защищает аксон от внешних воздействий и обеспечивает его правильное питание и функционирование.

У новорожденных процесс миелинизации — покрытия нервных волокон миелином — еще не завершен. Он активно продолжается в первые годы жизни и является основой для развития двигательных навыков, координации, речи и высших психических функций. Именно поэтому правильное формирование миелиновой оболочки так важно для гармоничного развития ребенка.

Процесс демиелинизации: что происходит с нервными волокнами

При демиелинизации происходит разрушение этой защитной «изоляции». Чаще всего это результат атаки собственной иммунной системы организма, которая по ошибке начинает воспринимать миелин как чужеродный агент. В очаге поражения возникает воспаление, которое и приводит к разрушению оболочки. В результате этого процесса происходят следующие нарушения:

  • Замедление или блокировка сигнала. Без миелиновой изоляции нервный импульс значительно замедляется или вовсе не доходит до цели (например, до мышцы или другого нейрона). Это приводит к потере или нарушению функции, за которую отвечал данный участок нервной системы.
  • «Короткое замыкание». Оголенные нервные волокна могут передавать сигналы на соседние нейроны, вызывая непроизвольные или патологические реакции.
  • Повреждение самого аксона. При длительном или агрессивном течении процесса может повредиться и само нервное волокно, что приводит к необратимым последствиям.

Со временем на месте разрушенного миелина может образовываться рубцовая ткань (склероз), что еще больше затрудняет передачу нервных сигналов. Локализация и масштаб этих очагов определяют, какие именно симптомы будут проявляться у ребенка.

Основные причины разрушения миелина у детей

Демиелинизирующие процессы могут быть вызваны различными факторами. Важно понимать, что в большинстве случаев нет прямой вины родителей или ребенка в развитии заболевания. Ключевыми причинами являются:

  • Аутоиммунные реакции. Это наиболее частая причина. Иммунная система дает сбой и начинает атаковать собственные ткани организма, в данном случае — миелиновую оболочку. Примером такого заболевания является рассеянный склероз.
  • Инфекции. Некоторые вирусные или бактериальные инфекции (например, корь, ветряная оспа, грипп, инфекционный мононуклеоз) могут спровоцировать иммунный ответ, который после борьбы с инфекцией переключается на миелин. Такое состояние называют острым рассеянным энцефаломиелитом (ОРЭМ).
  • Наследственная предрасположенность. Существуют генетически обусловленные заболевания (лейкодистрофии), при которых нарушен синтез или поддержание миелина.
  • Метаболические нарушения. Некоторые нарушения обмена веществ могут приводить к токсическому повреждению миелиновой оболочки.

Как демиелинизация проявляется у ребенка: ключевые симптомы

Симптомы демиелинизации крайне разнообразны и зависят от того, какая часть центральной или периферической нервной системы поражена. Проявления могут возникать внезапно и быть очень разными по интенсивности. Для лучшего понимания возможные симптомы можно сгруппировать следующим образом:

Группа симптомов Возможные проявления Почему это происходит
Двигательные нарушения Мышечная слабость в одной или нескольких конечностях, нарушение координации (атаксия), шаткость походки, спазмы или скованность мышц, трудности с мелкими движениями (письмо, застегивание пуговиц). Поражение двигательных путей в головном или спинном мозге, мозжечке.
Чувствительные нарушения Онемение, покалывание, жжение в разных частях тела, снижение чувствительности, боли нейропатического характера. Поражение путей, отвечающих за передачу информации от рецепторов кожи и внутренних органов.
Нарушения зрения Снижение четкости зрения на один глаз (неврит зрительного нерва), двоение в глазах, непроизвольные движения глазных яблок (нистагм), боль при движении глазами. Поражение зрительного нерва, который также покрыт миелином, или структур мозга, отвечающих за управление движением глаз.
Нарушения функции тазовых органов Внезапные и частые позывы к мочеиспусканию, недержание мочи, затруднение мочеиспускания, запоры. Нарушение передачи сигналов между головным мозгом и органами малого таза.
Когнитивные и эмоциональные изменения Повышенная утомляемость (патологическая усталость), трудности с концентрацией внимания и запоминанием, замедление мышления, перепады настроения, раздражительность. Поражение связей между различными отделами коры головного мозга, отвечающими за высшие психические функции.
Нарушения речи и глотания Невнятная, «смазанная» речь (дизартрия), изменение темпа речи, поперхивание при еде или питье. Поражение нервных центров, контролирующих мышцы речевого аппарата и глотки.

Влияние демиелинизирующих процессов на развитие и повседневную жизнь

Демиелинизация влияет не только на физическое самочувствие, но и на все аспекты жизни ребенка. Патологическая усталость, которая не проходит после отдыха, может мешать учебе и играм со сверстниками. Трудности с координацией могут сделать невозможными занятия спортом или даже обычные активные игры. Когнитивные нарушения, такие как проблемы с памятью и вниманием, часто ошибочно принимаются за лень или нежелание учиться, что создает дополнительное психологическое давление на ребенка.

Важно понимать, что течение демиелинизирующих заболеваний может быть разным: от одного эпизода с полным или частичным восстановлением (как часто бывает при ОРЭМ) до хронического процесса с периодами обострений и ремиссий. Это состояние требует комплексного подхода, направленного не только на медицинское вмешательство, но и на психологическую поддержку, адаптацию учебного процесса и создание комфортной среды дома.

Когда необходимо обратиться к детскому неврологу

Родителям важно сохранять бдительность, но не впадать в панику при каждом синяке или изменении настроения. Однако существуют «красные флаги», появление которых является безусловным поводом для скорейшей консультации с детским неврологом. Эти симптомы особенно настораживают, если они появились внезапно, без видимой причины, и сохраняются в течение суток и более.

Обратить пристальное внимание и незамедлительно проконсультироваться со специалистом следует при появлении следующих признаков:

  • Резкое снижение зрения на один глаз, особенно сопровождающееся болью.
  • Внезапно появившаяся слабость в руке или ноге, вплоть до невозможности двигать конечностью.
  • Нарушение походки, шаткость, частые падения «на ровном месте».
  • Появление онемения или покалывания в значительной части тела (например, во всей ноге или половине туловища).
  • Двоение в глазах, которое не проходит.
  • Внезапные и необъяснимые проблемы с мочеиспусканием.

Своевременное обращение к врачу позволяет как можно раньше начать диагностику, установить точную причину симптомов и, при необходимости, начать терапию. Раннее начало лечения при многих демиелинизирующих заболеваниях является ключом к сохранению функций нервной системы и улучшению долгосрочного прогноза.

Список литературы

  1. Гузева В.И. Руководство по детской неврологии. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицинское информационное агентство, 2009. — 640 с.
  2. Рассеянный склероз, острый рассеянный энцефаломиелит, неврит зрительного нерва: клинические рекомендации / Министерство здравоохранения Российской Федерации. — М., 2022.
  3. Бадалян Л.О. Детская неврология: Учебник для студентов мед. вузов. — М.: МЕДпресс-информ, 2010. — 608 с.
  4. Swaiman K.F., Ashwal S., Ferriero D.M. и др. Swaiman's Pediatric Neurology: Principles and Practice. — 6-е изд. — Elsevier, 2017.
  5. Kliegman R.M., St. Geme J.W., Blum N.J. и др. Nelson Textbook of Pediatrics. — 21-е изд. — Elsevier, 2020.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


Мой сын 15 лет,Спит весь день до позднего вечера очень часто, говорит что устал.

Была проблема, компьютерная зависимость. Обратились в психиатру....

Когитум

Добрый день. Принимаем Когитум 2 недели по назначению врача с...

Малыш не реагирует

Здравствуйте, малышу 1 год, не откликается на имя, не реагирует на...

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.

Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.