Последствия гипоксии в родах для нервной системы ребенка и как их лечить




Григорьева Марина Викторовна

Автор:

Григорьева Марина Викторовна

Детский невролог

10.11.2025
5 мин.

Последствия гипоксии в родах для нервной системы ребенка — это тема, которая вызывает у родителей много тревоги. Диагноз «перинатальное гипоксическое поражение центральной нервной системы» часто звучит пугающе. Важно понимать, что кислородное голодание, перенесенное ребенком во время родов, действительно может повлиять на развитие, но степень этого влияния бывает очень разной. Современная медицина обладает эффективными методами диагностики, лечения и реабилитации, которые позволяют минимизировать или полностью устранить негативные эффекты. Главное — вовремя обратить внимание на настораживающие симптомы и следовать рекомендациям специалистов, ведь мозг новорожденного обладает уникальной способностью к восстановлению (нейропластичностью).

Что такое гипоксия в родах и почему она опасна для мозга

Гипоксия — это состояние, при котором ткани и органы организма испытывают недостаток кислорода. В родах это может произойти по разным причинам: обвитие пуповиной, проблемы с плацентой, затяжные или стремительные роды. Головной мозг новорожденного наиболее чувствителен к дефициту кислорода. Нервные клетки (нейроны) для своей работы требуют огромного количества энергии, которую они получают в процессе кислородного обмена. При нехватке кислорода их функционирование нарушается, что в тяжелых случаях может привести к их повреждению или гибели. Именно это состояние и лежит в основе гипоксически-ишемической энцефалопатии (ГИЭ) — диагноза, который часто ставят в роддоме. Степень повреждения центральной нервной системы (ЦНС) напрямую зависит от продолжительности и глубины кислородного голодания.

Ранние признаки и симптомы поражения ЦНС у новорожденного

Последствия перенесенной гипоксии могут проявляться уже в первые дни и недели жизни малыша. Родителям важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка, не занимаясь самодиагностикой, а своевременно обращаясь к педиатру или детскому неврологу при появлении тревожных признаков. Это позволяет начать реабилитацию как можно раньше, когда компенсаторные возможности мозга максимальны.

Вот на какие проявления стоит обратить внимание:

  • Нарушения мышечного тонуса. Ребенок может быть слишком вялым, «обмякшим» (мышечная гипотония) или, наоборот, чрезмерно напряженным, сжатым в комок, с трудом разгибает ручки и ножки (мышечная гипертония).
  • Проблемы с сосанием и глотанием. Малыш быстро устает во время кормления, поперхивается, плохо берет грудь или бутылочку.
  • Двигательное беспокойство или угнетение. Ребенок может быть излишне возбудимым, постоянно плакать без видимой причины, плохо спать или, напротив, быть сонливым и апатичным.
  • Тремор (дрожание). Часто наблюдается дрожание подбородка, ручек или ножек, которое усиливается при плаче или возбуждении.
  • Частые и обильные срыгивания. Они могут быть не связаны с перекормом и свидетельствовать о незрелости нервной регуляции пищеварительной системы.
  • Запрокидывание головы. В положении лежа на спине ребенок может сильно выгибаться и запрокидывать голову назад.
  • Судорожный синдром. В наиболее тяжелых случаях могут наблюдаться судороги — непроизвольные мышечные сокращения.

От гипоксически-ишемической энцефалопатии до отдаленных последствий: возможный спектр нарушений

Гипоксически-ишемическая энцефалопатия (ГИЭ) — это общий термин, описывающий повреждение мозга из-за недостатка кислорода. В зависимости от степени тяжести ГИЭ прогнозы и отдаленные последствия могут сильно различаться. Легкая степень гипоксии часто проходит бесследно, в то время как тяжелые формы требуют длительной и серьезной реабилитации. Важно понимать, что диагноз, поставленный в роддоме, не является окончательным приговором, а скорее сигналом к действию и тщательному наблюдению.

Чтобы систематизировать возможные последствия, рассмотрим их в таблице:

Период проявления Возможные нарушения и диагнозы Краткое описание
Ранний (до 1 года) Синдром двигательных нарушений Задержка формирования моторных навыков: ребенок позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать. Часто сочетается с нарушениями мышечного тонуса.
Ранний (до 1 года) Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости Проявляется беспокойством, нарушениями сна, частым плачем, тремором. Обычно хорошо поддается коррекции.
Дошкольный и школьный возраст Задержка речевого и психоречевого развития (ЗРР, ЗПРР) Ребенок позже начинает говорить, имеет бедный словарный запас, трудности с построением фраз. Может сочетаться с задержкой психического развития.
Дошкольный и школьный возраст Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) Характеризуется невнимательностью, импульсивностью и чрезмерной двигательной активностью, что мешает обучению и социальной адаптации.
Дошкольный и школьный возраст Эмоциональные и поведенческие расстройства Могут проявляться в виде повышенной тревожности, капризности, истерик, сложностей в общении со сверстниками.
Тяжелые отдаленные последствия Детский церебральный паралич (ДЦП) Группа нарушений, влияющих на способность человека двигаться, поддерживать равновесие и осанку. Возникает при значительном повреждении двигательных центров мозга.
Тяжелые отдаленные последствия Эпилепсия Заболевание головного мозга, характеризующееся повторными неспровоцированными приступами (судорогами).

Комплексный подход к лечению и реабилитации: что могут назначить ребенку

Лечение последствий гипоксического поражения центральной нервной системы всегда комплексное и индивидуальное. Единой «волшебной таблетки» не существует. Цель терапии — помочь мозгу ребенка восстановиться, компенсировать имеющиеся нарушения и стимулировать правильное развитие. План реабилитации составляет детский невролог на основе осмотра и, при необходимости, данных дополнительных обследований (например, нейросонографии — УЗИ головного мозга).

Основными направлениями лечения и реабилитации являются:

  • Медикаментозная терапия. Могут назначаться препараты, улучшающие мозговое кровообращение и обмен веществ в нервных клетках (ноотропные, сосудистые средства), а также лекарства для нормализации мышечного тонуса, противосудорожные препараты при наличии показаний. Важно понимать, что любое лекарство должно назначаться строго врачом.
  • Массаж и лечебная физкультура (ЛФК). Это один из ключевых методов реабилитации в первый год жизни. Профессиональный массаж помогает нормализовать мышечный тонус, улучшить кровоснабжение тканей и подготовить мышцы к движению. Лечебная физкультура, в свою очередь, направлена на стимуляцию и формирование правильных двигательных стереотипов: удержание головы, перевороты, ползание.
  • Физиотерапия. Применяются различные методы, такие как электрофорез, магнитотерапия, амплипульстерапия. Они направлены на улучшение проводимости нервных волокон и стимуляцию работы мышц.
  • Войта-терапия и Бобат-терапия. Это специальные методики реабилитации, основанные на стимуляции рефлекторных движений. Они помогают «активировать» врожденные двигательные программы и являются очень эффективными при двигательных нарушениях.
  • Занятия с логопедом и дефектологом. При задержках речевого развития, начиная с 2–3 лет, необходима помощь специалистов, которые будут работать над развитием речи, внимания, памяти и мышления.

Роль родителей в восстановлении: как помочь своему ребенку каждый день

Успех реабилитации во многом зависит от активного и правильного участия родителей. Врачи и специалисты дают направление, но ежедневная работа по восстановлению ложится на плечи семьи. Ваша любовь, терпение и последовательность — это мощнейший фактор, способствующий выздоровлению.

Вот что вы можете делать, чтобы помочь ребенку:

  • Создайте спокойную и предсказуемую обстановку. Избегайте громких звуков, яркого света, большого скопления людей. Соблюдайте режим дня: кормление, сон и бодрствование в одно и то же время помогают стабилизировать нервную систему.
  • Точно следуйте рекомендациям врачей. Не пропускайте курсы массажа, занятия ЛФК и прием назначенных препаратов. Если у вас возникают сомнения, обсуждайте их с лечащим врачом, а не отменяйте терапию самостоятельно.
  • Освойте элементы развивающего ухода. Попросите специалиста по ЛФК или массажу показать вам правильные позы для ношения на руках, приемы гимнастики и стимуляции движений, которые можно выполнять дома.
  • Разговаривайте, пойте, читайте. Постоянное речевое общение с ребенком, даже когда он еще совсем маленький, стимулирует развитие слухового внимания и закладывает основу для будущей речи.
  • Обеспечьте тактильный контакт. Чаще берите малыша на руки, делайте легкие поглаживания. Телесный контакт дает ребенку чувство безопасности, что очень важно для гармоничного развития центральной нервной системы.

Прогноз и перспективы: от чего зависит успешное восстановление центральной нервной системы

Прогноз при гипоксическом поражении ЦНС зависит от множества факторов. Мозг новорожденного обладает огромным потенциалом к восстановлению — это явление называется нейропластичностью. Нервные клетки могут формировать новые связи, обходя поврежденные участки. Успех восстановления определяется в первую очередь степенью первоначального повреждения, своевременностью начала реабилитационных мероприятий и их регулярностью. В большинстве случаев, особенно при легкой и средней степени тяжести гипоксии, при адекватном лечении и уходе удается добиться полной компенсации нарушений, и ребенок развивается в соответствии с возрастными нормами. Даже в тяжелых случаях комплексная и упорная реабилитация позволяет значительно улучшить качество жизни ребенка и максимально раскрыть его потенциал.

Список литературы

  1. Клинические рекомендации «Церебральная ишемия у новорожденных». Разработчики: Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины (РАСПМ), Союз педиатров России. – М., 2022.
  2. Пальчик А. Б., Шабалов Н. П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. – М.: МЕДпресс-информ, 2013. – 288 с.
  3. Володин Н. Н. (ред.). Неонатология: Национальное руководство. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 1192 с.
  4. Badalyan L. O. Pediatric Neurology. – Moscow: Medpress-inform, 2010. – 608 p. (Бадалян Л. О. Детская неврология: учебник. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 608 с.).
  5. Volpe J. J. Volpe's Neurology of the Newborn. 6th ed. – Elsevier, 2017. – 1192 p.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


Ребёнок очень беспокойный

Здравствуйте, сыну 8,5 месяцев. С рождения беспокойный, дёргает...

Эпиактивность

Здравствуйте. Обратились к неврологу с жалобами на...

Аутизм

Здравствуйте, есть подозрения на аутизм у дочери в 1,8.Проходя...

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.

Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.