Миастенический криз у ребенка — это жизнеугрожающее, внезапное и резкое усиление симптомов миастении, которое приводит к острой дыхательной недостаточности. Это состояние требует немедленной медицинской помощи и госпитализации. Понимание его признаков и правильный алгоритм действий могут спасти жизнь. Для родителей, чьи дети живут с диагнозом "миастения", крайне важно знать, как распознать начало криза и что предпринять в первые минуты до приезда врачей.
Что такое миастенический криз и почему он опасен
Миастенический криз (МК) является самым грозным осложнением миастении — аутоиммунного заболевания, при котором нарушается передача нервных импульсов к мышцам. В результате этого мышцы становятся патологически слабыми и быстро утомляются. Во время криза эта слабость достигает критического уровня, распространяясь на жизненно важные мышечные группы. Главная опасность заключается в поражении дыхательной мускулатуры (диафрагмы и межреберных мышц) и бульбарных мышц, которые отвечают за глотание и речь.
Когда дыхательные мышцы перестают справляться со своей функцией, развивается острая дыхательная недостаточность. Ребенок не может сделать полноценный вдох и выдох, уровень кислорода в крови падает, а углекислого газа — растет. Без экстренной медицинской помощи, включая возможную искусственную вентиляцию легких, такое состояние может привести к необратимым последствиям. Именно поэтому миастенический криз классифицируется как неотложное состояние в неврологии.
Распознаем угрозу: ключевые симптомы миастенического криза
Симптомы МК могут нарастать как постепенно, в течение нескольких часов, так и стремительно, за минуты. Родителям необходимо быть предельно внимательными к любым изменениям в состоянии ребенка. Ниже представлена таблица с основными группами симптомов, на которые следует обратить внимание в первую очередь.
| Группа симптомов | Конкретные проявления |
|---|---|
| Нарушения дыхания | Одышка в покое, ощущение нехватки воздуха; учащенное, поверхностное дыхание; ребенок задействует вспомогательные мышцы для вдоха (втягиваются межреберные промежутки, раздуваются крылья носа); невозможность сделать глубокий вдох или откашляться; парадоксальное дыхание (живот западает на вдохе, а не выпячивается). |
| Нарушения глотания и речи (бульбарные расстройства) | Ребенок поперхивается слюной или пищей, не может глотать; слюна вытекает изо рта; голос становится тихим, гнусавым, невнятным (дизартрия) или пропадает совсем; нижняя челюсть может отвисать. |
| Общая мышечная слабость | Резко нарастающая общая слабость, вялость; ребенок не может сидеть, держать голову, поднимать руки или ноги; веки полностью опущены (птоз); выраженное двоение в глазах (диплопия); слабость мимической мускулатуры, лицо приобретает маскообразное, страдальческое выражение. |
| Психомоторное возбуждение | На начальном этапе из-за нехватки кислорода (гипоксии) ребенок может быть беспокойным, тревожным, испуганным. По мере усугубления состояния возбуждение сменяется заторможенностью и сонливостью. |
Алгоритм неотложных действий: пошаговая инструкция для родителей
Если вы заметили у ребенка симптомы, напоминающие миастенический криз, главное — не паниковать и действовать быстро и четко. Ваша основная задача — поддержать жизненные функции ребенка до прибытия медицинской бригады.
- Немедленно вызовите скорую помощь. Позвоните по номеру 103 или 112. Четко и спокойно сообщите диспетчеру: "У ребенка с диагнозом миастения приступ, он задыхается". Обязательно укажите точный адрес, возраст ребенка и перечислите основные симптомы (затрудненное дыхание, не может глотать). Это позволит направить к вам реанимационную бригаду.
- Обеспечьте свободное дыхание. Расстегните или снимите с ребенка всю стесняющую одежду (воротник, пояс). Откройте окно, чтобы обеспечить приток свежего воздуха.
- Придайте ребенку правильное положение. Оптимальное положение — полусидя (положение Фоулера). Подложите под спину и голову подушки так, чтобы верхняя часть туловища была приподнята под углом 45–60 градусов. Такое положение облегчает работу дыхательной мускулатуры и снижает риск аспирации (попадания слюны или рвотных масс в дыхательные пути). Маленького ребенка можно держать на руках в вертикальном или полувертикальном положении.
- Очистите ротовую полость. Если у ребенка скапливается слюна, аккуратно поверните его голову набок и удалите излишки салфеткой или платком. Это также профилактика аспирации.
- Контролируйте состояние. Постоянно находитесь рядом с ребенком, следите за его дыханием, цветом кожи и уровнем сознания. Говорите с ним спокойным, уверенным голосом. Ваше спокойствие передастся ребенку и поможет ему меньше паниковать.
- Подготовьтесь к приезду врачей. Соберите все необходимые медицинские документы ребенка (выписки, амбулаторную карту), а также список всех препаратов, которые он принимает, с указанием дозировок. Если лечащий врач давал вам конкретные инструкции на случай криза (например, ввести определенный препарат), держите их наготове.
Чего категорически нельзя делать во время МК
В стрессовой ситуации можно совершить ошибки, которые усугубят состояние ребенка. Важно помнить, чего делать нельзя ни в коем случае.
- Не пытайтесь кормить или поить ребенка. Из-за слабости глотательных мышц любая жидкость или пища может попасть в дыхательные пути и вызвать аспирационную пневмонию или удушье.
- Не давайте самостоятельно никаких лекарств, не прописанных врачом именно для этой ситуации. Особенно опасны седативные (успокоительные) и снотворные препараты, так как они могут угнетать и без того ослабленное дыхание.
- Не оставляйте ребенка одного. Состояние может ухудшиться в любую секунду, поэтому непрерывный контроль жизненно необходим.
- Не укладывайте ребенка в горизонтальное положение на спину. Это усиливает нагрузку на дыхательные мышцы и многократно повышает риск аспирации.
Возможные причины и провоцирующие факторы развития криза
Понимание факторов, которые могут спровоцировать миастенический криз, помогает в его профилактике. Хотя иногда МК развивается без видимой причины, чаще всего его "запускает" один из следующих триггеров:
- Инфекционные заболевания, особенно респираторные (ОРВИ, грипп, бронхит, пневмония), сопровождающиеся лихорадкой и интоксикацией.
- Пропуск приема или необоснованное снижение дозы антихолинэстеразных препаратов (например, "Калимин", "Прозерин").
- Физическое или эмоциональное перенапряжение, сильный стресс.
- Прием некоторых медикаментов, противопоказанных при миастении (ряд антибиотиков, бета-блокаторы, магнийсодержащие препараты, миорелаксанты и другие).
- Хирургические вмешательства и некоторые диагностические процедуры.
- Нарушения электролитного баланса в организме, например, снижение уровня калия.
Знание этих факторов и тесное сотрудничество с лечащим врачом-неврологом по вопросам коррекции терапии и образа жизни ребенка являются основой для предотвращения повторных кризов.
Список литературы
- Миастения и миастенические синдромы у детей. Клинические рекомендации. — Союз педиатров России, 2016.
- Бадалян Л. О. Детская неврология: Учебник для студентов мед. вузов. — М.: МЕДпресс-информ, 2010. — 608 с.
- Санадзе А. Г. Миастения и миастенические синдромы. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 256 с.
- Narayanaswami P., Sanders D. B., Wolfe G., et al. International Consensus Guidance for Management of Myasthenia Gravis: 2020 Update. // Neurology. — 2021. — Vol. 96(3). — P. 114–122.
- Guptill J. T., Sanders D. B., Evoli A. Myasthenia gravis: clinical and basic aspects. // Annals of the New York Academy of Sciences. — 2012. — Vol. 1275. — P. 33–40.
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы детским неврологам
Все консультации детских неврологов
Как помочь ребенку с частыми головными болями?
Здравствуйте. Мой ребенок часто жалуется на головные боли,...
Результат ЭЭГ
Здравствуйте, посмотрите пожалуйста результат ЭЭГ
Нервозность . Заикание . Не хочется идти как-то в горшок по большому
Мой мальчик начали заикаться 4 года . Вот уже год как он...
Врачи детские неврологи
Детский невролог
Астраханский государственный медицинский университет
Стаж работы: 8 л.
Детский невролог, Невролог
Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера
Стаж работы: 30 л.
Детский невролог
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Стаж работы: 14 л.
