Судорожный синдром у детей с макроцефалией: понять причины и знать, как помочь




Волдинцева Елена Петровна

Автор:

Волдинцева Елена Петровна

Детский невролог, Невролог

10.11.2025
5 мин.

Появление судорог у ребенка с макроцефалией — это всегда пугающее событие для родителей. Важно понимать, что судорожный синдром, как и увеличенный размер головы (макроцефалия), является не самостоятельным заболеванием, а симптомом, указывающим на определенные процессы в организме. Это состояние требует обязательного и тщательного обследования для выявления первопричины. Своевременная диагностика и правильно подобранная терапия позволяют взять ситуацию под контроль, улучшить качество жизни ребенка и предотвратить возможные осложнения. Главная задача — не паниковать, а действовать последовательно и в тесном контакте с лечащим врачом.

Что такое макроцефалия и почему она может сопровождаться судорогами

Макроцефалия — это медицинский термин, который означает, что окружность головы ребенка значительно превышает возрастные и половые нормы. Это не диагноз, а клинический признак, который может быть как вариантом нормы, так и свидетельством серьезных патологий. Причиной увеличения головы может быть избыток спинномозговой жидкости, увеличение объема самого вещества мозга или утолщение костей черепа.

Связь между макроцефалией и судорожным синдромом (СС) объясняется тем, что лежащая в их основе причина часто одна и та же. Патологические процессы, которые приводят к увеличению головы, могут также нарушать нормальную электрическую активность мозга. Это приводит к возникновению аномальных нейронных разрядов, которые клинически проявляются в виде судорог. Например, повышенное внутричерепное давление при гидроцефалии сдавливает и раздражает кору головного мозга, провоцируя приступы. Структурные аномалии или генетические нарушения могут одновременно влиять и на рост головы, и на предрасположенность к судорожной активности.

Основные причины сочетания макроцефалии и судорожного синдрома

Сочетание этих двух симптомов требует углубленной диагностики, так как может указывать на широкий спектр состояний. Для лучшего понимания возможных причин их можно сгруппировать следующим образом:

  • Гидроцефалия. Это одна из самых частых причин. Состояние характеризуется избыточным накоплением цереброспинальной (спинномозговой) жидкости в желудочках мозга. Это приводит к их расширению и повышению внутричерепного давления (ВЧД), что вызывает как рост головы, так и раздражение мозговых структур, провоцирующее судороги.
  • Генетические синдромы. Существует ряд наследственных заболеваний, для которых характерно сочетание макроцефалии и судорожного синдрома. К ним относятся, например, синдром Сотоса, синдром Уивера, PTEN-ассоциированные синдромы. В таких случаях оба симптома являются частью единой клинической картины, заложенной на генетическом уровне.
  • Нарушения обмена веществ. Некоторые метаболические заболевания, такие как органические ацидурии или лейкодистрофии, могут приводить к накоплению токсичных продуктов в мозге. Это нарушает его развитие, вызывает увеличение объема (отек) и провоцирует судорожную активность.
  • Структурные аномалии головного мозга. Врожденные пороки развития мозга, такие как фокальная кортикальная дисплазия или гемимегалэнцефалия (увеличение одного из полушарий), являются прямой причиной как аномального роста части мозга, так и возникновения эпилептических приступов.
  • Внутриутробные инфекции и постнатальные осложнения. Перенесенные матерью во время беременности инфекции (TORCH-комплекс), а также тяжелая гипоксия или травмы в родах могут привести к повреждению мозга, последствиями которого становятся гидроцефалия и судорожный синдром.
  • Доброкачественная семейная макроцефалия. Это состояние, при котором большой размер головы является наследственной особенностью и не связан с патологией. Однако даже в этом случае появление судорог требует исключения всех остальных возможных причин, так как эти два признака могут быть просто совпадением.

Какие виды приступов встречаются при этом состоянии

Судорожные приступы могут выглядеть очень по-разному. Знание их основных типов поможет родителям правильно описать врачу то, что они видели, что критически важно для постановки верного диагноза. Ниже представлена таблица с описанием наиболее частых видов приступов.

Тип приступа Как выглядит Что важно знать
Генерализованные тонико-клонические Ребенок теряет сознание, тело напрягается (тоническая фаза), затем начинаются ритмичные подергивания конечностей (клоническая фаза). Возможно прикусывание языка, непроизвольное мочеиспускание. Это наиболее драматичный и пугающий вид приступов. После приступа ребенок обычно сонлив и дезориентирован.
Фокальные (парциальные) Приступ затрагивает одну часть тела. Это могут быть подергивания одной руки или ноги, поворот головы и глаз в сторону, необычные ощущения (онемение, покалывание) без потери сознания. Фокальные приступы могут переходить в генерализованные. Важно заметить, с какой части тела начался приступ.
Абсансы Ребенок внезапно замирает, взгляд становится «пустым», он не реагирует на обращение. Приступ длится всего несколько секунд, после чего ребенок продолжает прерванное занятие, не помня о случившемся. Часто принимаются за невнимательность или задумчивость. Могут происходить много раз в день.
Фебрильные судороги Возникают на фоне высокой температуры (выше 38 °C). Обычно выглядят как генерализованные тонико-клонические приступы. Чаще всего встречаются у детей от 6 месяцев до 5 лет. Хотя они и пугают, в большинстве случаев не приводят к развитию эпилепсии.

Диагностика: как врачи находят причину проблемы

Диагностический поиск — это комплексный процесс, направленный на установление точной причины сочетания макроцефалии и судорог. Он включает несколько ключевых этапов, каждый из которых дает врачу важную информацию. Родителей часто беспокоит безопасность и болезненность процедур, однако все современные методы диагностики созданы с учетом особенностей детского организма.

  • Осмотр невролога и сбор анамнеза. Первый и самый важный шаг. Врач оценит неврологический статус ребенка, измерит окружность головы и сравнит ее с нормативными таблицами, соберет подробную информацию о течении беременности, родах, развитии ребенка, а также о случаях подобных заболеваний в семье. Точное описание приступов родителями имеет огромное значение.
  • Нейросонография (НСГ). Ультразвуковое исследование мозга через большой родничок у детей первого года жизни. Это безопасный, безболезненный и быстрый метод, который позволяет оценить размеры желудочков мозга, выявить кровоизлияния или грубые структурные аномалии.
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ). «Золотой стандарт» в диагностике судорожных состояний. Метод регистрирует электрическую активность мозга с помощью специальных датчиков на голове. ЭЭГ помогает определить тип приступов, выявить эпилептиформную активность и уточнить локализацию очага. Исследование абсолютно безболезненно.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ). Позволяет получить послойные, детализированные изображения структуры головного мозга. МРТ незаменима для выявления тонких пороков развития коры, опухолей, признаков метаболических или воспалительных заболеваний. Маленьким детям исследование проводится в состоянии медикаментозного сна, чтобы обеспечить полную неподвижность, при этом за состоянием ребенка постоянно следит анестезиолог.
  • Лабораторные и генетические тесты. Анализы крови и мочи могут потребоваться для исключения нарушений обмена веществ. При подозрении на наследственную природу заболевания назначается консультация генетика и проводятся специализированные генетические исследования.

Первая помощь ребенку во время судорожного приступа: пошаговый план

Знание правил оказания первой помощи — залог безопасности ребенка во время приступа. Главное — не поддаваться панике и действовать четко. Неправильные действия могут навредить.

  1. Сохраняйте спокойствие. Ваша паника передастся ребенку после приступа и помешает вам действовать правильно.
  2. Обеспечьте безопасность. Уложите ребенка на ровную, мягкую поверхность (на пол), уберите от него все твердые и острые предметы, о которые он может удариться.
  3. Поверните на бок. Это самое важное правило. Положение на боку предотвращает западение языка и попадание слюны или рвотных масс в дыхательные пути. Подложите под голову что-то мягкое (свернутую одежду).
  4. Не сдерживайте движения. Не пытайтесь силой удерживать ребенка или останавливать судороги. Это может привести к травмам.
  5. Ничего не вставляйте в рот. Категорически запрещено пытаться разжать челюсти и вставлять в рот ложки, пальцы или другие предметы. Это может привести к переломам челюсти, повреждению зубов и обструкции дыхательных путей.
  6. Засеките время. Посмотрите на часы в начале и в конце приступа. Эта информация очень важна для врача.
  7. Оставайтесь рядом. Будьте с ребенком до полного окончания приступа и восстановления сознания. Говорите с ним спокойно и ласково, когда он начнет приходить в себя.

Необходимо немедленно вызвать скорую помощь, если: это первый судорожный приступ в жизни ребенка; приступ длится более 5 минут; приступы следуют один за другим без восстановления сознания; ребенок получил травму во время приступа; после приступа затруднено дыхание или кожа посинела.

Принципы лечения и дальнейший прогноз

Подход к лечению всегда индивидуален и направлен в первую очередь на устранение первопричины. Прогноз зависит от основного диагноза, своевременности начала терапии и ответа организма на нее.

Лечение может включать следующие направления:

  • Терапия основного заболевания. Если причиной является гидроцефалия, может потребоваться нейрохирургическая операция (например, вентрикулоперитонеальное шунтирование). При метаболических нарушениях назначаются специальная диета и медикаментозная коррекция.
  • Противосудорожная терапия. Назначаются антиконвульсанты (противоэпилептические препараты). Цель — полностью прекратить приступы или максимально снизить их частоту при минимальных побочных эффектах. Подбор препарата и его дозы — это кропотливый процесс, требующий терпения и строгого соблюдения рекомендаций врача. Прерывать прием или самостоятельно менять дозировку категорически нельзя.
  • Реабилитационные мероприятия. Многим детям с последствиями основного заболевания требуется помощь специалистов: физического терапевта, эрготерапевта, логопеда, психолога. Комплексная реабилитация помогает максимально раскрыть потенциал ребенка.

Прогноз при сочетании макроцефалии и судорожного синдрома крайне вариабелен. При доброкачественной семейной макроцефалии и фебрильных судорогах прогноз благоприятный. В случаях тяжелых структурных аномалий мозга или генетических синдромов могут наблюдаться стойкие неврологические нарушения. Однако даже в самых сложных ситуациях современная медицина способна значительно улучшить состояние ребенка и его качество жизни. Раннее обращение за помощью, точная диагностика и комплексный подход — ключ к успешному ведению таких пациентов.

Список литературы

  1. Клинические рекомендации «Эпилепсия и эпилептические синдромы у детей». — Министерство здравоохранения Российской Федерации, 2022.
  2. Гузева В.И. Детская неврология. Клинические рекомендации. — М.: МЕДпресс-информ, 2021. — 656 с.
  3. Мухин К.Ю., Петрухин А.С., Холин А.А. Эпилептические энцефалопатии и схожие синдромы у детей. — М.: АртСервис Лтд, 2011. — 680 с.
  4. Swaiman K.F., Ashwal S., Ferriero D.M., et al. Swaiman's Pediatric Neurology: Principles and Practice. 6th ed. — Elsevier, 2017. — 1248 p.
  5. NICE guideline [NG217]. Epilepsies in children, young people and adults. — National Institute for Health and Care Excellence, 2022.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


Как понять, что у моего ребенка есть проблемы с нервной системой?

Здравствуйте. Я заметила, что мой ребенок часто бывает вялым и у...

Высокое давление у подростка 14 лет

Дочь 14 лет стало плохо ушла в школе к медсестре давление 140/60...

Когитум

Добрый день. Принимаем Когитум 2 недели по назначению врача с...

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.

Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.