Фокальная дистония у детей: когда спазм затрагивает одну часть тела




Магомедова Айслу Шукуровна

Автор:

Магомедова Айслу Шукуровна

Детский невролог

10.11.2025
6 мин.

Фокальная дистония у детей — это неврологическое двигательное расстройство, при котором непроизвольные и постоянные мышечные сокращения вызывают повторяющиеся, скручивающие движения или патологические позы в одной определенной области тела. Это состояние не является признаком плохого поведения или каприза, а представляет собой результат сбоя в работе отделов мозга, отвечающих за координацию движений. Понимание природы этого нарушения — первый и самый важный шаг на пути к эффективной помощи ребенку и улучшению качества его жизни.

Что такое фокальная дистония и почему она возникает

В основе фокальной мышечной дистонии лежит нарушение в работе базальных ганглиев — глубоких структур мозга, которые действуют как командный центр, регулирующий плавность, скорость и точность наших движений. Когда этот центр посылает некорректные сигналы, мышцы начинают сокращаться непроизвольно и избыточно. В результате ребенок не может полностью контролировать пораженную часть тела, что приводит к появлению специфических поз или движений.

Причины развития фокальной дистонии можно разделить на две большие группы:

  • Первичная дистония. В этом случае дистония является самостоятельным заболеванием. Чаще всего она имеет генетическую природу, то есть связана с мутациями в определенных генах. При этом структура самого мозга остается неизменной, нарушается лишь его функция.
  • Вторичная дистония. Здесь расстройство является следствием другого заболевания или повреждения мозга. К таким причинам относят родовые травмы с гипоксией (недостатком кислорода), перенесенные инфекции (например, энцефалит), черепно-мозговые травмы, инсульты или нарушения обмена веществ.

Важно понимать, что во многих случаях точную причину установить не удается — тогда говорят об идиопатической фокальной дистонии. Это не означает, что помощи нет, просто терапия будет направлена на коррекцию симптомов, а не на устранение первопричины.

Как проявляется фокальная мышечная дистония у детей: ключевые признаки

Проявления фокальной дистонии очень разнообразны и зависят от того, какая группа мышц вовлечена в процесс. Часто симптомы усиливаются при волнении, усталости или во время выполнения определенных точных движений и могут ослабевать или полностью исчезать во сне.

Для лучшего понимания возможных симптомов приведем таблицу с наиболее частыми формами фокальной дистонии у детей.

Часть тела (локализация) Возможные проявления На что обратить внимание родителям
Шея (цервикальная дистония, или спастическая кривошея) Стойкий наклон или поворот головы в одну сторону, дрожание головы, непроизвольные подергивания мышц шеи. Ребенок постоянно держит голову в неестественном положении, жалуется на боль или напряжение в шее и плечах.
Рука/кисть (писчий спазм, или графоспазм) Чрезмерное напряжение мышц кисти и предплечья при письме, рисовании, игре на музыкальном инструменте. Пальцы могут неестественно сгибаться или разгибаться. Почерк ребенка стал неразборчивым, он избегает письменных заданий, жалуется на боль или быструю усталость в руке.
Веки (блефароспазм) Учащенное моргание, непроизвольное зажмуривание одного или обоих глаз, которое может приводить к функциональной слепоте. Ребенок часто и сильно моргает, особенно на ярком свету, щурится, испытывает трудности при чтении или просмотре телевизора.
Рот, челюсть, язык (оромандибулярная дистония) Непроизвольное открывание или сжатие рта, гримасы, высовывание языка, трудности с речью (дизартрия) или жеванием. Речь ребенка стала невнятной, он испытывает сложности во время еды, появляются необычные движения в области рта.
Нога/стопа Подворачивание стопы внутрь или наружу при ходьбе, непроизвольное выгибание или сгибание пальцев, патологическая установка стопы. Ребенок начал прихрамывать, спотыкаться, стаптывать обувь с одной стороны. Походка стала необычной.

Иногда дети находят так называемые корригирующие жесты (сенсорные трюки) — легкое прикосновение к определенной точке на лице или шее, которое на время помогает уменьшить спазм. Это важный диагностический признак, который отличает фокальную дистонию от других состояний.

Отличие дистонии от тиков и других двигательных нарушений

Родители часто путают проявления фокальной дистонии с тиками, которые более распространены в детском возрасте. Хотя оба состояния связаны с непроизвольными движениями, их природа и характеристики различны. Понимание этих различий помогает правильно сориентироваться и вовремя обратиться к нужному специалисту.

Ниже представлена сравнительная таблица для наглядности.

Критерий Фокальная дистония Тики
Характер движения Более медленные, скручивающие, приводящие к формированию патологической позы. Движение часто тянущее, длительное. Быстрые, отрывистые, повторяющиеся, похожие на фрагменты нормальных движений (моргание, подергивание плечом, шмыганье носом).
Длительность Спазм может быть продолжительным, длящимся секундами или даже минутами. Движения короткие, молниеносные.
Мышечное вовлечение Одновременное сокращение мышц-агонистов и антагонистов (например, сгибателей и разгибателей), что и вызывает «борьбу» и скручивание. Координированное, хотя и непроизвольное, сокращение одной группы мышц.
Возможность подавления Подавить усилием воли практически невозможно. Можно временно подавить усилием воли, но это приводит к нарастанию внутреннего напряжения и последующему «прорыву» тиков.

Диагностика фокальной дистонии: как врач ставит диагноз

Постановка диагноза «фокальная дистония» — это комплексный процесс, который основывается в первую очередь на клинической картине. Не существует одного анализа или исследования, которое могло бы «показать» дистонию. Диагностика требует опыта и внимательности со стороны детского невролога.

Основные этапы диагностического поиска включают:

  1. Сбор анамнеза. Врач подробно расспросит о том, когда появились первые симптомы, как они развивались, что их провоцирует, а что облегчает. Важна информация о течении беременности и родов, перенесенных заболеваниях и семейной истории двигательных нарушений.
  2. Неврологический осмотр. Специалист оценит мышечный тонус, рефлексы, координацию и характер непроизвольных движений. Врач может попросить ребенка выполнить определенные действия (написать что-то, походить), чтобы спровоцировать и оценить дистонический спазм.
  3. Инструментальные и лабораторные исследования. Они назначаются не для подтверждения дистонии, а для исключения других заболеваний, которые могут вызывать похожие симптомы (вторичная дистония). К ним относятся:
    • магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга: позволяет исключить опухоли, последствия травм или инсультов;
    • электроэнцефалография (ЭЭГ): используется для исключения эпилептической природы движений;
    • анализы крови: для выявления метаболических нарушений (например, болезни Вильсона — Коновалова, при которой нарушается обмен меди).
  4. Генетическое тестирование. При подозрении на наследственную форму первичной дистонии может быть рекомендован анализ на наличие известных генных мутаций.

Современные подходы к лечению и реабилитации

Цель лечения фокальной дистонии у детей — не всегда полное излечение, а максимальное уменьшение симптомов, улучшение функциональных возможностей и повышение качества жизни. Подход всегда комплексный и индивидуальный, сочетающий в себе несколько направлений.

Ключевыми компонентами терапии являются:

  • Немедикаментозные методы. Это основа основ в лечении фокальной дистонии.
    • Физическая терапия и лечебная физкультура (ЛФК). Специальные упражнения направлены на расслабление перенапряженных мышц, укрепление ослабленных мышц-антагонистов, улучшение контроля над движениями и формирование правильного двигательного стереотипа.
    • Эрготерапия. Специалист помогает адаптировать бытовые и учебные процессы под возможности ребенка. Например, при писчем спазме могут подобрать специальные ручки, изменить наклон парты или научить альтернативным способам письма.
    • Психологическая поддержка. Жизнь с хроническим заболеванием, которое заметно окружающим, может быть серьезным испытанием для ребенка. Работа с психологом помогает справиться с тревогой, неуверенностью в себе и проблемами в общении со сверстниками.
  • Медикаментозное лечение. Лекарственные препараты назначаются, когда немедикаментозные методы оказываются недостаточно эффективными. Врач может подобрать препараты, которые помогают снизить избыточную мышечную активность. Самостоятельное назначение и прием таких средств недопустимы.
  • Ботулинотерапия. Этот метод является «золотым стандартом» для лечения многих форм фокальной дистонии. В спазмированную мышцу вводится микродоза ботулинического токсина типа А. Он блокирует передачу нервного импульса к мышце, вызывая ее целенаправленное расслабление. Эффект от инъекции временный (обычно 3–6 месяцев), после чего процедуру нужно повторять. В руках опытного специалиста это безопасный и очень эффективный метод.
  • Хирургическое лечение. К нему прибегают крайне редко, только в самых тяжелых случаях, когда другие методы не помогают. Одним из таких методов является глубокая стимуляция мозга (ГСМ, или DBS), при которой в определенные структуры мозга имплантируются электроды, подавляющие патологическую активность.

Роль родителей в помощи ребенку с фокальной дистонией

Поддержка семьи играет огромную роль в успешной адаптации ребенка. Ваша уверенность, спокойствие и правильные действия могут значительно облегчить его состояние.

Вот несколько практических рекомендаций:

  • Создайте поддерживающую среду. Не акцентируйте внимание на непроизвольных движениях и не ругайте ребенка за них. Он их не контролирует. Хвалите за успехи и усилия, а не за результат.
  • Соблюдайте режим дня. Усталость и стресс часто усиливают симптомы дистонии. Полноценный сон, сбалансированное питание и регулярный отдых очень важны.
  • Работайте в команде со специалистами. Регулярно посещайте невролога и реабилитолога, добросовестно выполняйте все рекомендации и домашние задания.
  • Информируйте окружение. Поговорите с учителями в школе или воспитателями в детском саду. Объясните им суть заболевания, чтобы они могли правильно реагировать и оказывать ребенку необходимую поддержку, а не считать его «непослушным» или «странным».
  • Ищите сильные стороны. Помогите ребенку найти занятие, в котором он будет успешен и которое не провоцирует симптомы дистонии. Это укрепит его самооценку и даст ощущение контроля над своей жизнью.

Прогноз и качество жизни при фокальной дистонии

Фокальная дистония — это хроническое состояние, которое, как правило, не угрожает жизни и не влияет на интеллект. Течение заболевания может быть разным: у некоторых детей симптомы остаются стабильными на протяжении многих лет, у других могут медленно прогрессировать. Спонтанные ремиссии (улучшения) случаются, но редко.

Современная медицина не всегда может полностью излечить фокальную дистонию, но она обладает мощным арсеналом средств для контроля над ее симптомами. При правильно подобранной комплексной терапии большинство детей хорошо адаптируются к своему состоянию, успешно учатся, находят друзей и ведут полноценную, активную жизнь. Главная задача — не опускать руки и последовательно двигаться по пути реабилитации вместе с командой специалистов и верой в своего ребенка.

Список литературы

  1. Детская неврология: учебник / под ред. А. С. Петрухина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 2 т.
  2. Неврология. Национальное руководство / под ред. Е. И. Гусева, А. Н. Коновалова, В. И. Скворцовой, А. Б. Гехт. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 2 т.
  3. Орлова О. Р., Яхно Н. Н. Применение Ботокса (токсина ботулизма типа А) в клинической практике: руководство для врачей. — М.: Каталог, 2001. — 208 с.
  4. Albanese A., Bhatia K., Bressman S. B., et al. Phenomenology and classification of dystonia: a consensus update // Mov Disord. — 2013. — Vol. 28(7). — P. 863–873.
  5. Swaiman's Pediatric Neurology: Principles and Practice / Edited by Kenneth F. Swaiman, Stephen Ashwal, Donna M. Ferriero, Nina F. Schor. — 6th Edition. — Elsevier, 2017. — 1248 p.
  6. Jankovic J. Dystonia: Medical therapy and botulinum toxin. In: Handbook of Dystonia / Edited by M. A. Stacy. — New York: Informa Healthcare, 2007. — P. 101–114.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


Здравствуйте, подскажите пожалуйста, по результату ЭЭГ, есть ли у ребенка ЗПР?

Фоновая записьПродолжительность обследованияНад обоими...

Что делать, если у ребенка есть судороги?

Здравствуйте. У моего ребенка были судороги, и я не знаю, что с...

Как помочь ребенку с частыми головными болями?

Здравствуйте. Мой ребенок часто жалуется на головные боли,...

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.

Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.