Отличия абсансов от невнимательности и СДВГ: как не спутать диагнозы




Григорьева Марина Викторовна

Автор:

Григорьева Марина Викторовна

Детский невролог

11.11.2025
4 мин.

Когда ребенок внезапно «зависает», смотрит в одну точку или кажется, что он вас не слышит, это вызывает у родителей серьезное беспокойство. Первое, что приходит на ум, — это либо поведенческие проблемы, либо что-то более серьезное. Важно понимать отличия абсансов от невнимательности и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), так как за похожими внешними проявлениями могут стоять совершенно разные состояния, требующие принципиально разного подхода. Разобраться в этих нюансах — первый шаг к тому, чтобы помочь ребенку правильно и своевременно.

Что такое абсансы и как они проявляются

Абсанс — это короткий неконвульсивный эпилептический приступ, который чаще всего встречается в детском и подростковом возрасте. Во время такого приступа происходит кратковременное «отключение» сознания. Это не просто задумчивость, а полное, хоть и недолгое, выпадение из реальности, вызванное аномальной электрической активностью в головном мозге.

Ключевые характеристики абсансов, которые помогают отличить их от других состояний:

  • Внезапность. Приступ начинается и заканчивается резко, без предупреждения. Ребенок может прервать речь на полуслове, замереть во время еды или игры, а через несколько секунд продолжить как ни в чем не бывало.
  • Замирание и «пустой» взгляд. Самый частый признак — ребенок застывает на месте, его взгляд становится отсутствующим, стеклянным. Он не реагирует на обращение, прикосновения или громкие звуки.
  • Кратковременность. Типичный абсанс длится от 5 до 20 секунд, редко дольше. Из-за такой короткой продолжительности они могут оставаться незамеченными долгое время.
  • Отсутствие воспоминаний. После окончания приступа ребенок не помнит, что с ним происходило. Он не осознает, что «выпадал» из действительности.
  • Высокая частота. Приступы могут повторяться много раз в день, иногда десятки или даже сотни раз, что серьезно мешает процессу обучения и концентрации.

Важно понимать, что абсансы — это медицинское состояние, требующее диагностики и наблюдения у невролога. Это не поведенческая проблема и не способ привлечь внимание.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности: ключевые признаки

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нейробиологическое расстройство развития, которое характеризуется стойкими проблемами с концентрацией внимания, импульсивностью и, в некоторых случаях, гиперактивностью. Невнимательность при СДВГ имеет совершенно другую природу, чем при абсансах.

Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности не «отключается» от реальности. Его мозг, наоборот, сверхактивен и не может отфильтровать второстепенные стимулы. Внимание постоянно переключается с одного объекта на другой. Вот основные проявления невнимательности при СДВГ:

  • Трудности с удержанием внимания. Ребенку сложно сосредоточиться на неинтересных или рутинных задачах (например, на уроках или домашних заданиях), но он может часами увлеченно заниматься тем, что ему нравится.
  • Отвлекаемость. Любой посторонний звук, движение или мысль могут отвлечь его от выполняемого дела.
  • Возможность «вернуть» внимание. В отличие от абсанса, ребенка с СДВГ можно окликнуть, тронуть за плечо, и он отреагирует, вернется к разговору, хотя может и не помнить, о чем шла речь минуту назад.
  • Ситуационная зависимость. Проблемы с вниманием наиболее выражены в ситуациях, требующих усидчивости и умственного напряжения (школа, выполнение инструкций).
  • Отсутствие полного «отключения». Сознание не теряется. Ребенок слышит, что к нему обращаются, но может не обрабатывать информацию из-за перегрузки или отвлечения на что-то другое.

Когда невнимательность — это не болезнь, а особенность развития или реакция

Не всякая невнимательность является признаком абсансов или СДВГ. В ряде случаев это может быть временным состоянием или индивидуальной особенностью ребенка. Прежде чем делать выводы, важно рассмотреть и другие возможные причины.

Простая ситуативная невнимательность может быть вызвана следующими факторами:

  • Усталость. Недосып или переутомление напрямую влияют на способность концентрироваться.
  • Стресс или тревога. Семейные проблемы, конфликты в школе, переживания могут полностью поглощать мысли ребенка.
  • Отсутствие мотивации. Если задача скучна и неинтересна, даже самый здоровый ребенок будет витать в облаках.
  • Возрастные особенности. Для дошкольников и младших школьников неустойчивость внимания является нормой. Их нервная система еще созревает.
  • Соматические проблемы. Иногда причиной снижения концентрации могут быть дефицит железа (анемия), проблемы со щитовидной железой или другие заболевания.

Основное отличие такой невнимательности — ее непостоянный, ситуативный характер. Она проявляется в определенных условиях и проходит, когда причина устранена (например, после отдыха или решения волнующей проблемы).

Сравнительная таблица: Абсансы, СДВГ и ситуативная невнимательность

Для наглядности основные различия между этими тремя состояниями можно представить в виде таблицы. Она поможет родителям и педагогам лучше ориентироваться в симптомах.

Признак Абсансы (эпилептический приступ) Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) Ситуативная невнимательность
Начало и окончание Резкое, внезапное, как включение и выключение света. Постепенное «уплывание», плавный переход от концентрации к отвлечению. Зависит от ситуации, чаще всего постепенное.
Продолжительность Очень короткая: 5–20 секунд. Длительная: состояние невнимательности может сохраняться на протяжении всей неинтересной задачи. Переменная, зависит от утомления или интереса.
Реакция на внешние стимулы Полное отсутствие реакции на голос, прикосновения. Есть реакция, ребенка можно «вернуть» в реальность. Есть реакция, можно привлечь внимание.
Осознанность и память Сознание полностью отключается, воспоминаний об эпизоде нет. Сознание сохранено, ребенок просто отвлекается. Сознание полностью сохранено.
Частота Могут быть многочисленными в течение дня (от нескольких до сотен). Проявляется постоянно в ситуациях, требующих концентрации. Проявляется эпизодически, в зависимости от обстоятельств.
Связь с деятельностью Возникают в любой момент, независимо от того, чем занят ребенок. Усиливается при выполнении скучных, монотонных или сложных заданий. Проявляется при усталости или отсутствии интереса к задаче.

Первые шаги родителя: что делать, если вы заметили тревожные симптомы

Если вы подозреваете у ребенка одно из описанных состояний, паника — плохой советчик. Правильный подход — это спокойное наблюдение и своевременное обращение к специалисту. Вот четкий план действий.

  1. Наблюдение и ведение дневника. Начните фиксировать все эпизоды, которые вас беспокоят. Записывайте дату, время, продолжительность эпизода, что ребенок делал до, во время и после него. Это поможет врачу составить полную картину.
  2. Видеофиксация. Постарайтесь записать один или несколько таких эпизодов на видео. Для невролога это самый информативный материал, особенно если речь идет о подозрении на абсансы. Видеозапись приступа может быть важнее любых описаний.
  3. Обращение к врачу. С собранной информацией (дневник наблюдений, видео) необходимо обратиться к детскому неврологу. Именно этот специалист занимается диагностикой и лечением эпилепсии и может провести дифференциальную диагностику с другими состояниями, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности. Не стоит начинать с психолога, пока не исключена неврологическая патология.

Какие обследования может назначить врач

Для точной постановки диагноза врач не будет полагаться только на описание симптомов. Будут назначены специальные обследования. Родителям важно понимать их цель, чтобы снизить тревогу.

Основным методом диагностики абсансной эпилепсии является электроэнцефалография (ЭЭГ). Это безболезненное и безопасное исследование, в ходе которого на голову ребенка надевается специальная шапочка с датчиками для регистрации электрической активности мозга. Во время ЭЭГ врач может попросить ребенка выполнить функциональные пробы (например, глубоко и часто дышать — гипервентиляция), которые могут спровоцировать типичный абсанс и зафиксировать его на записи. Именно специфические изменения на ЭЭГ позволяют достоверно подтвердить или опровергнуть диагноз «абсансная эпилепсия».

Для диагностики СДВГ не существует аппаратных методов. Диагноз ставится на основании анализа поведения ребенка в разных ситуациях, беседы с родителями и учителями, а также с помощью специальных психологических тестов и опросников, которые оценивают уровень внимания, импульсивности и активности.

В любом случае, точная диагностика — это ключ к правильной помощи. Разные диагнозы требуют совершенно разной тактики: абсансы лечатся противоэпилептическими препаратами, а коррекция СДВГ включает поведенческую терапию, помощь психолога и, в некоторых случаях, медикаментозную поддержку другого рода.

Список литературы

  1. Клинические рекомендации «Эпилепсия и эпилептические синдромы у детей» / Союз педиатров России, Российская Противоэпилептическая Лига, Ассоциация детских неврологов «Нейро-НМД». – М., 2022.
  2. Гузева В.И. Детская неврология. Клинические рекомендации. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021.
  3. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание (DSM-5). – Arlington: American Psychiatric Publishing, 2013.
  4. Всемирная организация здравоохранения. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 11-го пересмотра (МКБ-11). – 2019.
  5. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения // Вопросы практической педиатрии. – 2014. – Т. 9, № 1. – С. 41–48.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


Аутизм

Здравствуйте, есть подозрения на аутизм у дочери в 1,8.Проходя...

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, по результату ЭЭГ, есть ли у ребенка ЗПР?

Фоновая записьПродолжительность обследованияНад обоими...

Ребенок 9 месяцев сидит с поддержкой на прямых напряжённых ногах

Добрый день. Ребенок с диагнозом синдром Дауна 9 месяцев с трудом...

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.

Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.