У новорожденного лишний палец: пошаговый план действий для родителей




Садов Федор Михайлович

Автор:

Садов Федор Михайлович

Детский ортопед-травматолог, Травматолог, Ортопед

12.11.2025
5 мин.

Обнаружение у новорожденного лишнего пальца на руке или ноге — это всегда неожиданное и тревожное событие для родителей. Первые эмоции, от растерянности до страха, абсолютно естественны. Важно понимать, что это состояние, известное в медицине как полидактилия, является одной из самых распространенных врожденных аномалий развития конечностей. Современная детская ортопедия и хирургия успешно справляются с этой задачей. Главная цель этой статьи — предоставить вам спокойный, последовательный и понятный план действий, который поможет пройти этот путь с уверенностью и обеспечить ребенку полноценное здоровье и развитие.

Что такое полидактилия и почему она возникает

Полидактилия — это медицинский термин, обозначающий наличие у человека большего, чем в норме, количества пальцев на кистях или стопах. Это врожденная аномалия, которая формируется на 4–8-й неделе внутриутробного развития. Важно сразу снять с себя возможное чувство вины: появление лишнего пальца не связано с действиями или образом жизни родителей во время беременности. В большинстве случаев это случайная мутация или особенность закладки тканей плода.

Основные причины возникновения полидактилии:

  • Изолированная аномалия. Наиболее частый вариант, когда лишний палец является единственным отклонением в развитии ребенка. Часто это связано с семейной предрасположенностью и передается по наследству. Если у кого-то из близких родственников была такая особенность, вероятность ее появления у ребенка выше.
  • Часть генетического синдрома. В более редких случаях полидактилия может быть одним из признаков более сложного генетического синдрома (например, синдрома Патау, Меккеля-Грубера и других). В таких ситуациях, как правило, присутствуют и другие аномалии развития, которые неонатолог замечает еще в роддоме.

Сама по себе изолированная полидактилия не несет угрозы жизни или общему здоровью ребенка. Это в первую очередь косметический и функциональный вопрос, который успешно решается современными методами лечения.

Первые шаги: что делать сразу после обнаружения

Первая реакция на обнаружение аномалии может быть очень эмоциональной. Главная задача родителей в этот момент — не паниковать, а действовать последовательно. Вот четкий алгоритм первых шагов.

  1. Сохраняйте спокойствие. Ваш ребенок чувствует ваше состояние. Помните, что ситуация не экстренная, не угрожает жизни и полностью поправима.
  2. Обсудите ситуацию с неонатологом в роддоме. Врач проведет первичный осмотр, зафиксирует наличие аномалии в медицинской карте ребенка и даст первые общие рекомендации. Он оценит, является ли лишний палец просто кожным придатком или имеет костную структуру.
  3. Категорически не предпринимайте самостоятельных действий. Никогда не пытайтесь перевязывать основание пальца ниткой или применять другие «народные» методы. Это крайне опасно и может привести к некрозу (отмиранию) тканей, инфицированию, формированию болезненной невромы (утолщения нерва) и созданию некрасивого рубца, что в будущем усложнит работу хирурга.
  4. Запланируйте консультацию детского ортопеда. Это ключевой специалист, который будет вести вашего ребенка. После выписки из роддома необходимо в плановом порядке (обычно в возрасте 1–3 месяцев) записаться на прием. Ортопед проведет детальный осмотр и составит индивидуальный план диагностики и лечения.

Помните, что время на вашей стороне. Спешки в лечении полидактилии нет, и все шаги можно предпринять в спокойном режиме, выбрав клинику и специалиста.

Виды полидактилии: как классифицируют лишние пальцы

Для выбора правильной тактики лечения врачу важно определить тип полидактилии. Классификация зависит от строения дополнительного пальца и его расположения. Понимание этих различий поможет вам лучше ориентироваться в диагнозе и обсуждать с врачом план лечения.

По строению лишний палец может быть:

  • Рудиментарным. Представляет собой мягкотканный кожный вырост, иногда с ногтевой пластиной, но без костей и суставов. Он соединен с кистью или стопой тонкой ножкой.
  • Частично развитым. Содержит костные или хрящевые структуры, но не имеет полноценного сустава и связан с основным пальцем костной или хрящевой перемычкой.
  • Полностью развитым. Представляет собой практически полноценную копию пальца с костями, суставами, сухожилиями и ногтем.

Для более точного понимания классификации по расположению можно воспользоваться следующей таблицей:

Тип полидактилии Локализация Особенности
Преаксиальная (радиальная на руке, тибиальная на ноге) Со стороны большого пальца. Часто требует сложной реконструктивной операции для сохранения функции захвата (на кисти) или правильной опоры (на стопе). Может выглядеть как раздвоение большого пальца.
Постаксиальная (ульнарная на руке, фибулярная на ноге) Со стороны мизинца. Наиболее распространенный тип. Часто лишний палец является рудиментарным, и его удаление технически проще.
Центральная Между вторым, третьим и четвертым пальцами. Самый редкий тип. Требует тщательного планирования операции для сохранения сосудов и нервов соседних здоровых пальцев.

Диагностика: какие обследования необходимы

После первичного осмотра детский ортопед назначит ряд обследований для уточнения диагноза и планирования лечения. Диагностический этап очень важен, так как от его результатов зависит выбор метода и сроков хирургического вмешательства.

Стандартный план обследования включает:

  • Физикальный осмотр. Врач оценивает внешний вид, размер, подвижность дополнительного пальца, а также функцию всей кисти или стопы. Проверяется активное и пассивное сгибание и разгибание всех пальцев.
  • Рентгенография. Это ключевой метод диагностики. Рентгеновский снимок кисти или стопы в двух проекциях позволяет точно увидеть, есть ли в лишнем пальце кости, как он соединен с основной фалангой или костями пясти/плюсны и есть ли деформация в суставах. Этой информации достаточно для планирования большинства операций.
  • Консультация генетика. Назначается в тех случаях, когда полидактилия сочетается с другими врожденными аномалиями или есть подозрение на генетический синдром. Генетик поможет подтвердить или исключить системное заболевание.
  • Ультразвуковое исследование (УЗИ). Иногда может применяться для оценки мягких тканей, сосудов и сухожилий, особенно при сложных случаях центральной полидактилии.

На основе этих данных врач принимает окончательное решение о тактике лечения и оптимальных сроках его проведения.

Методы лечения: когда и как удаляют дополнительный палец

Единственный метод лечения полидактилии — хирургическое удаление дополнительного пальца. Цель операции — не просто убрать лишний элемент, а сформировать анатомически и функционально полноценную кисть или стопу с хорошим косметическим результатом.

Сроки проведения операции зависят от типа полидактилии и общего состояния ребенка. Как правило, хирургическое вмешательство рекомендуется проводить в возрасте от 6 месяцев до 1,5 года. Проведение операции в этом возрасте имеет несколько преимуществ: ребенок легче переносит анестезию, ткани лучше регенерируют, а к моменту, когда малыш начнет активно ходить или пользоваться руками, конечность уже будет полностью сформирована.

Выбор метода операции зависит от строения пальца:

  • Удаление рудиментарного пальца на ножке. Если палец представляет собой кожный вырост без костной основы, его могут удалить путем простого иссечения с наложением швов или, в некоторых случаях, с помощью клипирования (наложения сосудистой клипсы на основание), что приводит к его самостоятельному отпадению. Эти манипуляции проводятся под местной анестезией.
  • Хирургическая операция. При наличии костной структуры требуется полноценное хирургическое вмешательство под общим наркозом. Хирург не просто удаляет лишний палец, но и проводит реконструкцию: иссекает костные структуры, ушивает капсулу сустава, при необходимости перемещает сухожилия и формирует связки для обеспечения стабильности и правильной оси оставшегося пальца.

Все операции проводятся с использованием современных анестезиологических пособий, что делает их безопасными и безболезненными для ребенка.

Прогноз и реабилитация: чего ожидать после лечения

При изолированной полидактилии прогноз после хирургического лечения в подавляющем большинстве случаев благоприятный. Современные хирургические техники позволяют добиться отличных результатов как с функциональной, так и с косметической точки зрения.

После операции ребенок некоторое время (обычно от 2 до 4 недель) будет носить гипсовую повязку или специальную шину для фиксации кисти или стопы в правильном положении и защиты швов. После снятия гипса начинается этап реабилитации. Он может включать в себя:

  • Разработку движений. Легкие массажные движения и пассивная гимнастика, которые родители могут выполнять дома по рекомендации врача.
  • Физиотерапию. В некоторых случаях могут быть назначены процедуры для уменьшения отека и профилактики образования грубых рубцов.
  • Наблюдение у ортопеда. После операции потребуются плановые осмотры у врача для контроля за процессом заживления и формирования функции конечности.

Основная цель реабилитации — восстановить полный объем движений и обеспечить правильное развитие кисти или стопы. При своевременном и правильно проведенном лечении ребенок будет расти и развиваться так же, как его сверстники, без каких-либо ограничений в движениях, играх или будущем выборе профессии.

Список литературы

  1. Детская хирургия: национальное руководство / под ред. Ю. Ф. Исакова, А. Ф. Дронова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 1168 с.
  2. Травматология и ортопедия: учебник / под ред. Г. М. Кавалерского. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 624 с.
  3. Полидактилия кисти у детей. Клинические рекомендации / Ассоциация травматологов-ортопедов России. — 2016.
  4. Kliegman R.M., St. Geme J.W., Blum N.J., et al. Nelson Textbook of Pediatrics. 21st ed. — Philadelphia, PA: Elsevier, 2020. — Chapter 721.
  5. Wolfe S.W., Hotchkiss R.N., Pederson W.C., Kozin S.H. Green's Operative Hand Surgery. 7th ed. — Philadelphia, PA: Elsevier, 2017. — Vol. 2, Chapter 40.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским ортопедам

Все консультации детских ортопедов


Боли в колене

Здравствуйте. Сыну 15 лет. Беспокоят периодические боли в колене....

Как понять, что у моего ребенка плоскостопие?

Здравствуйте. Я заметила, что мой ребенок часто жалуется на...

Когда следует беспокоиться о неправильном формировании тазобедренного сустава?

Здравствуйте. Я слышала, что неправильное формирование...

Врачи детские ортопеды-травматологи

Все детские ортопеды-травматологи


Детский ортопед-травматолог, Травматолог, Ортопед

Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 5 л.

Детский ортопед-травматолог, Травматолог, Ортопед

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Стаж работы: 12 л.

Детский ортопед-травматолог, Травматолог, Ортопед

Башкирский государственный медицинский университет

Стаж работы: 20 л.