Обнаружение у новорожденного лишнего пальца на руке или ноге — это всегда неожиданное и тревожное событие для родителей. Первые эмоции, от растерянности до страха, абсолютно естественны. Важно понимать, что это состояние, известное в медицине как полидактилия, является одной из самых распространенных врожденных аномалий развития конечностей. Современная детская ортопедия и хирургия успешно справляются с этой задачей. Главная цель этой статьи — предоставить вам спокойный, последовательный и понятный план действий, который поможет пройти этот путь с уверенностью и обеспечить ребенку полноценное здоровье и развитие.
Что такое полидактилия и почему она возникает
Полидактилия — это медицинский термин, обозначающий наличие у человека большего, чем в норме, количества пальцев на кистях или стопах. Это врожденная аномалия, которая формируется на 4–8-й неделе внутриутробного развития. Важно сразу снять с себя возможное чувство вины: появление лишнего пальца не связано с действиями или образом жизни родителей во время беременности. В большинстве случаев это случайная мутация или особенность закладки тканей плода.
Основные причины возникновения полидактилии:
- Изолированная аномалия. Наиболее частый вариант, когда лишний палец является единственным отклонением в развитии ребенка. Часто это связано с семейной предрасположенностью и передается по наследству. Если у кого-то из близких родственников была такая особенность, вероятность ее появления у ребенка выше.
- Часть генетического синдрома. В более редких случаях полидактилия может быть одним из признаков более сложного генетического синдрома (например, синдрома Патау, Меккеля-Грубера и других). В таких ситуациях, как правило, присутствуют и другие аномалии развития, которые неонатолог замечает еще в роддоме.
Сама по себе изолированная полидактилия не несет угрозы жизни или общему здоровью ребенка. Это в первую очередь косметический и функциональный вопрос, который успешно решается современными методами лечения.
Первые шаги: что делать сразу после обнаружения
Первая реакция на обнаружение аномалии может быть очень эмоциональной. Главная задача родителей в этот момент — не паниковать, а действовать последовательно. Вот четкий алгоритм первых шагов.
- Сохраняйте спокойствие. Ваш ребенок чувствует ваше состояние. Помните, что ситуация не экстренная, не угрожает жизни и полностью поправима.
- Обсудите ситуацию с неонатологом в роддоме. Врач проведет первичный осмотр, зафиксирует наличие аномалии в медицинской карте ребенка и даст первые общие рекомендации. Он оценит, является ли лишний палец просто кожным придатком или имеет костную структуру.
- Категорически не предпринимайте самостоятельных действий. Никогда не пытайтесь перевязывать основание пальца ниткой или применять другие «народные» методы. Это крайне опасно и может привести к некрозу (отмиранию) тканей, инфицированию, формированию болезненной невромы (утолщения нерва) и созданию некрасивого рубца, что в будущем усложнит работу хирурга.
- Запланируйте консультацию детского ортопеда. Это ключевой специалист, который будет вести вашего ребенка. После выписки из роддома необходимо в плановом порядке (обычно в возрасте 1–3 месяцев) записаться на прием. Ортопед проведет детальный осмотр и составит индивидуальный план диагностики и лечения.
Помните, что время на вашей стороне. Спешки в лечении полидактилии нет, и все шаги можно предпринять в спокойном режиме, выбрав клинику и специалиста.
Виды полидактилии: как классифицируют лишние пальцы
Для выбора правильной тактики лечения врачу важно определить тип полидактилии. Классификация зависит от строения дополнительного пальца и его расположения. Понимание этих различий поможет вам лучше ориентироваться в диагнозе и обсуждать с врачом план лечения.
По строению лишний палец может быть:
- Рудиментарным. Представляет собой мягкотканный кожный вырост, иногда с ногтевой пластиной, но без костей и суставов. Он соединен с кистью или стопой тонкой ножкой.
- Частично развитым. Содержит костные или хрящевые структуры, но не имеет полноценного сустава и связан с основным пальцем костной или хрящевой перемычкой.
- Полностью развитым. Представляет собой практически полноценную копию пальца с костями, суставами, сухожилиями и ногтем.
Для более точного понимания классификации по расположению можно воспользоваться следующей таблицей:
| Тип полидактилии | Локализация | Особенности |
|---|---|---|
| Преаксиальная (радиальная на руке, тибиальная на ноге) | Со стороны большого пальца. | Часто требует сложной реконструктивной операции для сохранения функции захвата (на кисти) или правильной опоры (на стопе). Может выглядеть как раздвоение большого пальца. |
| Постаксиальная (ульнарная на руке, фибулярная на ноге) | Со стороны мизинца. | Наиболее распространенный тип. Часто лишний палец является рудиментарным, и его удаление технически проще. |
| Центральная | Между вторым, третьим и четвертым пальцами. | Самый редкий тип. Требует тщательного планирования операции для сохранения сосудов и нервов соседних здоровых пальцев. |
Диагностика: какие обследования необходимы
После первичного осмотра детский ортопед назначит ряд обследований для уточнения диагноза и планирования лечения. Диагностический этап очень важен, так как от его результатов зависит выбор метода и сроков хирургического вмешательства.
Стандартный план обследования включает:
- Физикальный осмотр. Врач оценивает внешний вид, размер, подвижность дополнительного пальца, а также функцию всей кисти или стопы. Проверяется активное и пассивное сгибание и разгибание всех пальцев.
- Рентгенография. Это ключевой метод диагностики. Рентгеновский снимок кисти или стопы в двух проекциях позволяет точно увидеть, есть ли в лишнем пальце кости, как он соединен с основной фалангой или костями пясти/плюсны и есть ли деформация в суставах. Этой информации достаточно для планирования большинства операций.
- Консультация генетика. Назначается в тех случаях, когда полидактилия сочетается с другими врожденными аномалиями или есть подозрение на генетический синдром. Генетик поможет подтвердить или исключить системное заболевание.
- Ультразвуковое исследование (УЗИ). Иногда может применяться для оценки мягких тканей, сосудов и сухожилий, особенно при сложных случаях центральной полидактилии.
На основе этих данных врач принимает окончательное решение о тактике лечения и оптимальных сроках его проведения.
Методы лечения: когда и как удаляют дополнительный палец
Единственный метод лечения полидактилии — хирургическое удаление дополнительного пальца. Цель операции — не просто убрать лишний элемент, а сформировать анатомически и функционально полноценную кисть или стопу с хорошим косметическим результатом.
Сроки проведения операции зависят от типа полидактилии и общего состояния ребенка. Как правило, хирургическое вмешательство рекомендуется проводить в возрасте от 6 месяцев до 1,5 года. Проведение операции в этом возрасте имеет несколько преимуществ: ребенок легче переносит анестезию, ткани лучше регенерируют, а к моменту, когда малыш начнет активно ходить или пользоваться руками, конечность уже будет полностью сформирована.
Выбор метода операции зависит от строения пальца:
- Удаление рудиментарного пальца на ножке. Если палец представляет собой кожный вырост без костной основы, его могут удалить путем простого иссечения с наложением швов или, в некоторых случаях, с помощью клипирования (наложения сосудистой клипсы на основание), что приводит к его самостоятельному отпадению. Эти манипуляции проводятся под местной анестезией.
- Хирургическая операция. При наличии костной структуры требуется полноценное хирургическое вмешательство под общим наркозом. Хирург не просто удаляет лишний палец, но и проводит реконструкцию: иссекает костные структуры, ушивает капсулу сустава, при необходимости перемещает сухожилия и формирует связки для обеспечения стабильности и правильной оси оставшегося пальца.
Все операции проводятся с использованием современных анестезиологических пособий, что делает их безопасными и безболезненными для ребенка.
Прогноз и реабилитация: чего ожидать после лечения
При изолированной полидактилии прогноз после хирургического лечения в подавляющем большинстве случаев благоприятный. Современные хирургические техники позволяют добиться отличных результатов как с функциональной, так и с косметической точки зрения.
После операции ребенок некоторое время (обычно от 2 до 4 недель) будет носить гипсовую повязку или специальную шину для фиксации кисти или стопы в правильном положении и защиты швов. После снятия гипса начинается этап реабилитации. Он может включать в себя:
- Разработку движений. Легкие массажные движения и пассивная гимнастика, которые родители могут выполнять дома по рекомендации врача.
- Физиотерапию. В некоторых случаях могут быть назначены процедуры для уменьшения отека и профилактики образования грубых рубцов.
- Наблюдение у ортопеда. После операции потребуются плановые осмотры у врача для контроля за процессом заживления и формирования функции конечности.
Основная цель реабилитации — восстановить полный объем движений и обеспечить правильное развитие кисти или стопы. При своевременном и правильно проведенном лечении ребенок будет расти и развиваться так же, как его сверстники, без каких-либо ограничений в движениях, играх или будущем выборе профессии.
Список литературы
- Детская хирургия: национальное руководство / под ред. Ю. Ф. Исакова, А. Ф. Дронова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 1168 с.
- Травматология и ортопедия: учебник / под ред. Г. М. Кавалерского. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 624 с.
- Полидактилия кисти у детей. Клинические рекомендации / Ассоциация травматологов-ортопедов России. — 2016.
- Kliegman R.M., St. Geme J.W., Blum N.J., et al. Nelson Textbook of Pediatrics. 21st ed. — Philadelphia, PA: Elsevier, 2020. — Chapter 721.
- Wolfe S.W., Hotchkiss R.N., Pederson W.C., Kozin S.H. Green's Operative Hand Surgery. 7th ed. — Philadelphia, PA: Elsevier, 2017. — Vol. 2, Chapter 40.
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы детским ортопедам
Все консультации детских ортопедов
Боли в колене
Здравствуйте. Сыну 15 лет. Беспокоят периодические боли в колене....
Как понять, что у моего ребенка плоскостопие?
Здравствуйте. Я заметила, что мой ребенок часто жалуется на...
Когда следует беспокоиться о неправильном формировании тазобедренного сустава?
Здравствуйте. Я слышала, что неправильное формирование...
Врачи детские ортопеды-травматологи
Все детские ортопеды-травматологи
Детский ортопед-травматолог, Травматолог, Ортопед
Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера
Стаж работы: 5 л.
Детский ортопед-травматолог, Травматолог, Ортопед
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Стаж работы: 12 л.
Детский ортопед-травматолог, Травматолог, Ортопед
Башкирский государственный медицинский университет
Стаж работы: 20 л.
