Психологическая поддержка при болезни Келера I: как помочь ребенку и себе




Хамдулова Лиана Заяровна

Автор:

Хамдулова Лиана Заяровна

Детский ортопед-травматолог, Травматолог, Ортопед

12.11.2025
5 мин.

Своевременная и правильная психологическая поддержка при болезни Келера I — это не менее важная часть лечебного процесса, чем ортопедические мероприятия. Диагноз «остеохондропатия ладьевидной кости стопы», который чаще всего ставят активным мальчикам в возрасте от 3 до 7 лет, может вызвать растерянность и тревогу у всей семьи. Ребенку предстоит столкнуться с болью, ограничением подвижности и, возможно, ношением ортеза или гипсовой повязки. Родители же испытывают страх за будущее здоровье своего малыша и стресс от необходимости перестраивать привычный уклад жизни. Важно понимать, что болезнь Келера I (БК I) имеет благоприятный прогноз и в большинстве случаев заканчивается полным выздоровлением, но эмоциональное состояние ребенка и родителей напрямую влияет на то, насколько спокойно и эффективно пройдет этот период.

Эмоциональные реакции ребенка и родителей на диагноз «болезнь Келера I»

Постановка диагноза остеохондропатии ладьевидной кости стопы запускает целую гамму сложных эмоций как у детей, так и у взрослых. Осознание этих реакций — первый шаг к тому, чтобы справиться с ними и оказать адекватную поддержку. Ребенок и родители сталкиваются с разными, но взаимосвязанными переживаниями.

У ребенка, особенно в дошкольном возрасте, эмоциональные реакции часто проявляются через поведение. Вот с чем вы можете столкнуться:

  • Страх и растерянность. Ребенок не понимает, что происходит с его телом. Боль, визиты к врачам, новые и непонятные процедуры могут вызывать сильную тревогу.
  • Гнев и фрустрация. Главное для ребенка этого возраста — движение. Невозможность бегать, прыгать и играть с друзьями, как раньше, воспринимается как несправедливое наказание и вызывает злость.
  • Чувство «инаковости». Гипсовая повязка или ортез выделяют ребенка среди сверстников, что может приводить к стеснению, замкнутости и ощущению, что он «не такой, как все».
  • Регресс в поведении. Иногда дети в стрессовой ситуации «откатываются» назад в развитии: могут снова начать проситься на руки, капризничать больше обычного, могут появиться проблемы со сном или аппетитом.

Родители, в свою очередь, переживают свой собственный кризис. Их чувства не менее важны, ведь от их состояния зависит атмосфера в семье.

  • Тревога за будущее. Первый и главный страх — «А не останется ли это на всю жизнь?», «Сможет ли он нормально ходить и заниматься спортом?».
  • Чувство вины. Многие родители начинают искать причину в себе: «Может, я что-то упустил?», «Недосмотрел?», «Надо было раньше обратиться к врачу?». Важно помнить, что болезнь Келера I не является следствием родительской ошибки.
  • Беспомощность. Видеть боль своего ребенка и не иметь возможности мгновенно ее прекратить — тяжелое испытание для любого родителя.
  • Раздражение и усталость. Необходимость постоянно контролировать активность ребенка, соблюдать рекомендации врача и справляться с детскими капризами требует огромного терпения и физических сил.

Как правильно говорить с ребенком о болезни Келера I и лечении

Открытый и честный разговор, адаптированный под возраст ребенка, помогает снизить его тревогу и превратить его из пассивного пациента в активного участника процесса выздоровления. Ваша задача — создать атмосферу доверия и безопасности, объяснив происходящее простыми и понятными словами.

Для эффективного диалога с ребенком воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  • Будьте спокойны и уверены. Дети очень чутко считывают эмоциональное состояние родителей. Ваша паника мгновенно передастся ребенку. Говорите ровным, доброжелательным тоном.
  • Используйте простые аналогии. Не нужно употреблять сложные медицинские термины. Объясните ситуацию через образы, понятные ребенку. Например: «Твоя косточка в ножке немного устала и заболела. Чтобы она отдохнула и стала сильной, ей нужен специальный ботиночек-домик (ортез) или гипс-крепость. Врач — это добрый волшебник, который помогает косточке поправиться».
  • Объясняйте цель, а не только запрет. Вместо «Тебе нельзя бегать» лучше сказать: «Сейчас ножке нужен покой, чтобы она быстрее зажила и мы снова смогли бегать наперегонки. Давай пока придумаем, во что можно поиграть сидя».
  • Подчеркивайте временный характер ограничений. Обязательно делайте акцент на том, что это не навсегда. «Скоро гипс снимут», «Когда ножка поправится, мы пойдем в парк». Это дает ребенку перспективу и надежду.
  • Признавайте и принимайте его чувства. Не обесценивайте переживания ребенка фразами «не плачь», «ничего страшного». Лучше скажите: «Я понимаю, что тебе обидно и грустно, что нельзя пойти на площадку. Мне тоже жаль. Давай подумаем, что интересного мы можем сделать дома».

Адаптация к ограничениям: создаем позитивную и развивающую среду

Основная сложность в период лечения остеохондропатии ладьевидной кости стопы — это резкое снижение физической активности. Задача родителей — сместить фокус внимания ребенка с того, что ему «нельзя», на то, что ему «можно» и что может быть не менее интересно. Это поможет избежать чувства обделенности и направить энергию в созидательное русло.

В этом вам поможет таблица с идеями по замене активных игр на спокойные, но увлекательные занятия.

Запрещенная активность Альтернативные развивающие занятия
Бег, прыжки, подвижные игры на улице Настольные игры (развивают логику, внимание), конструкторы (мелкая моторика, пространственное мышление), пазлы.
Футбол, баскетбол, катание на самокате Рисование, лепка из пластилина или глины (творческое развитие, снятие стресса), создание аппликаций.
Активные игры с друзьями (догонялки, прятки) Совместное чтение книг с обсуждением, прослушивание аудиосказок, домашний кукольный театр (развитие речи и воображения).
Посещение спортивных секций Занятия, не требующие нагрузки на стопу: игра на музыкальных инструментах, изучение иностранного языка в игровой форме, простые научные опыты.

Важно не просто занять ребенка, а проводить время вместе с ним. Совместная деятельность укрепляет вашу эмоциональную связь и показывает малышу, что, несмотря на болезнь, он остается в центре внимания и любви.

Роль родителя: как справиться с тревогой и стать опорой

Эмоциональное благополучие ребенка напрямую зависит от вашего собственного состояния. Невозможно оказать качественную поддержку, если вы сами находитесь на грани срыва. Поэтому забота о себе — это не эгоизм, а необходимое условие для помощи вашему ребенку в период болезни Келера I.

Чтобы сохранить внутренний ресурс, придерживайтесь следующих принципов:

  • Примите свои чувства. Позвольте себе испытывать страх, злость или грусть. Не подавляйте эмоции. Поговорите о своих переживаниях с партнером, близким другом или психологом.
  • Изучите достоверную информацию. Тревога часто рождается из-за неизвестности. Попросите лечащего врача подробно рассказать о БК I, прогнозах и плане лечения. Чем лучше вы понимаете ситуацию, тем меньше в ней иррационального страха.
  • Не изолируйтесь. Делитесь обязанностями по уходу за ребенком с другими членами семьи. Не отказывайтесь от помощи, если ее предлагают.
  • Сохраняйте семейные ритуалы. Старайтесь по возможности придерживаться привычного распорядка дня, не связанного с лечением: совместные ужины, чтение перед сном. Это создает ощущение стабильности.
  • Находите время для себя. Даже 15–20 минут в день, посвященные только вам (чашка чая в тишине, короткая прогулка, хобби), помогут восстановить силы и снизить уровень стресса.

Социализация ребенка в период лечения остеохондропатии ладьевидной кости стопы

Ограничение подвижности не должно приводить к социальной изоляции. Поддержание контактов со сверстниками крайне важно для гармоничного развития ребенка. Ваша задача — помочь ему адаптироваться к общению в новых условиях.

Продумайте стратегию социализации заранее. Поговорите с воспитателем в детском саду или учителем в школе. Объясните суть заболевания (обязательно упомянув, что оно не заразно) и характер ограничений. Попросите их помочь вовлечь ребенка в спокойные общие занятия в группе или классе.

Подготовьте ребенка к возможным вопросам от других детей. Проговорите и отрепетируйте простые и понятные ответы. Например: «Почему ты хромаешь?» — «У меня ножка отдыхает, чтобы стать сильной». «Что это у тебя на ноге?» — «Это специальный сапожок, он лечит мою косточку». Уверенный ответ поможет избежать насмешек и неловкости.

Организуйте общение с друзьями в новом формате. Приглашайте одного-двух друзей в гости для спокойных игр: сборки конструктора, рисования или просмотра мультфильмов. Это позволит ребенку почувствовать, что он не оторван от своего круга общения.

Когда стоит обратиться за помощью к психологу

В большинстве случаев семья способна справиться с психологическими трудностями самостоятельно. Однако бывают ситуации, когда стресс становится чрезмерным и требуется помощь специалиста. Обращение к детскому или семейному психологу — это признак не слабости, а ответственного отношения к здоровью ребенка и гармонии в семье.

Консультация специалиста может быть полезна, если вы замечаете следующие признаки:

  • Ребенок стал чрезмерно замкнутым, апатичным, отказывается от любимых ранее занятий.
  • Наблюдаются стойкие нарушения сна (кошмары, бессонница) и аппетита.
  • Появились вспышки неконтролируемой агрессии, направленной на себя или окружающих.
  • Ребенок постоянно жалуется на страхи, тревогу, плачет без видимой причины.
  • Вы как родитель чувствуете себя истощенным, подавленным и неспособным справиться с ситуацией, что сказывается на отношениях в семье.

Психолог поможет ребенку выразить свои переживания через игру или рисунок, научит справляться со сложными эмоциями, а родителям даст инструменты для поддержки малыша и восстановления собственных ресурсов.

Список литературы

  1. Ортопедия: национальное руководство / под ред. С. П. Миронова, Г. П. Котельникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 944 с.
  2. Волков М. В., Дедова В. Д. Детская ортопедия. — М.: Медицина, 1980. — 336 с.
  3. Клиническая психология: Учебник для вузов. 5-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2014. — 896 с.
  4. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб.: СпецЛит, 1996. — 454 с.
  5. Tachdjian's Pediatric Orthopaedics: From the Texas Scottish Rite Hospital for Children / John A. Herring, MD. — 6th ed. — Elsevier, 2021. — 2952 p.
  6. Roberts M. C., Steele R. G. Handbook of Pediatric Psychology. — 5th ed. — New York: The Guilford Press, 2017. — 854 p.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским ортопедам

Все консультации детских ортопедов


Несимметричные складки у младенца 5,5 месяцев

Добрый день. Ребенку 5,5 месяцев , весит 8900 кг, играется с игрушками...

Боли в колене

Здравствуйте. Сыну 15 лет. Беспокоят периодические боли в колене....

Последствия дисплазии

У моей дочери была дисплазия 3б правого тбс. Шины не помогли. В 6...

Врачи детские ортопеды-травматологи

Все детские ортопеды-травматологи


Детский ортопед-травматолог, Травматолог, Ортопед

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Стаж работы: 12 л.

Детский ортопед-травматолог, Травматолог, Ортопед

Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 5 л.

Детский ортопед-травматолог, Травматолог, Ортопед

Башкирский государственный медицинский университет

Стаж работы: 20 л.