Перелом ключицы у ребенка — серьезное испытание для всей семьи, вызывающее тревогу и множество вопросов. Однако после того, как кость срослась и врач разрешил снять фиксирующую повязку, начинается не менее важный этап — реабилитация. Правильно организованный процесс восстановления является ключом к полному возвращению функции руки и плеча. Основная задача на этом этапе — помочь ребенку восстановиться после перелома ключицы с помощью игровых упражнений, которые не вызовут у него страха или негативных эмоций, а превратят лечебную физкультуру в увлекательное занятие.
Главная цель реабилитации — плавно и безопасно восстановить полный объем движений в плечевом суставе, укрепить ослабевшие за время неподвижности мышцы и вернуть уверенность в движениях. Игровая форма лечебной физкультуры (ЛФК) позволяет сделать этот процесс естественным и эффективным, ведь для ребенка игра — это основной способ познания мира и развития.
Когда и как можно начинать лечебную физкультуру (ЛФК)
Самый важный принцип начала реабилитации — своевременность и строгий контроль специалиста. Начинать любые упражнения можно только после прямого разрешения лечащего врача-травматолога. Врач определяет, что костная мозоль достаточно сформировалась и готова к постепенным нагрузкам. Преждевременное или слишком интенсивное начало занятий может привести к повторной травме или неправильному сращению кости.
Процесс восстановления условно делится на несколько периодов, и для каждого из них существуют свои задачи и допустимые упражнения.
- Период иммобилизации (когда рука зафиксирована). Даже в это время возможны минимальные, но важные движения. Под контролем врача можно выполнять упражнения для кисти и пальцев здоровой и, с осторожностью, травмированной руки (сжимание и разжимание кулака, вращение кистью), а также движения в локтевом суставе, если это позволяет тип повязки. Это необходимо для поддержания тонуса мышц и улучшения кровообращения, что ускоряет заживление.
- Ранний постиммобилизационный период (сразу после снятия повязки). Это самый ответственный этап. Движения должны быть максимально плавными, пассивными или активно-пассивными (когда взрослый помогает ребенку). Основная цель — преодолеть скованность в суставе и начать восстанавливать объем движений без нагрузки.
- Поздний восстановительный период. Когда первичная амплитуда движений восстановлена и отсутствует болевой синдром, можно переходить к активным упражнениям, направленным на укрепление мышечного корсета плечевого пояса и восстановление координации.
Основные принципы безопасного восстановления
Чтобы лечебная физкультура принесла пользу, а не вред, необходимо строго соблюдать несколько ключевых правил. Эти принципы являются фундаментом успешной реабилитации и помогают избежать осложнений, обеспечивая плавное и уверенное возвращение к полноценной жизни.
- Отсутствие боли. Главный ориентир — ощущения ребенка. Упражнения не должны вызывать острую боль. Легкий дискомфорт от растяжения мышц допустим, но если ребенок жалуется на боль, занятие нужно немедленно прекратить и проконсультироваться с врачом.
- Постепенность. Нагрузка и амплитуда движений должны увеличиваться очень медленно, день за днем. Нельзя форсировать события и пытаться сразу вернуть руке полную подвижность. Это принцип «от простого к сложному».
- Регулярность. Занятия должны быть регулярными, но короткими. Лучше заниматься по 10–15 минут 2–3 раза в день, чем один раз в течение часа. Постоянство важнее интенсивности.
- Симметричность. Многие упражнения полезно выполнять обеими руками одновременно. Это помогает мозгу «вспомнить» правильный паттерн движения и задействовать здоровую сторону в качестве образца.
- Позитивный настрой. Хвалите ребенка за малейшие успехи. Процесс ЛФК не должен ассоциироваться с наказанием или неприятной обязанностью. Создайте атмосферу поддержки и игры.
Игровые упражнения на первом этапе: возвращаем подвижность
На этом этапе, сразу после снятия фиксирующей повязки, все упражнения выполняются плавно, без рывков и отягощений. Их главная задача — бережно «разбудить» сустав и мышцы. Ниже приведены примеры упражнений, которые можно превратить в игру.
| Название игры-упражнения | Описание выполнения | Почему это важно |
|---|---|---|
| «Маятник», или «Часики» | Ребенок немного наклоняется вперед, здоровая рука опирается на стул. Поврежденная рука свободно свисает вниз, как маятник у часов. Нужно совершать ею легкие покачивания вперед-назад, вправо-влево и по кругу. | Это пассивное упражнение. Под действием силы тяжести оно мягко растягивает капсулу плечевого сустава, не нагружая мышцы. Улучшает кровообращение и снимает скованность. |
| «Стенолаз», или «Паучок» | Ребенок становится лицом к стене на расстоянии вытянутой руки. «Пальчики-паучки» начинают медленно «ползти» по стене вверх, насколько это возможно без боли. Затем так же медленно «спускаются» вниз. | Помогает постепенно увеличивать амплитуду отведения и подъема руки вверх. Ребенок сам контролирует высоту подъема, ориентируясь на свои ощущения. |
| «Заводим машину» | В положении сидя или стоя ребенок сгибает руки в локтях и совершает круговые движения в плечах сначала вперед, потом назад. Можно представить, что он заводит старинный автомобиль или крутит педали велосипеда руками. | Разрабатывает плечевые суставы, улучшает их подвижность, активизирует мышцы плечевого пояса. |
| «Полочка» | Ребенок кладет кисти рук на плечи («руки на полочку») и в таком положении старается сводить и разводить локти. Можно играть в «птичку», которая машет крыльями. | Упражнение направлено на восстановление движений в горизонтальной плоскости, задействует грудные мышцы и мышцы спины. |
Упражнения на втором этапе: укрепляем мышцы и развиваем координацию
Когда движения в суставе практически не вызывают дискомфорта, а амплитуда значительно увеличилась, можно переходить к следующему этапу лечебной физкультуры. Цель — укрепить мышцы, которые ослабли за время неподвижности, и улучшить координацию. На этом этапе можно добавлять легкие предметы.
| Название игры-упражнения | Описание выполнения | Почему это важно |
|---|---|---|
| «Дирижер» | Дайте ребенку в руки легкую палочку (гимнастическую или даже свернутую газету). Он должен, держа ее двумя руками, плавно поднимать перед собой, над головой, опускать за спину. Можно имитировать движения дирижера. | Укрепляет мышцы плечевого пояса, спины и рук. Работа с палочкой помогает выполнять движения симметрично и с большей амплитудой. |
| «Летчик», или «Мельница» | Ребенок разводит прямые руки в стороны на уровне плеч и выполняет круговые движения сначала в плечевых суставах, затем в локтевых, затем в лучезапястных. Начинать с маленькой амплитуды, постепенно увеличивая. | Комплексное упражнение для укрепления всего мышечного аппарата руки и плеча и улучшения межмышечной координации. |
| «Художник» | Предложите ребенку «нарисовать» в воздухе поврежденной рукой большие фигуры: круг, квадрат, солнце с лучами. Можно взять в руку нетяжелую ленту, чтобы движения были более наглядными. | Развивает координацию и контроль над движениями, позволяет выполнять их с большой амплитудой в разных плоскостях. |
| «Передай мяч» | Игры с легким мячом (пляжным, резиновым). Ребенок может перекатывать его по стене вверх-вниз, передавать из руки в руку перед собой, за спиной, над головой. | Укрепляет мышцы, развивает ловкость и скорость реакции. Игровой элемент делает выполнение упражнения более увлекательным. |
Как превратить ЛФК в увлекательную игру: практические советы
Мотивация ребенка — половина успеха. Чтобы занятия лечебной физкультурой не превратились в ежедневную борьбу, важно подойти к процессу творчески. Ребенок должен воспринимать упражнения не как лечение, а как интересное времяпрепровождение с родителями.
- Создайте историю. Придумайте сказку, где ребенок — главный герой, которому нужно выполнить задания, чтобы стать сильнее. Например, он — супергерой, который восстанавливает свою силу, или пират, который ищет клад, выполняя движения по карте.
- Используйте музыку. Выполняйте упражнения под любимые детские песни. Ритмичная музыка задает темп и поднимает настроение.
- Привлекайте любимые игрушки. Пусть ребенок «учит» своего плюшевого мишку делать упражнения, показывает ему пример. Можно поднимать и опускать легкие игрушки.
- Хвалите и поощряйте. Отмечайте каждый, даже самый маленький, успех. Можно завести «Дневник чемпиона», куда вы будете вклеивать наклейки за каждое занятие.
- Занимайтесь вместе. Лучший пример для ребенка — его родители. Выполняйте упражнения вместе с ним, превратив это в семейную зарядку.
На что обратить внимание: красные флаги в процессе реабилитации
Несмотря на то что лечебная физкультура является безопасным методом восстановления, родители должны внимательно следить за состоянием ребенка. Существуют определенные симптомы, при появлении которых следует немедленно прекратить занятия и обратиться к врачу. Это поможет избежать осложнений и скорректировать программу реабилитации.
Вот список тревожных признаков, требующих консультации специалиста:
- Резкая, острая боль во время или после выполнения упражнения.
- Появление или усиление отека в области плеча или ключицы.
- Покраснение кожи над местом перелома.
- Ограничение подвижности, которое не проходит, а наоборот, усиливается.
- Появление хруста или щелчков, сопровождающихся болью.
- Повышение температуры тела без других признаков простуды.
Помните, что восстановление после перелома — это марафон, а не спринт. Терпение, регулярность и позитивный настрой помогут вашему ребенку пройти этот путь максимально комфортно и вернуться к активной жизни без каких-либо ограничений.
Список литературы
- Детская травматология и ортопедия. Национальное руководство / под ред. Н. Г. Астафьева, А. Г. Баиндурашвили. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 784 с.
- Попов С. Н., Валеев Н. М., Гарасеева Т. С. Лечебная физическая культура: учебник для вузов / под ред. С. Н. Попова. — М.: Академия, 2013. — 416 с.
- Ловейко И. Д., Фонарев М. И. Лечебная физическая культура при заболеваниях и травмах у детей. — Л.: Медицина, 1988. — 240 с.
- Beaty J. H., Kasser J. R., Skaggs D. L. Rockwood and Wilkins' Fractures in Children. 9th ed. Philadelphia, PA: Lippincott Williams & Wilkins, 2019. — 1328 p.
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы врачам ЛФК
ДЦП ботокс
Здравствуйте, сделали диспорт месяц назад при ДЦП, какие занятия...
Есть ли противопоказания к занятиям ЛФК?
Здравствуйте. Есть ли случаи, когда занятия лечебной...
Как выбрать правильные упражнения для реабилитации?
Здравствуйте. У меня была травма, и я не знаю, какие упражнения...
Врачи ЛФК
Врач ЛФК
Дальневосточный государственный медицинский университет
Стаж работы: 24 л.
Врач ЛФК
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова
Стаж работы: 32 л.
Врач ЛФК
Национальный медицинский университет им. А.А.Богомольца
Стаж работы: 36 л.
