Помочь ребенку восстановиться после перелома ключицы с помощью игровых упражнений




30.11.2025
5 мин.

Перелом ключицы у ребенка — серьезное испытание для всей семьи, вызывающее тревогу и множество вопросов. Однако после того, как кость срослась и врач разрешил снять фиксирующую повязку, начинается не менее важный этап — реабилитация. Правильно организованный процесс восстановления является ключом к полному возвращению функции руки и плеча. Основная задача на этом этапе — помочь ребенку восстановиться после перелома ключицы с помощью игровых упражнений, которые не вызовут у него страха или негативных эмоций, а превратят лечебную физкультуру в увлекательное занятие.

Главная цель реабилитации — плавно и безопасно восстановить полный объем движений в плечевом суставе, укрепить ослабевшие за время неподвижности мышцы и вернуть уверенность в движениях. Игровая форма лечебной физкультуры (ЛФК) позволяет сделать этот процесс естественным и эффективным, ведь для ребенка игра — это основной способ познания мира и развития.

Когда и как можно начинать лечебную физкультуру (ЛФК)

Самый важный принцип начала реабилитации — своевременность и строгий контроль специалиста. Начинать любые упражнения можно только после прямого разрешения лечащего врача-травматолога. Врач определяет, что костная мозоль достаточно сформировалась и готова к постепенным нагрузкам. Преждевременное или слишком интенсивное начало занятий может привести к повторной травме или неправильному сращению кости.

Процесс восстановления условно делится на несколько периодов, и для каждого из них существуют свои задачи и допустимые упражнения.

  • Период иммобилизации (когда рука зафиксирована). Даже в это время возможны минимальные, но важные движения. Под контролем врача можно выполнять упражнения для кисти и пальцев здоровой и, с осторожностью, травмированной руки (сжимание и разжимание кулака, вращение кистью), а также движения в локтевом суставе, если это позволяет тип повязки. Это необходимо для поддержания тонуса мышц и улучшения кровообращения, что ускоряет заживление.
  • Ранний постиммобилизационный период (сразу после снятия повязки). Это самый ответственный этап. Движения должны быть максимально плавными, пассивными или активно-пассивными (когда взрослый помогает ребенку). Основная цель — преодолеть скованность в суставе и начать восстанавливать объем движений без нагрузки.
  • Поздний восстановительный период. Когда первичная амплитуда движений восстановлена и отсутствует болевой синдром, можно переходить к активным упражнениям, направленным на укрепление мышечного корсета плечевого пояса и восстановление координации.

Основные принципы безопасного восстановления

Чтобы лечебная физкультура принесла пользу, а не вред, необходимо строго соблюдать несколько ключевых правил. Эти принципы являются фундаментом успешной реабилитации и помогают избежать осложнений, обеспечивая плавное и уверенное возвращение к полноценной жизни.

  • Отсутствие боли. Главный ориентир — ощущения ребенка. Упражнения не должны вызывать острую боль. Легкий дискомфорт от растяжения мышц допустим, но если ребенок жалуется на боль, занятие нужно немедленно прекратить и проконсультироваться с врачом.
  • Постепенность. Нагрузка и амплитуда движений должны увеличиваться очень медленно, день за днем. Нельзя форсировать события и пытаться сразу вернуть руке полную подвижность. Это принцип «от простого к сложному».
  • Регулярность. Занятия должны быть регулярными, но короткими. Лучше заниматься по 10–15 минут 2–3 раза в день, чем один раз в течение часа. Постоянство важнее интенсивности.
  • Симметричность. Многие упражнения полезно выполнять обеими руками одновременно. Это помогает мозгу «вспомнить» правильный паттерн движения и задействовать здоровую сторону в качестве образца.
  • Позитивный настрой. Хвалите ребенка за малейшие успехи. Процесс ЛФК не должен ассоциироваться с наказанием или неприятной обязанностью. Создайте атмосферу поддержки и игры.

Игровые упражнения на первом этапе: возвращаем подвижность

На этом этапе, сразу после снятия фиксирующей повязки, все упражнения выполняются плавно, без рывков и отягощений. Их главная задача — бережно «разбудить» сустав и мышцы. Ниже приведены примеры упражнений, которые можно превратить в игру.

Название игры-упражнения Описание выполнения Почему это важно
«Маятник», или «Часики» Ребенок немного наклоняется вперед, здоровая рука опирается на стул. Поврежденная рука свободно свисает вниз, как маятник у часов. Нужно совершать ею легкие покачивания вперед-назад, вправо-влево и по кругу. Это пассивное упражнение. Под действием силы тяжести оно мягко растягивает капсулу плечевого сустава, не нагружая мышцы. Улучшает кровообращение и снимает скованность.
«Стенолаз», или «Паучок» Ребенок становится лицом к стене на расстоянии вытянутой руки. «Пальчики-паучки» начинают медленно «ползти» по стене вверх, насколько это возможно без боли. Затем так же медленно «спускаются» вниз. Помогает постепенно увеличивать амплитуду отведения и подъема руки вверх. Ребенок сам контролирует высоту подъема, ориентируясь на свои ощущения.
«Заводим машину» В положении сидя или стоя ребенок сгибает руки в локтях и совершает круговые движения в плечах сначала вперед, потом назад. Можно представить, что он заводит старинный автомобиль или крутит педали велосипеда руками. Разрабатывает плечевые суставы, улучшает их подвижность, активизирует мышцы плечевого пояса.
«Полочка» Ребенок кладет кисти рук на плечи («руки на полочку») и в таком положении старается сводить и разводить локти. Можно играть в «птичку», которая машет крыльями. Упражнение направлено на восстановление движений в горизонтальной плоскости, задействует грудные мышцы и мышцы спины.

Упражнения на втором этапе: укрепляем мышцы и развиваем координацию

Когда движения в суставе практически не вызывают дискомфорта, а амплитуда значительно увеличилась, можно переходить к следующему этапу лечебной физкультуры. Цель — укрепить мышцы, которые ослабли за время неподвижности, и улучшить координацию. На этом этапе можно добавлять легкие предметы.

Название игры-упражнения Описание выполнения Почему это важно
«Дирижер» Дайте ребенку в руки легкую палочку (гимнастическую или даже свернутую газету). Он должен, держа ее двумя руками, плавно поднимать перед собой, над головой, опускать за спину. Можно имитировать движения дирижера. Укрепляет мышцы плечевого пояса, спины и рук. Работа с палочкой помогает выполнять движения симметрично и с большей амплитудой.
«Летчик», или «Мельница» Ребенок разводит прямые руки в стороны на уровне плеч и выполняет круговые движения сначала в плечевых суставах, затем в локтевых, затем в лучезапястных. Начинать с маленькой амплитуды, постепенно увеличивая. Комплексное упражнение для укрепления всего мышечного аппарата руки и плеча и улучшения межмышечной координации.
«Художник» Предложите ребенку «нарисовать» в воздухе поврежденной рукой большие фигуры: круг, квадрат, солнце с лучами. Можно взять в руку нетяжелую ленту, чтобы движения были более наглядными. Развивает координацию и контроль над движениями, позволяет выполнять их с большой амплитудой в разных плоскостях.
«Передай мяч» Игры с легким мячом (пляжным, резиновым). Ребенок может перекатывать его по стене вверх-вниз, передавать из руки в руку перед собой, за спиной, над головой. Укрепляет мышцы, развивает ловкость и скорость реакции. Игровой элемент делает выполнение упражнения более увлекательным.

Как превратить ЛФК в увлекательную игру: практические советы

Мотивация ребенка — половина успеха. Чтобы занятия лечебной физкультурой не превратились в ежедневную борьбу, важно подойти к процессу творчески. Ребенок должен воспринимать упражнения не как лечение, а как интересное времяпрепровождение с родителями.

  • Создайте историю. Придумайте сказку, где ребенок — главный герой, которому нужно выполнить задания, чтобы стать сильнее. Например, он — супергерой, который восстанавливает свою силу, или пират, который ищет клад, выполняя движения по карте.
  • Используйте музыку. Выполняйте упражнения под любимые детские песни. Ритмичная музыка задает темп и поднимает настроение.
  • Привлекайте любимые игрушки. Пусть ребенок «учит» своего плюшевого мишку делать упражнения, показывает ему пример. Можно поднимать и опускать легкие игрушки.
  • Хвалите и поощряйте. Отмечайте каждый, даже самый маленький, успех. Можно завести «Дневник чемпиона», куда вы будете вклеивать наклейки за каждое занятие.
  • Занимайтесь вместе. Лучший пример для ребенка — его родители. Выполняйте упражнения вместе с ним, превратив это в семейную зарядку.

На что обратить внимание: красные флаги в процессе реабилитации

Несмотря на то что лечебная физкультура является безопасным методом восстановления, родители должны внимательно следить за состоянием ребенка. Существуют определенные симптомы, при появлении которых следует немедленно прекратить занятия и обратиться к врачу. Это поможет избежать осложнений и скорректировать программу реабилитации.

Вот список тревожных признаков, требующих консультации специалиста:

  • Резкая, острая боль во время или после выполнения упражнения.
  • Появление или усиление отека в области плеча или ключицы.
  • Покраснение кожи над местом перелома.
  • Ограничение подвижности, которое не проходит, а наоборот, усиливается.
  • Появление хруста или щелчков, сопровождающихся болью.
  • Повышение температуры тела без других признаков простуды.

Помните, что восстановление после перелома — это марафон, а не спринт. Терпение, регулярность и позитивный настрой помогут вашему ребенку пройти этот путь максимально комфортно и вернуться к активной жизни без каких-либо ограничений.

Список литературы

  1. Детская травматология и ортопедия. Национальное руководство / под ред. Н. Г. Астафьева, А. Г. Баиндурашвили. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 784 с.
  2. Попов С. Н., Валеев Н. М., Гарасеева Т. С. Лечебная физическая культура: учебник для вузов / под ред. С. Н. Попова. — М.: Академия, 2013. — 416 с.
  3. Ловейко И. Д., Фонарев М. И. Лечебная физическая культура при заболеваниях и травмах у детей. — Л.: Медицина, 1988. — 240 с.
  4. Beaty J. H., Kasser J. R., Skaggs D. L. Rockwood and Wilkins' Fractures in Children. 9th ed. Philadelphia, PA: Lippincott Williams & Wilkins, 2019. — 1328 p.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы врачам ЛФК

Все консультации врачей ЛФК


ДЦП ботокс

Здравствуйте, сделали диспорт месяц назад при ДЦП, какие занятия...

Есть ли противопоказания к занятиям ЛФК?

Здравствуйте. Есть ли случаи, когда занятия лечебной...

Как выбрать правильные упражнения для реабилитации?

Здравствуйте. У меня была травма, и я не знаю, какие упражнения...

Врачи ЛФК

Все врачи ЛФК


Врач ЛФК

Дальневосточный государственный медицинский университет

Стаж работы: 24 л.

Врач ЛФК

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова

Стаж работы: 32 л.

Врач ЛФК

Национальный медицинский университет им. А.А.Богомольца

Стаж работы: 36 л.