Снижение спастичности у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) с помощью методов лечебной физкультуры является фундаментальной задачей реабилитации. Спастичность, или патологически повышенный мышечный тонус, — одно из основных проявлений ДЦП, которое значительно ограничивает двигательные возможности ребенка, может вызывать боль и приводить к развитию вторичных осложнений, таких как контрактуры и деформации суставов. Комплексный и систематический подход к занятиям лечебной физкультурой (ЛФК) позволяет не только уменьшить выраженность мышечного гипертонуса, но и улучшить качество движений, расширить функциональные способности и повысить качество жизни маленького пациента.
Что такое спастичность при детском церебральном параличе и почему она возникает
Спастичность — это нарушение мышечного тонуса, которое возникает из-за повреждения участков головного мозга, отвечающих за контроль движений. В норме мозг посылает мышцам сбалансированные сигналы на сокращение и расслабление. При детском церебральном параличе этот механизм нарушается. Мозг утрачивает способность эффективно «тормозить» мышечную активность, из-за чего мышцы получают избыточные, неконтролируемые сигналы к сокращению. В результате они постоянно находятся в состоянии повышенного напряжения, даже в покое. Это можно сравнить с неисправным регулятором громкости, который застрял в положении максимальной мощности.
Такое состояние не просто делает мышцы жесткими и тугими. Оно мешает выполнению целенаправленных движений, так как мышцы-антагонисты (например, сгибатели и разгибатели руки) не могут работать согласованно. При попытке совершить движение спастичность может резко возрастать, блокируя его. Длительное нахождение мышц в таком состоянии приводит к их укорочению и развитию стойких ограничений подвижности в суставах — контрактурам.
Ключевые цели лечебной физкультуры при спастичности
Занятия ЛФК при детском церебральном параличе преследуют несколько взаимосвязанных целей, направленных на комплексное улучшение состояния ребенка. Основная задача — не просто механически расслабить мышцу на короткое время, а создать условия для более правильной и скоординированной работы всей двигательной системы.
Основные цели занятий лечебной физкультурой можно свести к следующему перечню:
- Нормализация мышечного тонуса. Это главная цель. С помощью специальных упражнений и приемов достигается временное, а при регулярных занятиях — и более стойкое снижение спастичности.
- Увеличение объема пассивных и активных движений в суставах. Снижение тонуса позволяет увеличить амплитуду движений, что критически важно для профилактики контрактур.
- Профилактика вторичных ортопедических осложнений. Регулярные и правильные движения помогают сохранить эластичность мышц, связок и суставных капсул, предотвращая развитие деформаций.
- Формирование правильных двигательных стереотипов. ЛФК помогает «обучить» мозг и мышцы более физиологичным способам движения, подавляя патологические синергии (неправильные содружественные движения).
- Улучшение координации, равновесия и опороспособности. Развитие этих качеств позволяет ребенку стать более уверенным и самостоятельным в повседневной жизни.
- Снижение болевого синдрома. Спазмированные мышцы часто являются источником боли. Их расслабление приносит значительное облегчение.
Основные методы и подходы ЛФК для снижения мышечного тонуса
Для борьбы со спастичностью в арсенале лечебной физкультуры существует множество методов. Выбор конкретных техник зависит от формы ДЦП, возраста ребенка, уровня его моторного развития и степени выраженности спастичности. Как правило, специалист по ЛФК комбинирует несколько подходов для достижения наилучшего результата.
Наиболее распространенные и эффективные методы включают:
- Растяжение мышц (стретчинг). Это один из базовых методов. Применяются плавные, медленные пассивные растяжения спазмированных мышц до точки легкого сопротивления, но ни в коем случае не до боли. Положение удерживается в течение 20–30 секунд. Это позволяет рефлекторно снизить мышечный тонус и увеличить эластичность мышечной ткани. Быстрые и резкие движения, наоборот, могут спровоцировать усиление спастики.
- Позиционная терапия (лечение положением). Ребенку придают специальные позы (укладки) с использованием валиков, подушек, ортезов, которые способствуют длительному и мягкому растяжению спастичных мышц. Например, укладка в положении на животе помогает растянуть сгибатели бедра и колена. Лечение положением учит нервную систему «правильной» длине мышц.
- Упражнения на равновесие и координацию. Занятия на нестабильных поверхностях, например, на больших гимнастических мячах (фитболах), стимулируют работу постуральных мышц, отвечающих за удержание позы. Активация этих глубоких мышц помогает ингибировать (подавлять) активность поверхностных спастичных мышц.
- Гидрокинезотерапия (занятия в воде). Теплая вода (обычно 32—34 °C) сама по себе способствует расслаблению мышц. Кроме того, в воде уменьшается вес тела, что облегчает выполнение движений, которые на суше даются с трудом. Сопротивление воды при этом создает мягкую нагрузку, укрепляя ослабленные группы мышц.
- Специализированные методики. В рамках лечебной физкультуры часто применяются целостные подходы, такие как Бобат-терапия, направленная на ингибирование патологических рефлексов и стимуляцию нормальных движений, или Войта-терапия, использующая рефлекторную локомоцию.
Принципы построения эффективных и безопасных занятий
Чтобы занятия лечебной физкультурой приносили пользу, а не вред, необходимо строго соблюдать несколько ключевых принципов. Родителям важно знать эти правила, чтобы понимать логику действий специалиста и правильно помогать ребенку в домашних условиях.
Вот основополагающие принципы реабилитационных занятий:
- Индивидуальный подход. Не существует универсальной программы для всех детей с детским церебральным параличом. Комплекс упражнений подбирается строго индивидуально, с учетом всех особенностей ребенка.
- Регулярность и систематичность. Эффект от ЛФК носит накопительный характер. Занятия должны быть ежедневными. Короткие, но частые сеансы в течение дня часто более эффективны, чем одно длинное и утомительное занятие.
- Постепенность увеличения нагрузки. Начинать следует с самых простых упражнений, постепенно усложняя их и увеличивая продолжительность по мере адаптации ребенка. Форсирование событий недопустимо.
- Отсутствие боли. Все манипуляции и упражнения должны проводиться в безболевом диапазоне. Боль вызывает защитное мышечное напряжение и только усиливает спастичность, сводя на нет все усилия.
- Игровая форма. Для детей, особенно младшего возраста, мотивация играет огромную роль. Занятия, построенные в форме игры, воспринимаются ребенком позитивно, что значительно повышает их эффективность.
- Комплексность. Лечебная физкультура должна быть частью общей программы реабилитации, включающей массаж, физиотерапию, ортезирование и другие методы, назначенные лечащим врачом.
Роль родителей в процессе реабилитации и занятия в домашних условиях
Успех реабилитации ребенка с ДЦП во многом зависит от вовлеченности и правильных действий родителей. Специалист по ЛФК проводит занятия несколько раз в неделю, но основная работа по закреплению навыков и поддержанию достигнутого состояния ложится на семью. Родители, обученные специалистом, становятся главными помощниками в ежедневной борьбе со спастичностью.
Для лучшего понимания того, как правильно организовать домашние занятия, можно воспользоваться следующей таблицей:
| Что рекомендуется делать | Чего следует избегать |
|---|---|
| Точно выполнять все рекомендации реабилитолога по упражнениям и укладкам. | Придумывать собственные упражнения или «улучшать» назначенные. |
| Интегрировать упражнения в повседневную жизнь (например, растягивать мышцы во время переодевания). | Проводить занятия, когда ребенок устал, голоден или плохо себя чувствует. |
| Создавать позитивную и мотивирующую атмосферу, хвалить за старание, а не только за результат. | Заниматься через силу, крик и слезы. Это вызовет негативную реакцию и усилит тонус. |
| Внимательно следить за реакцией ребенка и прекращать упражнение, если оно вызывает боль или дискомфорт. | Выполнять резкие, быстрые и пружинящие движения. |
| Поддерживать регулярную связь со специалистом, сообщать об успехах и трудностях. | Сравнивать успехи своего ребенка с успехами других детей. Темп развития у всех индивидуален. |
Как оценить эффективность занятий лечебной физкультурой
Родителям важно понимать, что снижение спастичности — это постепенный процесс. Не стоит ожидать мгновенных результатов. Эффективность занятий оценивается не только по формальному снижению мышечного тонуса, которое может определить врач при осмотре (например, по шкале Эшворта), но и по функциональным улучшениям в повседневной жизни ребенка.
Положительная динамика может проявляться в следующем:
- Ребенку стало легче сгибать и разгибать конечности, например, при одевании.
- Увеличилась амплитуда движений: рука стала подниматься выше, нога — выпрямляться полнее.
- Улучшилось качество движений: они стали более плавными и целенаправленными.
- Ребенок смог освоить новый двигательный навык (например, научился самостоятельно садиться или увереннее стоять).
- Уменьшились болевые ощущения, связанные с мышечным напряжением.
- Упростился гигиенический уход (например, стало легче развести ножки для смены подгузника).
Именно эти небольшие, но значимые победы являются главным показателем того, что лечебная физкультура работает и помогает ребенку двигаться к большей самостоятельности и лучшему качеству жизни.
Список литературы
- Клинические рекомендации «Детский церебральный паралич». Союз педиатров России, 2020.
- Бадалян Л. О. Детская неврология: Учебник для студентов мед. вузов. — М.: МЕДпресс-информ, 2010. — 608 с.
- Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом. — М.: Закон и порядок, 2007. — 608 с.
- Физическая и реабилитационная медицина: национальное руководство / под ред. Г. Н. Пономаренко. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 688 с.
- Rosenbaum P., Paneth N., Leviton A., et al. A report: the definition and classification of cerebral palsy April 2005 // Developmental Medicine & Child Neurology. Supplement. 2007. Vol. 109. P. 8–14.
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы врачам ЛФК
Что делать, если упражнения вызывают боль?
Здравствуйте. Я начал заниматься лечебной физкультурой, но...
Нога после перелома
Здравствуйте! У меня перелом бедренной кости, стоит пластина....
Есть ли противопоказания к занятиям ЛФК?
Здравствуйте. Есть ли случаи, когда занятия лечебной...
Врачи ЛФК
Врач ЛФК
Дальневосточный государственный медицинский университет
Стаж работы: 24 л.
Врач ЛФК
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова
Стаж работы: 32 л.
Врач ЛФК
Национальный медицинский университет им. А.А.Богомольца
Стаж работы: 36 л.
