Восстановление четкости речи с помощью артикуляционной гимнастики




30.11.2025
5 мин.

Восстановление четкости речи с помощью артикуляционной гимнастики — это эффективный и доступный метод, направленный на тренировку мышц, участвующих в произношении звуков. Неразборчивая, «смазанная» речь может быть вызвана разными причинами, от неврологических нарушений до недостаточной подвижности органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика (АГ) представляет собой комплекс специальных упражнений, который помогает укрепить мышцы языка, губ, щек, нёба и нижней челюсти, улучшить их подвижность и координацию. Это своего рода лечебная физкультура для речевого аппарата, позволяющая вернуть контроль над произношением и сделать речь внятной и уверенной.

Что такое артикуляционная гимнастика и как она работает

Артикуляционная гимнастика — это целенаправленная тренировка органов речи, основанная на выполнении определенных движений. Главная цель таких занятий — развить силу, точность и диапазон движений мышц, которые отвечают за формирование звуков. По своей сути, это то же самое, что и тренировка в спортивном зале для мышц тела, только в данном случае «снарядами» выступают язык, губы и щеки.

Механизм действия АГ заключается в следующем:

  • Укрепление мышечного тонуса. Регулярные упражнения повышают силу и выносливость ослабленных мышц речевого аппарата, что особенно важно после инсультов, травм или при некоторых неврологических заболеваниях, таких как дизартрия.
  • Улучшение подвижности и координации. Занятия помогают увеличить амплитуду движений языка и губ, делают их более точными и быстрыми. Это позволяет четко произносить сложные звуки и их сочетания.
  • Формирование правильных речевых укладов. Для каждого звука русского языка существует определенное положение губ, языка и нёба. Гимнастика помогает «запомнить» эти положения на мышечном уровне, автоматизируя правильное произношение.
  • Активизация кровообращения. Упражнения стимулируют приток крови к тканям речевого аппарата, улучшая их питание и иннервацию, что способствует более быстрому восстановлению функций.

Таким образом, артикуляционная гимнастика работает не с речью напрямую, а с ее «фундаментом» — мышцами. Создавая крепкую и управляемую мышечную базу, она позволяет достичь значительного улучшения дикции и внятности речи как у детей, так и у взрослых.

Ключевые принципы успешных занятий

Чтобы лечебная физкультура для органов речи принесла максимальную пользу, важно придерживаться нескольких основополагающих правил. Эффективность занятий зависит не столько от их продолжительности, сколько от систематичности и правильности выполнения. Многих беспокоит, что они могут делать что-то не так. Именно поэтому важно с самого начала выстроить правильный подход.

Вот основные принципы, которые лежат в основе успешной практики:

  • Регулярность. Мышцы речевого аппарата, как и любые другие, требуют постоянной нагрузки для поддержания тонуса. Занятия должны быть ежедневными, пусть и короткими (10–15 минут 1–2 раза в день). Пропуски снижают эффективность и замедляют прогресс.
  • Правильность выполнения. Качество важнее количества. Необходимо выполнять каждое упражнение медленно, четко и с максимальной амплитудой. Для контроля правильности выполнения крайне рекомендуется использовать зеркало. Так вы сможете видеть, правильно ли работают ваши губы и язык.
  • Постепенное усложнение. Начинать следует с простых упражнений, удерживая каждое положение по 3–5 секунд. По мере укрепления мышц можно увеличивать время удержания позы до 10–15 секунд и переходить к более сложным динамическим упражнениям.
  • Осознанность. Важно не просто механически повторять движения, а концентрироваться на ощущениях в работающих мышцах. Это помогает установить более прочную связь между мозгом и речевым аппаратом.
  • Позитивный настрой. Занятия не должны вызывать дискомфорт или негативные эмоции. Проводите их в спокойной обстановке, когда вас никто не отвлекает. Воспринимайте это не как повинность, а как важный шаг на пути к восстановлению.

Базовый комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики

Существует множество упражнений, направленных на разные группы мышц речевого аппарата. Начинать рекомендуется с базового комплекса, который прорабатывает основные зоны, отвечающие за звукопроизношение. Для наглядности и удобства выполнения основной комплекс упражнений представлен в виде таблицы.

Название упражнения Целевая зона Инструкция по выполнению
Улыбочка-трубочка Губы Широко улыбнуться, показав сомкнутые зубы, удержать 5–10 секунд. Затем вытянуть губы вперед трубочкой, как для звука «у». Чередовать положения 5–7 раз.
Лопаточка Язык Слегка приоткрыть рот, положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10–15 секунд. Важно, чтобы язык был именно расслабленным, а не напряженным.
Часики Язык Приоткрыть рот, улыбнуться. Высунуть узкий язык и двигать им от одного уголка губ к другому, как маятник часов. Движения должны быть плавными. Выполнять 10–15 раз.
Качели Язык Приоткрыть рот. Поднимать кончик языка вверх, к носу, затем опускать вниз, к подбородку. Нижняя челюсть при этом должна оставаться неподвижной. Повторить 10–15 раз.
Маляр Язык, твердое нёбо Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «красить» (проводить) по твердому нёбу от верхних зубов вглубь к горлу и обратно. Движения плавные, челюсть неподвижна. Повторить 8–10 раз.
Грибок Язык, подъязычная связка Открыть рот, присосать всю поверхность языка к твердому нёбу. Удерживая язык в таком положении, медленно открывать и закрывать рот. Подъязычная связка (уздечка) при этом растягивается. Удержать 5–10 секунд.
Надуть-сдуть щеки Щеки, губы Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух 5 секунд. Затем втянуть щеки внутрь. Можно надувать щеки поочередно. Повторить 5–7 раз.

Как часто нужно заниматься и когда ждать первых результатов

Один из самых частых вопросов, который волнует пациентов, — это вопрос о сроках и результатах. Важно понимать, что восстановление речи — это постепенный процесс, требующий терпения и последовательности. Скорость появления результатов индивидуальна и зависит от множества факторов: причины нарушения речи, степени выраженности проблемы, возраста и регулярности занятий.

Рекомендуемая частота занятий — 1–2 раза в день по 10–15 минут. Лучше заниматься чаще, но понемногу, чем редко, но долго. Мышцы речевого аппарата небольшие и быстро утомляются, поэтому избыточная нагрузка может быть контрпродуктивной.

Первые положительные изменения можно заметить уже через 2–3 недели регулярных занятий. Как правило, это проявляется в том, что упражнения начинают получаться легче, увеличивается амплитуда движений языка и губ. Более заметные улучшения в четкости самой речи обычно становятся видны через 1–3 месяца систематической работы. Стабильный и выраженный результат, который закрепляется в повседневной речи, может потребовать от полугода и более регулярной лечебной физкультуры для речевого аппарата. Главное — не бросать занятия при появлении первых успехов и сделать их полезной привычкой.

Роль специалиста в процессе восстановления речи

Хотя многие упражнения артикуляционной гимнастики можно выполнять самостоятельно в домашних условиях, роль специалиста (логопеда, афазиолога) в этом процессе трудно переоценить. Самостоятельные занятия без предварительной консультации могут быть не только недостаточно эффективными, но в некоторых случаях и вредными, если закрепляется неправильный паттерн движений.

Почему важна помощь специалиста:

  • Диагностика. Только специалист может точно определить причину нечеткой речи и выявить, какие именно группы мышц нуждаются в тренировке. Это позволяет составить индивидуальный, а не общий, комплекс упражнений.
  • Подбор упражнений. Логопед подбирает упражнения, которые подходят именно вам, с учетом вашего диагноза, возраста и физических возможностей. Например, при повышенном тонусе мышц (спастичности) некоторые упражнения могут быть противопоказаны.
  • Постановка правильной техники. На начальном этапе специалист проконтролирует, чтобы вы выполняли движения правильно, и скорректирует возможные ошибки. Это залог того, что гимнастика принесет пользу, а не вред.
  • Мотивация и отслеживание прогресса. Специалист помогает отслеживать динамику улучшений, вовремя корректирует программу и оказывает психологическую поддержку, что очень важно для сохранения мотивации на протяжении всего периода восстановления.

Таким образом, идеальный подход — это первичная консультация у специалиста для составления программы и постановки техники, а затем регулярные самостоятельные занятия дома с периодическими контрольными визитами к логопеду.

Список литературы

  1. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 703 с.
  2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 319 с.
  3. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошкольная)». — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
  4. Винарская Е. Н. Дизартрия. — М.: АСТ: Астрель, 2006. — 141 с.
  5. Bernthal J. E., Bankson N. W., Flipsen P. Jr. Articulation and phonological disorders: Speech sound disorders in children. — 8th ed. — Pearson, 2017.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы врачам ЛФК

Все консультации врачей ЛФК


Нога после перелома

Здравствуйте! У меня перелом бедренной кости, стоит пластина....

Есть ли противопоказания к занятиям ЛФК?

Здравствуйте. Есть ли случаи, когда занятия лечебной...

Как выбрать правильные упражнения для реабилитации?

Здравствуйте. У меня была травма, и я не знаю, какие упражнения...

Врачи ЛФК

Все врачи ЛФК


Врач ЛФК

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова

Стаж работы: 32 л.

Врач ЛФК

Национальный медицинский университет им. А.А.Богомольца

Стаж работы: 36 л.

Врач ЛФК

Дальневосточный государственный медицинский университет

Стаж работы: 24 л.