Подготовка ребенка к ЛФК при дисплазии, чтобы занятия проходили спокойно




30.11.2025
4 мин.

Правильная подготовка ребенка к ЛФК при дисплазии тазобедренных суставов — это не менее важная часть лечения, чем сами упражнения. Когда малыш спокоен и доверяет взрослым, его мышцы расслаблены, а суставы более податливы для корректной работы специалиста. Это напрямую влияет на эффективность терапии. Многие родители испытывают тревогу перед предстоящими процедурами, и это волнение бессознательно передается ребенку. Создание позитивного настроя, комфортной обстановки и предсказуемости процесса помогает превратить лечебную физкультуру из стрессового события в полезный и спокойный ритуал, способствующий скорейшему выздоровлению.

Психологическая подготовка: ключ к успеху лечебной физкультуры

Основа успешных занятий — это эмоциональное состояние ребенка. Страх и напряжение вызывают мышечные зажимы, которые мешают специалисту выполнять упражнения правильно и в полной мере. Поэтому главная задача родителей — создать у малыша ощущение безопасности и позитивного ожидания. Подход к психологической подготовке зависит от возраста ребенка.

  • Для грудных детей (до 1 года). В этом возрасте ребенок еще не понимает слов, но тонко чувствует эмоциональное состояние матери. Главный инструмент подготовки — ваше собственное спокойствие. Говорите с малышом ласковым, ровным голосом по дороге на занятие. Держите его на руках, сохраняйте телесный контакт. Можно взять с собой из дома пеленку или игрушку со знакомым запахом — это создаст «островок безопасности» в незнакомом кабинете.
  • Для детей старше 1 года. С ребенком, который уже понимает речь, можно и нужно разговаривать. Используйте игровой подход. Объясняйте предстоящее событие через игру: «Мы пойдем в гости к тете-доктору, она поможет твоим ножкам стать сильными, чтобы ты мог быстро бегать, как твой любимый мишка». Можно поиграть дома в «гимнастику для кукол», показывая, как вы аккуратно сгибаете и разгибаете ножки игрушке. Важно избегать слов «боль», «надо терпеть», «не бойся». Замените их на позитивные формулировки: «будет интересно», «ты почувствуешь приятное тепло», «поможем ножкам стать здоровыми».

Почему это важно? Заранее созданный положительный образ снижает уровень тревоги перед неизвестностью. Ребенок идет на процедуру не как на пугающее медицинское вмешательство, а как на новую игру или интересное занятие.

Ваш настрой — главный ориентир для ребенка

Дети, особенно маленькие, обладают поразительной эмпатией и «считывают» невербальные сигналы родителей. Если вы нервничаете, суетитесь, говорите напряженным голосом, ребенок инстинктивно решит, что ему угрожает опасность, и его реакцией будет плач и сопротивление. Ваше спокойствие — это фундамент, на котором строится доверие малыша к специалисту и процедуре ЛФК.

Перед сеансом лечебной физкультуры постарайтесь сами настроиться на позитивный лад. Помните, что вы действуете в интересах здоровья своего ребенка, вы выбрали квалифицированного специалиста, и цель процедуры — помощь, а не причинение вреда. Дышите глубоко, сосредоточьтесь на том, что вы — команда, которая вместе с врачом помогает малышу. Ваша уверенность и спокойная улыбка скажут ребенку больше, чем любые слова.

Практические шаги перед занятием ЛФК

Продуманная организация бытовых моментов помогает избежать дополнительного стресса и дискомфорта для ребенка. Убедитесь, что основные потребности малыша удовлетворены и ему ничто не мешает физически.

Для вашего удобства мы собрали основные рекомендации в таблицу.

Аспект подготовки Рекомендация Почему это важно
Время занятия Планируйте сеанс на время бодрствования ребенка, когда он обычно активен и в хорошем настроении. Избегайте часов, когда он привык спать. Сонный или уставший ребенок будет капризничать и сопротивляться любым манипуляциям, даже самым безболезненным.
Кормление Последнее кормление должно быть за 40–60 минут до начала занятия. Непосредственно перед ЛФК ребенок должен быть не голодным, но и не с полным желудком. Давление на живот во время упражнений может вызвать срыгивание и дискомфорт. Голодный ребенок также будет беспокоен.
Одежда Выберите свободную, удобную одежду из натуральных тканей, которую легко и быстро снять. Часто занятия проводятся с голым ребенком (в подгузнике). Это обеспечивает специалисту полный доступ к телу ребенка, свободу движений и предотвращает перегрев.
Что взять с собой Сменные подгузники, влажные салфетки, одноразовую пеленку, бутылочку с водой (для детей постарше), любимую негромкую игрушку или соску. Наличие привычных и необходимых вещей позволит быстро решить любую бытовую проблему и отвлечь малыша в случае беспокойства.

Как вести себя во время сеанса лечебной физкультуры

Ваша роль во время занятия — быть поддерживающим и спокойным посредником между ребенком и специалистом. Не стоит отстраняться и сидеть в телефоне, но и излишнее вмешательство может помешать процессу.

  • Будьте рядом. Находитесь в поле зрения ребенка, улыбайтесь ему, говорите ласковые слова. Можно негромко напевать знакомую песенку. Ваш голос и вид — главный источник его спокойствия.
  • Доверяйте специалисту. Не комментируйте каждое действие врача и не пытайтесь «помогать» без его просьбы. Специалист по лечебной физкультуре знает анатомию и физиологию ребенка и понимает, с какой силой и амплитудой можно выполнять движения.
  • Помогайте при необходимости. Если специалист просит вас подержать ребенка, отвлечь его игрушкой или поговорить с ним — активно включайтесь.
  • Правильно реагируйте на плач. Важно понимать, что плач не всегда означает боль. Для маленького ребенка это может быть реакция на незнакомого человека, на фиксацию конечностей (ограничение свободы), на непривычные ощущения. Сохраняйте спокойствие, продолжайте говорить с малышом ободряющим тоном. Если плач усиливается, уточните у специалиста, является ли такая реакция нормальной для данного упражнения.

Что делать, если ребенок сильно плачет и сопротивляется

Иногда, несмотря на всю подготовку, ребенок может испугаться и начать сильно протестовать. Это не значит, что вы плохой родитель или что занятия ЛФК ему не подходят. В такой ситуации важна правильная тактика.

Прежде всего, не паникуйте и не злитесь на ребенка. Его реакция — это проявление страха, а не непослушания. Попросите специалиста сделать короткую паузу. Возьмите малыша на руки, прижмите к себе, походите по кабинету. Дайте ему успокоиться. Иногда достаточно нескольких минут вашего тепла, чтобы снять острое напряжение. После этого можно попробовать возобновить занятие, начав с самых простых и приятных для ребенка элементов, например, легкого поглаживания.

Если ребенок продолжает неутешно плакать, не стоит проводить занятие «через силу». Эффективность такой лечебной физкультуры будет крайне низкой из-за сильного мышечного спазма, а негативный опыт может закрепиться надолго. Лучше обсудить со специалистом возможность перенести занятие или разделить его на несколько более коротких сессий.

Выбор специалиста и места для занятий

Комфорт ребенка во многом зависит от человека, который проводит лечебную физкультуру, и от обстановки. При выборе специалиста обращайте внимание не только на его квалификацию, но и на умение находить контакт с детьми. Хороший специалист всегда начинает знакомство с ребенком с улыбки, разговора, легкого поглаживания, давая ему время привыкнуть.

Сам кабинет для ЛФК должен быть теплым, чистым и хорошо проветриваемым. Громкие звуки, резкие запахи или слишком яркий свет могут стать дополнительными раздражителями для нервной системы малыша. Спокойная и дружелюбная атмосфера — залог успешного и комфортного лечения.

Список литературы

  1. Дисплазия тазобедренного сустава у детей. Клинические рекомендации / Ассоциация травматологов-ортопедов России. — М., 2021.
  2. Баиндурашвили А.Г., Камоско М.М., Афоничев К.А. и др. Ортопедия и травматология детского возраста. Учебник. — СПб.: СпецЛит, 2020. — 487 с.
  3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура в педиатрии. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 592 с.
  4. Клинические рекомендации по выявлению и лечению дисплазии тазобедренного сустава у младенцев до шести месяцев / Американская академия ортопедических хирургов (AAOS). — 2014.
  5. Попов С.Н. Физическая реабилитация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 608 с.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы врачам ЛФК

Все консультации врачей ЛФК


боль в груди.

Доброго дня! Возможно Вы сможете дать совет для решения такой...

ДЦП ботокс

Здравствуйте, сделали диспорт месяц назад при ДЦП, какие занятия...

Гимнастика при сколиозе

Сколиоз 2 степени, угол 25 град. кифоз, одно плечо ниже - какие...

Врачи ЛФК

Все врачи ЛФК


Врач ЛФК

Дальневосточный государственный медицинский университет

Стаж работы: 24 л.

Врач ЛФК

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова

Стаж работы: 32 л.

Врач ЛФК

Национальный медицинский университет им. А.А.Богомольца

Стаж работы: 36 л.