Причины и лечение афазии у взрослых


Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Автор:

Сергеева Виктория Николаевна

Медицинский редактор

11.01.2025
Время чтения:
36

Содержание


Причины и лечение афазии у взрослых

Афазия — это нарушение речи, которое возникает вследствие повреждения головного мозга, чаще всего в области, ответственной за восприятие и формирование речевых сигналов. Это состояние влияет на способность человека понимать речь, произносить слова или комбинировать их в осмысленные предложения, несмотря на то, что основные функции слуха и зрительного восприятия могут оставаться нормальными. Афазия может быть частичной или полной и проявляется в различных формах в зависимости от локализации повреждений мозга.

Процесс формирования речи включает в себя несколько этапов: восприятие информации, ее обработка в мозге и превращение в слова и фразы для выражения мыслей. Повреждения в различных частях головного мозга, таких как зоны Брока и Вернике, могут привести к различным проявлениям данной проблемы.

Важность темы для клинической практики

Афазия представляет собой важную проблему для медицинской практики, особенно в неврологии, психиатрии и реабилитации. Это состояние может сильно повлиять на качество жизни пациента, нарушая его способность общаться с окружающими, выполнять повседневные задачи и поддерживать социальные связи. Афазия часто встречается у людей, перенесших инсульт, черепно-мозговые травмы, а также при некоторых нейродегенеративных заболеваниях, таких как болезнь Альцгеймера.

Изучение причин и методов лечения крайне важно для разработки эффективных реабилитационных программ. Реабилитация пациентов с афазией требует комплексного подхода, включающего медикаментозную терапию, логопедические занятия и психологическую поддержку. Важную роль в восстановлении речевых функций играют индивидуальные занятия с врачами-специалистами, такими как неврологи и логопеды, которые помогают пациентам возвращать утраченные навыки общения и адаптироваться к новой реальности.

Классификация афазии

Афазия классифицируется в зависимости от характера речевых нарушений и области поражения головного мозга. Каждая форма афазии имеет свои особенности, которые помогают в постановке диагноза и выборе методов лечения.

Флюентная (сенсорная) афазия

Флюентная, или сенсорная, афазия возникает при повреждении зоны Вернике — области головного мозга, отвечающей за восприятие и понимание речи. Люди с этой формой афазии могут говорить быстро и плавно, однако их речь часто лишена смысла и состоит из бессвязных слов или несуществующих слов. Такие пациенты могут не осознавать, что их речь не воспринимается другими людьми, поскольку они не понимают собственных ошибок. Основная проблема заключается в нарушении понимания речи, что затрудняет коммуникацию с окружающими.

Афазия Брока

Афазия Брока связана с повреждением области Брока — зоны, отвечающей за моторную составляющую речи, то есть за способность правильно произносить слова и формировать грамматически правильные фразы. Пациенты с афазией Брока могут понимать речь, но испытывают значительные трудности с произношением слов и составлением предложений. Их речь может быть замедленной и фрагментированной, с пропусками слов, но понимание речи обычно сохраняется. Эта форма афазии часто сопровождается выраженными трудностями в написании и чтении.

Кондуктивная афазия

Кондуктивная афазия возникает, когда повреждены связи между различными участками мозга, ответственными за восприятие и производство речи, но сама зона Брока и зона Вернике остаются нетронутыми. Это означает, что пациент может понимать речь и может говорить, но испытывает трудности в повторении услышанных слов и фраз. Кондуктивная афазия часто проявляется в виде ошибок при воспроизведении сложных слов и фраз, что может привести к нарушениям речевой координации.

Амнестическая афазия

Амнестическая афазия характеризуется значительными трудностями в поиске слов. Пациенты с этим видом афазии часто забывают конкретные слова, что делает их речь фрагментарной. При этом способность строить грамматически правильные предложения и понимать речь сохраняется. Основная проблема заключается в отсутствии словесных воспоминаний, что затрудняет точное выражение мыслей. Человек может часто использовать описания вместо точных терминов, что делает общение затруднительным, но в целом речь остается достаточно плавной.

Прочие виды афазии

Существуют и другие менее распространенные формы афазии, такие как глобальная афазия, при которой наблюдается тяжелое нарушение как понимания, так и производства речи. При глобальной афазии пациенты теряют способность к общению, как в устной, так и в письменной форме. Также существуют различные варианты смешанных форм афазии, которые могут сочетать в себе симптомы нескольких типов.

Каждая форма афазии требует индивидуального подхода к лечению и реабилитации, включая занятия с логопедами и психологами, а также использование различных терапевтических методов для восстановления утраченных речевых навыков. Важно отметить, что в ходе реабилитации пациентам нужно прибегнуть к  общению с логопедом, который поможет научиться преодолевать трудности в произношении, восприятии и восстановлении утраченных функций речи.

Причины афазии у взрослых

Афазия у взрослых может развиться по различным причинам, обычно связанным с повреждением определенных областей головного мозга, отвечающих за речь и ее восприятие. Ниже приведены основные причины афазии:

Сосудистые заболевания: инсульты, транзиторные ишемические атаки

Одной из самых частых причин афазии является инсульт — острое нарушение кровообращения в мозге. Инсульт может привести к ишемии (недостаточному кровоснабжению) или кровоизлиянию в области мозга, отвечающие за восприятие или производство речи. В зависимости от того, какая часть мозга была повреждена, может развиться флюентная, афазия Брока или другие формы нарушения речи.

Транзиторные ишемические атаки (ТИА), часто называемые мини-инсультами, представляют собой кратковременные эпизоды нарушенного кровообращения в мозге. Хотя симптомы ТИА обычно исчезают через несколько минут или часов, повторяющиеся атаки могут привести к стойким повреждениям, в том числе и к афазии.

Травмы головы: черепно-мозговые травмы, опухоли

Черепно-мозговые травмы, такие как сотрясение мозга, ушибы или повреждения мозговых тканей, могут вызвать афазию, если были затронуты области, отвечающие за речь. Особенно опасны травмы, которые приводят к внутренним повреждениям мозга, таким как разрывы кровеносных сосудов или образование гематом. Опухоли головного мозга, расположенные в речевых зонах, также могут стать причиной развития афазии, так как они могут сдавливать или разрушать ткани, отвечающие за когнитивные и речевые функции.

Неврологические заболевания: болезнь Альцгеймера, деменция

Неврологические заболевания, такие как болезнь Альцгеймера и другие формы деменции, также могут быть причиной афазии. При этих заболеваниях происходит постепенное разрушение нервных клеток в головном мозге, что может затронуть зоны, отвечающие за память, восприятие и речь. В этом случае афазия развивается на поздних стадиях болезни и часто сопровождается ухудшением памяти, способности к ориентации и когнитивными нарушениями.

Инфекционные заболевания: менингит, энцефалит

Менингит — воспаление оболочек головного мозга, а энцефалит — воспаление самого головного мозга, могут привести к развитию афазии. Эти заболевания вызываются вирусными или бактериальными инфекциями и часто приводят к повреждениям нейронов, что может нарушить способность к пониманию и производству речи. Инфекционные заболевания, особенно если они не были вовремя лечены, могут привести к стойким неврологическим последствиям.

Эпилепсия и другие заболевания центральной нервной системы

Эпилепсия, характеризующаяся повторяющимися судорожными приступами, может также быть связана с афазией, особенно если эпилептические очаги расположены в областях мозга, отвечающих за речь. У некоторых пациентов с эпилепсией наблюдаются так называемые эпилептические афазии, которые могут проявляться после приступов. Другие заболевания центральной нервной системы, такие как рассеянный склероз или множественные опухоли, также могут повлиять на речевые функции.

Психогенные причины

Иногда афазия может быть связана с психогенными, то есть психоэмоциональными причинами. Например, при тяжелых стрессах, депрессии или травмах, связанных с психологическими проблемами, может развиться функциональная афазия, при которой изменения в речи происходят на фоне психоэмоциональных расстройств, а не из-за структурных повреждений мозга. Такие случаи требуют внимательной диагностики и, как правило, психотерапевтической помощи.

В случае развития афазии важно правильно определить причину, так как это напрямую влияет на выбор метода лечения и реабилитации. Неврологическое обследование, использование нейровизуализирующих методов, таких как МРТ или КТ, а также консультации с врачами различных специальностей помогают точно выявить источник проблемы и назначить эффективное лечение.

Патогенез

Патогенез афазии связан с повреждением тех участков мозга, которые отвечают за восприятие и производство речи. Речь в мозге контролируется двумя основными областями: зоной Вернике и зоной Брока, а также их связями. Нарушения, происходящие в этих областях или в их связях, приводят к различным формам проблемы. Рассмотрим механизмы повреждения речевых центров мозга и влияние локализации повреждения на симптомы.

Механизмы повреждения речевых центров мозга

  1. Повреждение зоны Брока
    Зона Брока находится в левом полушарии мозга в передней части лобной доли. Эта область отвечает за производство речи и грамматическую структуру предложений. Повреждения в зоне Брока обычно приводят к афазии Брока, при которой нарушается способность составлять грамматически правильные фразы, но понимание речи сохраняется. Из-за повреждений в этой области мозг теряет способность преобразовывать мысль в последовательное, осмысленное высказывание.

  2. Повреждение зоны Вернике
    Зона Вернике расположена в задней части височной доли. Она отвечает за понимание речи и создание осмысленных слов. Повреждения этой области приводят к флюентной (сенсорной) афазии, когда человек может говорить быстро и легко, но речь становится бессмысленной или состоит из несуществующих слов. Важно отметить, что пациенты с афазией Вернике, как правило, не осознают, что их речь не имеет смысла, так как их способность понимать другие речи нарушена.

  3. Нарушения в белом веществе (проводящие пути)
    Между зонами Брока и Вернике находятся нейронные соединения, называемые поясной петлей. Эти проводящие пути необходимы для обмена информацией между различными участками мозга, отвечающими за восприятие и создание речи. Повреждения этих соединений приводят к кондуктивной афазии, когда пациенты могут понимать речь и могут говорить, но не могут повторить услышанные слова или фразы. Это связано с нарушением связи между зонами, отвечающими за восприятие и произношение.

  4. Повреждения в других областях мозга
    Помимо зон Брока и Вернике, для нормальной речи важны и другие участки мозга, такие как области, ответственные за внимание, память и эмоциональную составляющую речи. Повреждения в этих областях могут привести к более сложным и комбинированным нарушениям, таким как глобальная афазия, где пациент утрачивает как способность понимать, так и производить речь.

Влияние локализации повреждения на симптомы

Локализация повреждения в мозге оказывает огромное влияние на тип и выраженность симптомов афазии.

  • Повреждения лобной доли (зона Брока): Это приводит к трудностям с формулированием правильных предложений, нарушению грамматики, но понимание речи остается в норме. Пациенты могут произносить отдельные слова, но их речь будет фрагментарной и трудной для восприятия.

  • Повреждения височной доли (зона Вернике): Это приводит к нарушению понимания речи. Пациенты могут произносить слова без осознания их значения и не могут воспринимать чужую речь адекватно. Их речь будет быстрой, но бессмысленной.

  • Повреждения теменной и височной области, связывающие зоны Вернике и Брока: Это вызывает трудности в повторении слов и предложений, а также в точном воспроизведении услышанных фраз. Такие пациенты, несмотря на наличие речи и понимания, не могут правильно воспроизвести услышанное.

  • Глобальные повреждения: При обширных повреждениях различных областей мозга могут возникать более тяжелые формы афазии, такие как глобальная афазия, при которой пациенты теряют как способность понимать, так и производить речь. Такие повреждения часто происходят при инсультах или травмах, затрагивающих большие участки мозга.

Диагностика

Диагностика афазии включает в себя ряд клинических, нейропсихологических и инструментальных методов, которые позволяют точно выявить характер и причину нарушений речи. Важным аспектом является то, что диагностика должна учитывать индивидуальные особенности пациента и степень выраженности нарушений. Рассмотрим основные методы диагностики афазии.

Клинические методы диагностики

Клинические методы диагностики основываются на наблюдении за пациентом и его речевыми функциями. Врач, обычно невролог или психиатр, проводит серию бесед и тестов для выявления симптомов афазии.

  1. Оценка речевых функций
    Основным методом является разговор с пациентом, в ходе которого оценивается способность понимать речь, формировать осмысленные предложения, а также произносить отдельные слова. Врач может предложить пациенту выполнить различные задания, например, повторить простые фразы, назвать предметы на изображениях, ответить на вопросы, описать ситуацию. Это позволяет выявить, насколько хорошо пациент воспринимает и производит речь, а также определить тип афазии.

  2. Тесты на внимание и память
    Клинические методы также могут включать оценку когнитивных функций пациента, таких как память, внимание и способность к решению простых задач. Это важно для понимания того, как различные аспекты мозговой активности могут быть связаны с нарушениями речи.

Роль нейропсихологических тестов

Нейропсихологические тесты позволяют более детально исследовать специфические аспекты когнитивных функций пациента, в том числе речь. Эти тесты помогают выявить скрытые формы афазии и точно определить тип речевого расстройства. Среди них можно выделить следующие:

  1. Тесты на восприятие речи
    Тесты на восприятие речи включают задания на понимание простых и сложных фраз, а также на восприятие звуков и слов. Пациенту могут предложить задания, связанные с анализом смыслов предложений или с классификацией звуков, что помогает определить степень нарушений в восприятии речи.

  2. Тесты на выражение речи
    Эти тесты направлены на оценку способности пациента формировать осмысленные фразы и правильно использовать грамматические структуры. Пациенту могут предложить повторить определенные фразы, описать предметы или ситуации, составить предложения с использованием заданных слов.

  3. Тесты на чтение и письмо
    Нейропсихолог может также оценить, насколько пациент сохраняет способность к чтению и письму, так как нарушения письменной речи могут быть важным индикатором типа афазии. Пациенту могут предложить читать текст или писать диктант, что позволяет выявить, какие именно аспекты письма и чтения нарушены.

Инструментальные методы (МРТ, КТ)

Инструментальные методы диагностики играют важную роль в выявлении причин афазии, таких как инсульт, опухоли или другие повреждения мозга. Наиболее часто используемые методы включают:

  1. Магнитно-резонансная томография (МРТ)
    МРТ является одним из самых точных и информативных методов для выявления структурных изменений в мозге. Этот метод позволяет получить детализированные изображения мозга и выявить повреждения, связанные с инсультами, опухолями, травмами, дегенеративными заболеваниями или инфекциями. МРТ помогает определить локализацию повреждения, что важно для диагностики типа афазии.

  2. Компьютерная томография (КТ)
    КТ — еще один метод визуализации, который используется для диагностики афазии, особенно в остром периоде инсульта или травм. КТ позволяет быстро оценить состояние головного мозга и выявить кровоизлияния, отеки, опухоли или другие изменения. Хотя КТ менее детализированное, чем МРТ, оно полезно в экстренных ситуациях для быстрой диагностики.

  3. Электроэнцефалография (ЭЭГ)
    ЭЭГ используется для оценки электрической активности мозга и может быть полезной для выявления эпилептической активности, которая также может быть связана с нарушениями речи. Хотя ЭЭГ не является основным методом диагностики афазии, оно может быть полезным в некоторых случаях, например, при подозрении на эпилепсию как причину речевых нарушений.

Диагностика афазии — это многогранный процесс, который включает клинические, нейропсихологические и инструментальные методы. Правильная диагностика требует комплексного подхода, поскольку каждый пациент может иметь уникальную картину заболевания, зависящую от причины, локализации и степени повреждения мозга.

Лечение афазии

Лечение должно быть комплексным и включать в себя как медикаментозную терапию, так и различные методы реабилитации, направленные на восстановление нарушенных функций речи. Также важно учитывать причину афазии, так как лечение основного заболевания может существенно повлиять на прогноз восстановления. Рассмотрим основные методы лечения афазии.

Медикаментозное лечение: препараты для лечения основного заболевания

Медикаментозное лечение афазии направлено на устранение причины, вызвавшей повреждение речевых центров мозга. В большинстве случаев это лечение включает в себя препараты для лечения основного заболевания, такого как инсульт, травма головы или нейродегенеративное заболевание.

  1. Препараты для восстановления мозгового кровообращения
    При инсультах и транзиторных ишемических атаках (ТИА) используются препараты, улучшающие кровообращение в мозге, такие как антиагреганты, антикоагулянты и нейропротекторы. Эти лекарства помогают предотвратить повторные инсульты и улучшают восстановление тканей мозга.

  2. Лекарства при нейродегенеративных заболеваниях
    Если афазия связана с нейродегенеративными заболеваниями, такими как болезнь Альцгеймера или деменция, применяются препараты, замедляющие прогрессирование болезни и поддерживающие когнитивные функции. Это могут быть ингибиторы холинестеразы или другие нейропротективные средства.

  3. Антидепрессанты и препараты для лечения тревожных расстройств
    Если у пациента с афазией наблюдаются симптомы депрессии или тревожных расстройств, может быть назначено соответствующее лечение с использованием антидепрессантов, анксиолитиков или других психотропных препаратов. Это помогает пациенту справляться с психологическими последствиями болезни и улучшает его общее состояние.

Речевые и нейропсихологические тренировки: логопедическая терапия, восстановление функций речи

Речевые тренировки играют важнейшую роль в реабилитации пациентов с афазией. Логопедическая терапия направлена на восстановление нарушенных функций речи, а нейропсихологические тренировки помогают пациентам компенсировать утраченные способности с помощью других когнитивных функций.

  1. Логопедическая терапия
    Основной метод восстановления речи при афазии — это занятия с логопедом. Логопед обучает пациента правильно произносить слова, составлять предложения и восстанавливать понимание речи. В зависимости от типа афазии, занятия могут включать:

    • Повторение слов и фраз для восстановления моторных навыков речи (при афазии Брока).
    • Тренировки на понимание речи и использование правильных слов (при афазии Вернике).
    • Развитие навыков чтения и письма. Логопедические занятия могут быть индивидуальными или групповыми, в зависимости от состояния пациента.
  2. Нейропсихологические тренировки
    Нейропсихологи работают с пациентами для восстановления когнитивных функций, которые могут быть нарушены из-за афазии. Это включает тренировки памяти, внимания и других аспектов мышления, которые могут помочь улучшить речевые навыки. Например, пациентам могут предложить выполнять задания на улучшение вербальной памяти, на восстановление навыков решения проблем или на улучшение способности воспринимать информацию.

Системы альтернативной коммуникации: использование технологий

В некоторых случаях, когда восстановление речи затруднено, важно использовать системы альтернативной и дополнительной коммуникации (САК). Эти технологии помогают пациентам общаться, несмотря на речевые нарушения. Системы САК могут быть как технологическими, так и нетехнологическими.

  1. Технологические системы
    Современные устройства и приложения, такие как электронные устройства для озвучивания текста, помогают пациентам с афазией выражать свои мысли. Например, планшеты и смартфоны с приложениями для создания текста или изображений, которые озвучиваются системой синтеза речи, могут быть использованы для облегчения общения. Также существуют специальные программы для тренировки речи, которые могут быть использованы в домашних условиях.

  2. Нетехнологические системы
    Для пациентов с более тяжёлой афазией могут использоваться карточки с изображениями, таблички с написанными словами или фразами, которые позволяют указывать на необходимые объекты или выражать мысли. Такие системы помогают пациенту и его близким поддерживать базовое общение.

Симптоматическое лечение: помощь при депрессии и тревожных расстройствах

Психологические и эмоциональные расстройства, такие как депрессия и тревожные расстройства, часто сопровождают пациентов с афазией. Эти расстройства могут существенно ухудшить качество жизни и затруднить процесс реабилитации.

  1. Лечение депрессии
    Антидепрессанты и психотерапевтические методы, такие как когнитивно-поведенческая терапия, могут быть полезны в лечении депрессии, которая часто возникает на фоне нарушения речи и потери общения. Лечение депрессии помогает пациенту восстанавливаться быстрее и более эффективно участвовать в реабилитационных занятиях.

  2. Лечение тревожных расстройств
    Тревога, беспокойство и страхи, связанные с трудностями в общении, также требуют внимания. Для лечения тревожных расстройств могут быть использованы анксиолитики или терапия, направленная на снижение уровня стресса, обучение релаксационным техникам, а также проведение групповых психотерапевтических занятий, где пациенты могут делиться своим опытом.

Прогноз и реабилитация

Прогноз зависит от множества факторов, включая тип и тяжесть заболевания, своевременность начала лечения, возраст пациента и наличие сопутствующих заболеваний. Реабилитация является важным этапом в восстановлении, так как она направлена на восстановление речевых функций и улучшение качества жизни пациента. Рассмотрим подробнее, как прогноз зависит от различных факторов и роль реабилитационных программ.

Ожидаемые результаты в зависимости от типа и тяжести афазии

Прогноз в значительной степени зависит от того, какой тип афазии диагностирован, а также от степени повреждения мозга. Некоторые формы афазии могут быть полностью или частично обратимыми, в то время как другие требуют длительной реабилитации.

  1. Флюентная (сенсорная) афазия (афазия Вернике)
    В случае флюентной афазии, при которой пациент может говорить, но его речь бессмысленна, прогноз зависит от степени повреждения зоны Вернике. При своевременной реабилитации и адекватной терапии восстановление речи может занять длительное время, но улучшения в понимании речи и производстве осмысленных высказываний могут быть достигнуты. Однако в некоторых случаях нарушения могут оставаться стойкими.

  2. Афазия Брока
    Афазия Брока характеризуется трудностями в произнесении слов и составлении предложений, но пациент сохраняет понимание речи. Прогноз при афазии Брока может быть более благоприятным, особенно если повреждения ограничены. Речевые тренировки с логопедом могут привести к значительному улучшению, хотя полное восстановление может быть затруднено, особенно при более обширных повреждениях мозга.

  3. Кондуктивная афазия
    Прогноз при кондуктивной афазии, когда пациенты могут понимать речь, но не могут её воспроизвести в точности, часто более благоприятный. Такие пациенты могут продемонстрировать улучшения в речевых навыках с помощью тренировки. Однако полное восстановление может быть сложным, особенно если повреждены важные нейропроводящие пути.

  4. Глобальная афазия
    Глобальная афазия, при которой пациент теряет способность и понимать, и воспроизводить речь, имеет более серьёзный прогноз. В этом случае восстановление может быть частичным, и пациент может требовать длительной реабилитации. Однако, даже при глобальной афазии, важное значение имеет своевременное вмешательство и активная терапия, что позволяет пациенту добиться определённых улучшений.

Роль реабилитационных программ

Реабилитация играет ключевую роль в процессе восстановления пациентов с афазией. Важно начать её как можно раньше после установления диагноза, чтобы максимизировать шансы на восстановление. Основной целью реабилитации является восстановление способности пациента общаться и снизить влияние речевых нарушений на его повседневную жизнь.

  1. Речевые тренировки и логопедическая терапия
    Речевые тренировки остаются основным компонентом реабилитации при афазии. Логопеды используют различные методики для восстановления произношения, понимания речи, чтения и письма. Чем раньше пациент начнёт тренировки, тем больше шансов на восстановление речи. В процессе терапии используются как индивидуальные занятия, так и групповые тренировки, что способствует социальной адаптации пациента.

  2. Нейропсихологические тренировки
    Важную роль в реабилитации играют нейропсихологические тренировки, направленные на восстановление когнитивных функций, таких как память, внимание и восприятие. Эти тренировки помогают компенсировать утрату речевых навыков и могут повысить эффективность речевых упражнений.

  3. Использование технологий для альтернативной коммуникации
    Для пациентов с более тяжёлой афазией, когда восстановление речи невозможно или затруднено, применяются системы альтернативной и дополнительной коммуникации. Это могут быть как специальные устройства для озвучивания текста, так и нетехнологические методы, такие как карточки с изображениями или словами. Такие системы позволяют пациентам общаться с окружающими, несмотря на нарушенную речь.

  4. Психологическая поддержка
    Психологическая поддержка играет важную роль в реабилитации. Пациенты с афазией часто сталкиваются с депрессией и тревожными расстройствами, которые ухудшают их общее состояние. Психотерапевтические сеансы, групповая терапия и тренировки на снижение стресса помогают пациентам адаптироваться к изменениям в жизни и способствуют улучшению настроения, что в свою очередь способствует реабилитации.

  5. Междисциплинарный подход
    Для достижения наилучших результатов важно, чтобы лечение и реабилитация были организованы в рамках междисциплинарной команды, включающей неврологов, логопедов, нейропсихологов, психотерапевтов и других специалистов. Такой подход позволяет учитывать все аспекты состояния пациента и разрабатывать комплексную программу восстановления, которая учитывает все его потребности.

Прогноз при афазии зависит от типа и тяжести заболевания, а также от эффективности начатого лечения и реабилитации. Важным аспектом является своевременность вмешательства, так как раннее начало реабилитации может значительно повысить шансы на восстановление речи и улучшение качества жизни пациента. Реабилитация должна быть индивидуально подобрана и включать как речевые тренировки, так и психотерапевтическую поддержку, использование технологий для альтернативной коммуникации и другие подходы.

Не нашли ответ?

Задайте вопрос нашим врачам
и получите подробную консультацию.

Получите экспертное мнение врача

Понравилась статья - поделитесь с друзьями

Читайте также

Вопросы врачам


Почему лекарства от мигрени больше не помогают?

Добрый день. Лекарства, которые раньше помогали от мигрени,...

Когда начинать лечение дисплазии тазобедренного сустава?

Здравствуйте. Врач сказал, что у моего ребенка дисплазия...

Гастрит

Поверхностный антральный гастрит. Эрозии в 12ой кишке. До 4мм с...

Медицинские калькуляторы


Калькулятор дозировки лекарств для детей и взрослых

Определите дозировку лекарств для детей и взрослых, вводя вес, возраст и форму лекарства. Узнайте правильные дозировки для безопасного и эффективного лечения.

Врачи специалисты


Харьковский национальный медицинский университет

Стаж работы: 15 л.

Красноярский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Ульяновский государственный универсиетет

Стаж работы: 3 л.

Медицинские шкалы


Прогноз для пациентов с ХОБЛ по шкале BODE

Оцените прогноз для пациентов с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) по шкале BODE, учитывая показатели функции легких, физическую активность, индекс массы тела и общее самочувствие. Узнайте, как эти факторы влияют на прогноз и эффективность лечения.