Артикуляционные упражнения для детей разных возрастов




Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Автор:

Сергеева Виктория Николаевна

Врач, медицинский редактор

15.06.2025
Время чтения:

Подбор упражнений артикуляционной гимнастики требует учета возрастных особенностей развития речевого аппарата. На каждом этапе взросления у детей формируются новые возможности для освоения сложных артикуляционных позиций, что необходимо учитывать при составлении комплексов. Специалисты выделяют несколько ключевых возрастных периодов, для каждого из которых характерны свои оптимальные упражнения.

Принципиальное значение имеет постепенное усложнение заданий по мере роста ребенка. Начинать всегда следует с простейших движений, направленных на общее развитие подвижности речевых органов, и только потом переходить к специализированным упражнениям для конкретных звуков. Важно соблюдать эту последовательность, чтобы не создавать излишней нагрузки на еще неокрепшие мышцы.

Особенности упражнений в младшем дошкольном возрасте

В младшем дошкольном возрасте артикуляционная гимнастика носит преимущественно игровой характер. Основная цель занятий - пробудить интерес к работе с речевым аппаратом и развить базовую подвижность языка и губ. Упражнения выполняются по подражанию, желательно перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть свои движения.

Хорошо подходят простые образные задания: "часики" (перемещение языка из угла в угол рта), "киска сердится" (выгибание спинки языка), "лопатка" (расслабленный широкий язык на нижней губе). Продолжительность занятий не должна превышать 3-5 минут, чтобы малыш не устал. Важно сопровождать упражнения эмоциональными комментариями и использовать яркие игрушки для создания игровой ситуации.

Упражнения для среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте можно вводить более сложные упражнения, направленные на отработку конкретных групп звуков. В этот период особенно полезны задания на развитие переключаемости артикуляционных поз и точности движений. Длительность занятий увеличивается до 7-10 минут, можно включать до 5-6 различных упражнений за один раз.

Эффективны такие упражнения как "маляр" (язык "красит" нёбо от зубов к горлу), "грибок" (присасывание языка к нёбу), "гармошка" (удержание "грибка" с одновременным открыванием-закрыванием рта). На этом этапе важно начинать работу над дифференциацией свистящих и шипящих звуков, используя соответствующие артикуляционные позы.

Занятия в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте артикуляционная гимнастика становится более целенаправленной и может использоваться для подготовки к школе. Упражнения усложняются, добавляются комбинации различных движений, увеличивается время удержания статических поз (до 10-15 секунд). Продолжительность занятий достигает 10-15 минут.

Особое внимание уделяется упражнениям для сонорных звуков ("л" и "р"): "индюк" (быстрые движения языком по верхней губе), "дрожалка" (вибрация губ или языка). Вводятся задания на развитие воздушной струи: "футбол" (загонять ватный шарик в ворота струей воздуха), "снежинка" (удерживать кусочек бумажки на кончике носа с помощью воздушного потока).

Коррекционная артикуляционная гимнастика для детей 7-10 лет

У детей 7-10 лет артикуляционная гимнастика приобретает коррекционную направленность и может использоваться для исправления уже имеющихся дефектов произношения. Упражнения становятся более осознанными, ребенок может самостоятельно контролировать качество их выполнения. Продолжительность занятий может достигать 15-20 минут.

Особенно полезны сложные комбинированные упражнения: одновременное движение языка в определенном направлении с удержанием нужного положения губ, чередование различных артикуляционных поз в быстром темпе. Активно используются упражнения для развития речевого дыхания и голосовой модуляции. В этом возрасте можно вводить элементы логопедического самомассажа органов артикуляции.

Примерный комплекс упражнений по возрастным группам

Примерный комплекс упражнений для разных возрастных групп:

  • 2-3 года: "Поцелуйчики" (вытягивание губ трубочкой), "Блинчик" (расслабленный язык на нижней губе)
  • 4-5 лет: "Чашечка" (поднятие боковых краев языка), "Иголочка" (узкий напряженный язык)
  • 6-7 лет: "Барабан" (постукивание кончиком языка за верхними зубами), "Пароход" (произнесение "ды-ды-ды")
  • 7-10 лет: "Моторчик" (вибрация языка), "Художник" (обведение языком контура губ)

Общие рекомендации по организации занятий

Независимо от возраста ребенка, существуют общие правила организации артикуляционной гимнастики. Занятия должны проводиться в спокойной обстановке, лучше в первой половине дня. Ребенок не должен быть уставшим или голодным. Важно обеспечить правильную позу - спина прямая, плечи расслаблены, подбородок в нейтральном положении.

Для детей с особыми потребностями (нарушениями речи, неврологическими проблемами) комплексы упражнений должны подбираться индивидуально специалистом. В таких случаях может потребоваться более длительный этап подготовки артикуляционного аппарата перед введением сложных упражнений. Главное - соблюдать принцип постепенности и не форсировать события, чтобы не вызвать негативного отношения к занятиям.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте далее:

Врачи специалисты


Самарский государственный медицинский университет

Стаж работы: 17 л.

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова

Стаж работы: 18 л.

Саратовский государственный медицинский университет

Стаж работы: 26 л.

Медицинские калькуляторы


Калькулятор суточной нормы воды


Рассчитайте суточную норму потребления воды, вводя ваш вес, возраст и уровень активности. Узнайте, сколько воды вам нужно пить для поддержания здоровья и оптимального самочувствия.

Медицинские шкалы


Оценка функции печени по шкале MELD


Оцените функцию печени по шкале MELD, вводя данные о уровне билирубина, креатинина и времени протромбина. Узнайте степень тяжести печеночной недостаточности и необходимость в трансплантации печени.