Основные проявления дизорфографии
Дизорфографические ошибки имеют системный характер и существенно отличаются от случайных описок или невнимательности. Они сохраняются даже после многократного изучения правил орфографии и выполнения тренировочных упражнений. Одним из наиболее ярких проявлений служит неспособность применять изученные правила на практике. Например, ребенок может прекрасно знать, что "жи-ши" пишется с буквой "и", но при письме все равно допускать ошибки в этих сочетаниях.
Характерной особенностью является нестабильность письма. Одно и то же слово может писаться по-разному в пределах одного текста, причем ошибки носят непредсказуемый характер. Часто встречается явление, когда при проверке собственного текста человек не замечает допущенных ошибок, хотя теоретически знает правильный вариант написания. Это связано с нарушением механизмов самоконтроля при письменной речи.
Типичные ошибки при дизорфографии
Специалисты выделяют несколько категорий ошибок, наиболее характерных для данного нарушения. В первую очередь это трудности с усвоением словарных слов - тех, написание которых не подчиняется четким правилам и требует запоминания. Люди с дизорфографией могут многократно ошибаться в написании одних и тех же словарных слов, несмотря на их частотность.
Другой распространенный тип ошибок связан с применением морфологического принципа письма. Наблюдаются трудности в подборе проверочных слов, неумение переносить орфограммы из одной словоформы в другую. Например, вместо "вода - воды" может использоваться неверная ассоциация "вода - водный", приводящая к ошибке.
- Ошибки в безударных гласных, не проверяемых ударением
- Нарушения в написании согласных в слабых позициях
- Трудности с разделительными знаками (ъ, ь)
- Пропуски и замены букв в сложных по структуре словах
- Неверное употребление заглавных букв
Сопутствующие трудности
Помимо собственно орфографических проблем, у людей с дизорфографией часто наблюдаются сопутствующие сложности. Многие испытывают выраженные затруднения при необходимости быстро переключиться с одной орфограммы на другую. Например, после написания слов с проверяемыми безударными гласными сразу перейти к словам с непроверяемыми написаниями.
Еще одной особенностью является медленный темп письменной работы. Это связано не с моторными трудностями, а с необходимостью постоянно контролировать каждый шаг при выборе написания. Такой интенсивный самоконтроль приводит к быстрой утомляемости и снижению продуктивности при выполнении письменных заданий.
Важно отметить, что проявления дизорфографии могут меняться с возрастом. У младших школьников чаще наблюдаются смешанные ошибки, тогда как у подростков и взрослых нарушение приобретает более избирательный характер. Однако без специальной коррекционной работы проблема не исчезает самостоятельно, а лишь трансформируется, принимая менее заметные, но все же мешающие формы.
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Полезные материалы по теме:
Очень тяжело переношу Серенату
Добрый день! У меня был переход с Ципралекса на Золофт. Ципралекс...
Рецидив или что это может быть?
Четыре месяца назад перенесла операцию по удалению саркомы...
Муж в реанимации после операции из-за зуба — очень переживаю
Здравствуйте, у мужа болел зуб, потом опухла шея с этой стороны и...
Приволжский исследовательский медицинский университет
Стаж работы: 24 л.
Московский психолого-социальный институт
Стаж работы: 23 л.
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Стаж работы: 19 л.
Рассчитайте срок беременности и предполагаемую дату родов. Введите дату последнуй менструации и параметры цикла, чтобы узнать срок беременности и предполагаемую дату родов.
Оценка риска диабета по шкале FINDRISK
Оцените риск развития диабета по шкале FINDRISK, отвечая на вопросы о возрасте, весе, уровне физической активности и других факторах. Узнайте, каковы ваши шансы на развитие диабета и какие меры профилактики можно принять.