Основные проявления дизорфографии




Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Автор:

Сергеева Виктория Николаевна

Врач, медицинский редактор

18.06.2025
Время чтения:

Дизорфографические ошибки имеют системный характер и существенно отличаются от случайных описок или невнимательности. Они сохраняются даже после многократного изучения правил орфографии и выполнения тренировочных упражнений. Одним из наиболее ярких проявлений служит неспособность применять изученные правила на практике. Например, ребенок может прекрасно знать, что "жи-ши" пишется с буквой "и", но при письме все равно допускать ошибки в этих сочетаниях.

Характерной особенностью является нестабильность письма. Одно и то же слово может писаться по-разному в пределах одного текста, причем ошибки носят непредсказуемый характер. Часто встречается явление, когда при проверке собственного текста человек не замечает допущенных ошибок, хотя теоретически знает правильный вариант написания. Это связано с нарушением механизмов самоконтроля при письменной речи.

Типичные ошибки при дизорфографии

Специалисты выделяют несколько категорий ошибок, наиболее характерных для данного нарушения. В первую очередь это трудности с усвоением словарных слов - тех, написание которых не подчиняется четким правилам и требует запоминания. Люди с дизорфографией могут многократно ошибаться в написании одних и тех же словарных слов, несмотря на их частотность.

Другой распространенный тип ошибок связан с применением морфологического принципа письма. Наблюдаются трудности в подборе проверочных слов, неумение переносить орфограммы из одной словоформы в другую. Например, вместо "вода - воды" может использоваться неверная ассоциация "вода - водный", приводящая к ошибке.

  • Ошибки в безударных гласных, не проверяемых ударением
  • Нарушения в написании согласных в слабых позициях
  • Трудности с разделительными знаками (ъ, ь)
  • Пропуски и замены букв в сложных по структуре словах
  • Неверное употребление заглавных букв

Сопутствующие трудности

Помимо собственно орфографических проблем, у людей с дизорфографией часто наблюдаются сопутствующие сложности. Многие испытывают выраженные затруднения при необходимости быстро переключиться с одной орфограммы на другую. Например, после написания слов с проверяемыми безударными гласными сразу перейти к словам с непроверяемыми написаниями.

Еще одной особенностью является медленный темп письменной работы. Это связано не с моторными трудностями, а с необходимостью постоянно контролировать каждый шаг при выборе написания. Такой интенсивный самоконтроль приводит к быстрой утомляемости и снижению продуктивности при выполнении письменных заданий.

Важно отметить, что проявления дизорфографии могут меняться с возрастом. У младших школьников чаще наблюдаются смешанные ошибки, тогда как у подростков и взрослых нарушение приобретает более избирательный характер. Однако без специальной коррекционной работы проблема не исчезает самостоятельно, а лишь трансформируется, принимая менее заметные, но все же мешающие формы.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы логопедам

Все консультации логопедов


Как справиться с задержкой речевого развития?

Здравствуйте. У моего ребёнка диагностировали задержку речевого...

Что делать, если ребёнок заикается?

Добрый день. У моего ребёнка появились признаки заикания. Как это...

Можно ли исправить дислексию у школьника?

Добрый день. У моего ребёнка трудности с чтением и письмом....

Логопеды

Все логопеды


Логопед

Московский педагогический государственный университет

Стаж работы: 17 л.

Логопед

Уральский государственный педагогический университет

Стаж работы: 31 л.

Логопед

Иркутский Государственный педагогический институт

Стаж работы: 53 л.