Отличия дизорфографии от других нарушений письма




Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Автор:

Сергеева Виктория Николаевна

Врач, медицинский редактор

18.06.2025
Время чтения:

Главное отличие дизорфографии от других нарушений письменной речи заключается в специфике проявляющихся трудностей. Если дисграфия характеризуется проблемами технического характера (нарушение почерка, слитное написание слов, зеркальное письмо), то дизорфография проявляется исключительно на уровне орфографических навыков. Ребенок с дисграфией может знать правила, но испытывать трудности с их реализацией из-за моторных или пространственных нарушений, тогда как при дизорфографии страдает именно усвоение и применение орфографических норм.

В отличие от дислексии, которая проявляется в чтении, дизорфография затрагивает только письменную речь. При этом важно понимать, что эти нарушения могут сочетаться - по статистике, около 30% детей с дислексией имеют сопутствующие проявления дизорфографии. Однако они представляют собой разные аспекты языковых трудностей и требуют различных подходов к коррекции.

Ключевые дифференциальные признаки

Для точного разграничения нарушений специалисты используют несколько диагностических критериев. При дизорфографии сохраняется нормальная скорость письма и отсутствуют выраженные проблемы с графическим оформлением текста, что принципиально отличает ее от дисграфии. Ошибки носят исключительно орфографический характер и проявляются именно в тех случаях, когда требуется применение правил или запоминание словарных слов.

Еще одним важным отличием является способность к самокоррекции. Дети с дисграфией часто замечают свои ошибки при перечитывании, но не могут их исправить из-за моторных трудностей. При дизорфографии же человек может не видеть ошибок вовсе, даже когда ему указывают на конкретное неверно написанное слово. Это связано с особенностями формирования орфографического чутья.

Критерий Дизорфография Дисграфия Дислексия
Основная сфера нарушений Орфографические правила Техника письма Техника чтения
Характер ошибок Системные орфографические Графические, пространственные Замены, пропуски букв при чтении
Скорость письма/чтения Нормальная Замедленная Замедленная (при чтении)
Эффект от зрительного подкрепления Минимальный Значительный Значительный

Нейропсихологические различия

С точки зрения нейропсихологии эти нарушения имеют разные механизмы. Дизорфография связана преимущественно с трудностями усвоения языковых закономерностей и автоматизации орфографических навыков, тогда как дисграфия часто обусловлена нарушениями зрительно-моторной координации или пространственного восприятия. Это объясняет, почему при дизорфографии могут полностью отсутствовать проблемы с каллиграфией или расположением текста на странице.

Интересно, что при дизорфографии обычно сохранен фонематический слух - способность различать звуки речи, что является ключевым отличием от некоторых форм дисграфии. Однако имеются специфические трудности с переводом фонем в графемы в соответствии с орфографическими нормами. Именно поэтому традиционные методы коррекции дисграфии часто оказываются неэффективными при работе с дизорфографией.

Понимание этих различий крайне важно для выбора правильной стратегии помощи. Если при дисграфии упор делается на развитие моторных навыков и пространственных представлений, то коррекция дизорфографии требует принципиально иного подхода, направленного на формирование орфографических обобщений и развитие языкового чутья. Смешение этих понятий может привести к неэффективной коррекционной работе и усугублению проблем с письменной речью.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы логопедам

Все консультации логопедов


Как исправить неправильное произношение звуков?

Здравствуйте. Мой ребёнок не выговаривает некоторые звуки,...

Как помочь ребёнку начать говорить?

Здравствуйте. Моему ребёнку 3 года, и он говорит очень мало слов....

Можно ли исправить дислексию у школьника?

Добрый день. У моего ребёнка трудности с чтением и письмом....

Логопеды

Все логопеды


Логопед

Иркутский Государственный педагогический институт

Стаж работы: 53 л.

Логопед

Московский ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени государственный педагогический институт имени Ленина.

Стаж работы: 40 л.

Логопед, Психолог

МАГУ

Стаж работы: 35 л.