Нарушения речи у взрослых пациентов: виды и причины их возникновения
Нарушения речи у взрослых могут проявляться по-разному и быть вызваны множеством причин, чаще всего связанных с поражением центральной нервной системы. Они значительно затрудняют повседневное общение, влияют на социальную активность и могут привести к изоляции. Логопеды работают с такими состояниями, как афазия, дизартрия и дисфония, помогая восстановить или компенсировать утраченные речевые функции. Наиболее распространенные виды нарушений речи включают:- Афазия: это приобретенное расстройство речи, возникающее после поражения речевых зон головного мозга, чаще всего после инсульта или черепно-мозговой травмы. При афазии нарушаются все виды речевой деятельности: понимание речи, произнесение слов, чтение и письмо. Степень и характер проявлений зависят от локализации и объема повреждения.
- Дизартрия: данное нарушение связано с ослаблением или параличом мышц, участвующих в артикуляции, дыхании и голосообразовании. Причинами дизартрии могут быть инсульты, травмы головного мозга, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз и другие неврологические заболевания. Речь при дизартрии становится нечеткой, смазанной, замедленной, голос может быть слабым или монотонным.
- Дисфония: это расстройство голоса, которое проявляется изменением его тембра, силы или высоты. Дисфония может возникать из-за повреждения голосовых связок, гортани или нервов, их иннервирующих, в том числе при инсульте, опухолях или после хирургических вмешательств. Голос может стать сиплым, хриплым, слабым или вовсе отсутствовать.
Что такое дисфагия (нарушение глотания) и каковы её риски
Дисфагия, или нарушение глотания, является серьезным состоянием, при котором процесс приема пищи и жидкости становится затрудненным или небезопасным. Это расстройство может быть результатом различных неврологических заболеваний, травм или структурных изменений в области глотки и пищевода. Логопеды играют ключевую роль в диагностике и коррекции дисфагии, предотвращая серьезные осложнения. Дисфагия может проявляться на разных этапах глотания:- Орофарингеальная дисфагия: связана с проблемами на этапе ротовой полости и глотки, когда пища или жидкость не могут быть эффективно перемещены изо рта в пищевод. Это наиболее частый тип дисфагии, с которым работают логопеды.
- Пищеводная дисфагия: возникает из-за нарушений в пищеводе, например, при сужении или нарушении его моторики. Чаще всего такими случаями занимаются гастроэнтерологи.
- Острые нарушения мозгового кровообращения (инсульты).
- Черепно-мозговые травмы.
- Невродегенеративные заболевания (болезнь Паркинсона, боковой амиотрофический склероз, рассеянный склероз).
- Опухоли головы и шеи, а также последствия их лечения (хирургия, лучевая терапия).
- Миастения, полимиозит.
- Аспирация: попадание пищи, жидкости или слюны в дыхательные пути, что может привести к аспирационной пневмонии — опасному для жизни осложнению. Многие пациенты, у которых возникают поперхивания при глотании, боятся есть, что приводит к следующим проблемам.
- Дегидратация и недостаточное питание: пациенты с дисфагией часто ограничивают прием пищи и жидкости из-за страха поперхнуться, что ведет к обезвоживанию и потере веса.
- Социальная изоляция: трудности с приемом пищи могут заставить пациента избегать социальных мероприятий, связанных с едой.
Роль логопеда в диагностике и реабилитации нарушений речи и глотания
Логопед, специализирующийся на работе со взрослыми пациентами, играет центральную роль в комплексной реабилитации после неврологических заболеваний, травм или при прогрессирующих состояниях, вызывающих нарушения речи и глотания. Его компетенция охватывает детальную диагностику и разработку индивидуализированных программ терапии, направленных на максимальное восстановление функций. Этапы работы логопеда-афазиолога включают:- Первичный осмотр и сбор анамнеза: Специалист тщательно изучает историю болезни пациента, выясняет характер и продолжительность нарушений речи и глотания, наличие сопутствующих заболеваний и принимаемых медикаментов. Проводится визуальная оценка состояния органов артикуляции и глотания.
- Функциональные пробы для оценки глотания: Логопед проводит специальные тесты с использованием воды, загущенных жидкостей и различных консистенций пищи, чтобы определить степень безопасности глотания, выявить признаки аспирации и подобрать оптимальные стратегии для безопасного питания.
- Оценка речевых функций: Оцениваются понимание речи (как устной, так и письменной), способность к устному выражению (спонтанная речь, называние предметов, повторение), чтение и письмо. Для этого используются стандартизированные методики и шкалы.
- Использование инструментальных методов диагностики: В некоторых случаях для более точной оценки глотания применяются инструментальные методы, такие как видеофлюороскопия (рентгенологическое исследование с контрастом) или фиброоптическая эндоскопическая оценка глотания (ФЭГ). Логопед участвует в интерпретации результатов этих исследований и использует их для корректировки плана терапии.
- Постановка индивидуальных целей реабилитации: На основе полученных данных логопед совместно с пациентом и его близкими формулирует реалистичные и измеримые цели терапии, которые могут включать улучшение понимания речи, расширение словарного запаса, повышение четкости артикуляции, безопасное глотание определенных продуктов или использование альтернативных методов коммуникации.
Как логопед помогает при нарушениях речи: методы работы
Логопедическая помощь при нарушениях речи у взрослых – это комплексный процесс, который адаптируется под индивидуальные особенности и потребности каждого пациента. Методы работы направлены на восстановление утраченных функций, развитие компенсаторных стратегий и улучшение общего качества коммуникации. Многие пациенты беспокоятся, что занятия будут болезненными или чрезмерно утомительными, однако логопед всегда подбирает комфортный и эффективный темп, адаптируя упражнения. Основные направления и методы работы включают:- Восстановление понимания речи:
- Работа с простыми инструкциями, постепенно усложняя их.
- Использование визуальной поддержки (картинки, жесты) для подкрепления значений слов.
- Упражнения на соотнесение слов и предметов, картинок, действий.
- Развитие слухового внимания и памяти.
- Восстановление собственной речи и произношения:
- Артикуляционная гимнастика: Комплекс упражнений для укрепления мышц языка, губ, щек, нижней челюсти. Например, упражнения на вытягивание губ в трубочку, чередование широкого и узкого положения языка. Это помогает улучшить подвижность артикуляционного аппарата и произношение звуков.
- Дыхательные упражнения: Работа над глубоким и ровным дыханием, что является основой для плавности и силы голоса, а также для правильного произношения фраз.
- Работа над звукопроизношением: Поэтапное восстановление звуков, начиная с изолированных, затем в слогах, словах и фразах. Используются различные приемы постановки звуков.
- Расширение словарного запаса и формирование фраз: Стимуляция речи через называние предметов, описание картинок, пересказ текстов.
- Развитие коммуникативных навыков:
- Обучение использованию жестов, мимики, интонации для улучшения передачи смысла.
- Практика участия в диалогах, ролевые игры для моделирования повседневных ситуаций.
- Применение альтернативных и дополнительных методов коммуникации (АДК):
- Для пациентов с тяжелыми нарушениями речи, которые не могут восстановить устную речь, логопед может обучить использованию специальных досок для общения, планшетов с программами для синтеза речи, карточек с изображениями или письмом.
Помощь логопеда при дисфагии (нарушении глотания): стратегии и упражнения
Логопедическая помощь при дисфагии имеет жизненно важное значение для обеспечения безопасности и адекватности питания пациента. Специалист разрабатывает индивидуальный план, который включает изменение консистенции пищи, обучение безопасным техникам глотания и выполнение упражнений для укрепления мышц. Часто семьи пациентов испытывают тревогу по поводу того, как безопасно кормить близкого человека дома. Логопед обязательно предоставляет подробные рекомендации и обучает всем необходимым стратегиям. Основные стратегии и упражнения, используемые логопедом:| Методы работы | Описание и цель |
|---|---|
| Модификация консистенции пищи и жидкостей | Это ключевой метод, направленный на уменьшение риска аспирации. Логопед определяет оптимальную консистенцию пищи (пюреобразная, мелкорубленая) и жидкости (загущенные до нектара, меда или пудинга), чтобы глотание было безопасным и эффективным. Цель — избежать попадания частиц в дыхательные пути. |
| Компенсаторные позы и маневры | Пациентов обучают специальным положениям головы и тела, а также техникам глотания, которые помогают защитить дыхательные пути. Например:
|
| Укрепляющие упражнения для мышц ротовой полости и глотки | Целью таких упражнений является повышение силы и координации мышц, участвующих в процессе глотания:
|
| Сенсорная стимуляция | Использование различных стимулов (холод, кислый вкус) для повышения чувствительности и скорости реакции глотательного рефлекса. |
| Обучение безопасному приему пищи | Логопед дает рекомендации по темпу еды, размеру порций, необходимости избегать отвлекающих факторов во время приема пищи. Обучает правильной гигиене полости рта. |
Роль семьи и ухаживающих лиц в процессе реабилитации
Поддержка и активное участие семьи или ухаживающих лиц являются одними из самых важных факторов успеха в реабилитации пациентов с нарушениями речи и глотания. Близкие люди не только оказывают эмоциональную поддержку, но и становятся полноправными участниками терапевтического процесса, помогая закреплять полученные навыки и обеспечивать безопасную среду. Опасения по поводу того, что пациент может отказаться от занятий или приёма пищи, часто возникают. В таких ситуациях логопед поможет разработать стратегии мотивации и объяснит, как мягко, но настойчиво поддерживать необходимые режимы. Ключевые аспекты участия семьи:- Создание стимулирующей среды: Организация домашнего пространства таким образом, чтобы оно способствовало общению и самостоятельности пациента. Это может включать доступность предметов для коммуникации, минимизацию фонового шума во время общения.
- Помощь в закреплении упражнений: Логопед обучает членов семьи простым, но эффективным упражнениям, которые пациент может выполнять дома ежедневно. Регулярность повторения этих упражнений значительно улучшает результаты терапии.
- Обучение техникам безопасного кормления: Близкие должны быть проинструктированы о правильной позе для приема пищи, модификации консистенции еды и жидкости, скорости подачи пищи, а также о признаках аспирации и действиях в случае поперхивания. Это снижает тревогу и обеспечивает безопасность пациента.
- Поддержка коммуникации: Если у пациента выраженные нарушения речи, семья может помочь, используя альтернативные методы коммуникации, обученные логопедом (например, карточки, жесты), создавая благоприятную атмосферу для общения, проявляя терпение и не торопя пациента.
- Мотивация и поощрение: Положительное подкрепление и признание даже небольших успехов очень важны для поддержания мотивации пациента к продолжению терапии. Важно помнить, что восстановление может быть длительным процессом.
- Регулярное взаимодействие с логопедом: Своевременное информирование специалиста об изменениях в состоянии пациента, успехах или трудностях помогает корректировать план терапии.
Когда ждать улучшений и чего ожидать от логопедической помощи
Процесс восстановления после нарушений речи и глотания является уникальным для каждого пациента и зависит от множества факторов, включая характер и тяжесть основного заболевания, возраст, общее состояние здоровья и регулярность занятий. Важно иметь реалистичные ожидания и понимать, что логопедическая помощь направлена не только на полное восстановление, но и на максимальную адаптацию и улучшение качества жизни. Чего ожидать от логопедической помощи:- Индивидуальный характер восстановления: Некоторые пациенты могут полностью восстановить утраченные функции, другие – значительно улучшить их, а третьи – научиться эффективно использовать компенсаторные стратегии. Логопед поможет определить реалистичные цели для каждого конкретного случая.
- Постепенное улучшение: Изменения редко происходят мгновенно. Улучшения могут быть заметны постепенно, иногда даже через длительное время после начала терапии. Важно не терять надежду и продолжать заниматься.
- Улучшение безопасности глотания: Даже если полное восстановление нормального глотания невозможно, логопед научит пациента и его близких безопасным техникам приема пищи и жидкости, что значительно снизит риск аспирации и связанных с ней осложнений.
- Расширение коммуникативных возможностей: Даже при наличии стойких речевых нарушений, логопед поможет найти наиболее эффективные способы общения – будь то улучшение произношения, использование жестов, письменной речи или применение вспомогательных средств коммуникации.
- Повышение качества жизни: Основная цель логопедической реабилитации – дать пациенту возможность вновь наслаждаться едой, общаться с близкими и участвовать в социальной жизни с большей уверенностью и безопасностью.
Список литературы
- Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с различными формами афазии. — М.: АСТ: Астрель, 2000. — 400 с.
- Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. Учебное пособие для студентов вузов. — М.: АСТ: Астрель, 2006. — 319 с.
- Орлова О.С. Дисфагия: диагностика, лечение, реабилитация. Руководство для врачей. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 208 с.
- Национальные клинические рекомендации по ведению пациентов с ишемическим инсультом и транзиторными ишемическими атаками. — М.: НЦ неврологии РАМН, 2017. (Разделы, посвященные ранней реабилитации, логопедической помощи).
- Константинов В.А. Логопедия: учебник для вузов. — 5-е изд. — М.: Владос, 2012. — 703 с.
- American Speech-Language-Hearing Association (ASHA). Клинические практические руководства по дисфагии и афазии. (Общие принципы и подходы к реабилитации, используемые международным сообществом специалистов).
- Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). — Всемирная организация здравоохранения. (Используется для оценки и планирования реабилитационных мероприятий).
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы неврологам
Болит нога.
Болит и тянет нога передняяи боковая часть от голеностопа и до...
Косвенный МР-признак внутричерепной гипертензии гипертензии
Дд, пару дней назад, после напряжения, появилась сильна головная...
Боль в голове
Здравствуйте, беспокоит ноющая тыкающая боль в голове в правом...
Врачи неврологи
Невролог, Детский хирург
Дальневосточный государственный медицинский университет
Стаж работы: 62 л.
Невролог
Красноярский Государственный Медицинский Университет
Стаж работы: 12 л.
Невролог, Терапевт
НижГМА
Стаж работы: 8 л.
