Трудности с чтением при афазии, известные в медицине как алексия, представляют собой серьезное последствие повреждения головного мозга, например, после инсульта или черепно-мозговой травмы. Это состояние — не проблема со зрением и не признак снижения интеллекта, а специфическое нарушение, при котором мозг теряет способность распознавать буквы, складывать их в слова и понимать смысл прочитанного текста. Человек видит буквы и строки, но они не складываются для него в осмысленную информацию. Важно понимать, что при целенаправленной и систематической работе под руководством специалистов возможно частичное или даже полное восстановление этого утраченного навыка.
Что такое алексия и почему она возникает при афазии
Алексия — это приобретенное расстройство чтения, возникающее вследствие органического поражения коры головного мозга. Она является одним из симптомов более общего состояния, афазии, которое представляет собой системное нарушение уже сформировавшейся речи. Мозг человека имеет специализированные зоны, отвечающие за обработку письменной речи. Когда эти участки в левом полушарии (у правшей) повреждаются, связь между зрительным образом буквы или слова и его звуковым и смысловым значением нарушается. Это можно сравнить с ситуацией, когда на экране компьютера отображается файл, но программа для его открытия повреждена — информация есть, но доступ к ней невозможен. Причиной такого повреждения чаще всего выступают инсульт, травма головы, опухоль или нейроинфекция. Принципиальное отличие алексии от дислексии заключается в том, что алексия — это утрата уже имевшегося навыка, в то время как дислексия — это трудность в овладении чтением в процессе развития.
Основные виды нарушений чтения (алексии)
В зависимости от того, какой именно механизм чтения пострадал, специалисты выделяют несколько форм алексии. Понимание конкретного вида нарушения крайне важно для построения эффективной программы реабилитации, так как методы коррекции будут отличаться. Ниже представлена таблица с основными видами алексии и их характерными проявлениями.
| Вид алексии | Ключевые проявления | Пример нарушения |
|---|---|---|
| Литеральная (буквенная) алексия | Пациент не может распознать и назвать отдельные буквы. Он видит графический знак, но не может соотнести его с нужным звуком. Буквы кажутся ему незнакомыми рисунками. | Человек смотрит на букву «К» и не может сказать, что это за буква. Он может путать ее с похожими по написанию буквами, например, «Х» или «Ж». |
| Вербальная (словесная) алексия | Способность называть отдельные буквы сохранена, но пациент не может слить их в единое слово и понять его значение. Чтение становится «побуквенным», медленным и часто безуспешным. | Человек читает слово «СТОЛ» по буквам: «С... Т... О... Л...», но не может соединить их в целое слово и понять, о каком предмете идет речь. Часто возникает «угадывающее чтение». |
| Алексия с аграфией | Нарушение чтения сочетается с нарушением письма (аграфией). Это происходит при поражении теменно-затылочной области и указывает на распад связи между зрительным образом слова и его написанием. | Пациент не только не может прочитать слово «ДОМ», но и не может его написать по памяти или под диктовку. |
| Алексия без аграфии (чистая алексия) | Редкая форма, при которой пациент не может читать, но сохраняет способность писать (спонтанно или под диктовку). При этом он не может прочитать то, что только что сам написал. | Человек может написать предложение «Сегодня хорошая погода», но если попросить его прочитать написанное, он не сможет этого сделать. |
Принципы и методы коррекции алексии
Восстановление навыка чтения — это длительный и трудоемкий процесс, требующий активного участия как самого пациента, так и его близких под руководством логопеда-афазиолога или нейропсихолога. Основа успеха лежит в регулярности, последовательности и положительном подкреплении даже самых маленьких достижений. Процесс коррекции алексии всегда строится на принципе «от простого к сложному» и включает в себя несколько ключевых направлений работы.
- Восстановление звуко-буквенного анализа. Это самый первый и фундаментальный этап, особенно при литеральной алексии. Пациент заново учится узнавать буквы и соотносить их с соответствующими звуками. Для этого используются разрезная азбука, кубики с буквами, лепка букв из пластилина. Важно задействовать как можно больше анализаторов: зрение, слух, осязание.
- Формирование глобального чтения. На этом этапе пациент учится воспринимать слово как единое целое, а не как набор отдельных букв. Используются карточки со словами, подкрепленные изображениями предметов. Это помогает восстановить прямую связь между написанным словом и его значением, минуя этап побуквенного прочтения.
- Развитие понимания прочитанного. Декодирование букв и слов бессмысленно без понимания их значения. Работа начинается с чтения коротких предложений и выполнения простых инструкций («Возьми чашку»). Постепенно задания усложняются: чтение коротких текстов с последующими ответами на вопросы по содержанию, пересказ.
- Работа над технической стороной чтения. По мере восстановления основных механизмов начинается работа над скоростью, плавностью и выразительностью чтения. Используются такие приемы, как чтение вслух вместе со специалистом, чтение с использованием закладки или пальца для отслеживания строки, что помогает преодолеть пропуски и повторы.
Практические упражнения для занятий с помощью близких
Поддержка семьи играет огромную роль в реабилитации. Простые ежедневные упражнения, выполняемые в спокойной и доброжелательной обстановке, могут значительно ускорить процесс восстановления. Вот несколько примеров заданий, которые можно выполнять дома.
- Игры с буквами. Используйте магнитные буквы, карточки или кубики. Просите назвать показанную букву, найти нужную букву среди нескольких других, составить букву из палочек или слепить из пластилина.
- Составление слов из слогов. Напишите на отдельных карточках простые слоги (МА, ПА, КО, РО, ВА, ДА) и просите составить из них слова (МА-МА, ПА-ПА, КО-РО-ВА).
- Подбор подписей к картинкам. Подготовьте набор картинок с изображением простых предметов (стол, стул, дом, кот) и карточки с их названиями. Задача пациента — подобрать правильную подпись к каждой картинке.
- Чтение бытовых инструкций. Вовлекайте человека в повседневные дела через чтение. Напишите на листке простую инструкцию: «Включи свет» или «Дай соль». Это не только тренирует чтение, но и показывает его практическую значимость.
- Завершение предложений. Начните простое предложение и попросите закончить его, выбрав правильное слово из двух-трех предложенных. Например: «На улице идет…» (дождь / стол).
Роль специалиста и семьи в процессе восстановления
Успешная коррекция алексии — это всегда командная работа. Ведущую роль в этом процессе играет логопед-афазиолог или нейропсихолог. Специалист проводит диагностику, определяет точный вид и степень нарушения чтения, составляет индивидуальную программу реабилитации и отслеживает динамику. Именно он подбирает адекватные методы и упражнения, которые будут эффективны для конкретного пациента, и обучает родственников правильным способам помощи.
Роль семьи не менее важна. Близкие люди создают необходимую мотивационную и эмоциональную среду. Их задача — проявлять терпение, не торопить, не исправлять ошибки в резкой форме и радоваться каждому, даже самому незначительному успеху. Важно понимать, что утомляемость у человека с афазией наступает очень быстро, поэтому занятия должны быть короткими (15–20 минут), но регулярными. Поддержка, вера в успех и создание спокойной, доброжелательной атмосферы — это тот фундамент, на котором специалист строит свою коррекционную работу.
Прогноз восстановления навыка чтения
Вопрос «Смогу ли я снова читать?» — один из самых главных для человека, столкнувшегося с алексией. Прогноз восстановления зависит от множества факторов: обширности и локализации поражения мозга, возраста пациента, его общего состояния здоровья, наличия сопутствующих нарушений (например, проблем с памятью или вниманием). Однако одним из решающих факторов является своевременность начала и регулярность реабилитационных занятий. Чем раньше начата работа, тем больше шансов на успех.
Важно настроиться на длительную работу. Восстановление может занять месяцы, а иногда и годы. Полное возвращение к прежнему уровню чтения возможно не всегда, особенно при тяжелых поражениях. Однако даже частичное восстановление навыка — это огромная победа, которая позволяет человеку вернуть часть своей независимости: читать вывески, сообщения от близких, короткие новостные заметки. Главное — не опускать руки, систематически заниматься и верить в возможность улучшения, ведь пластичность мозга позволяет компенсировать утраченные функции даже в зрелом возрасте.
Список литературы
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Академический Проект, 2000. — 512 с.
- Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
- Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. — М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. — 383 с.
- Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. В 2-х томах. — М.: Ассоциация дефектологов, В. Секачев, 2000.
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы неврологам
Косвенный МР-признак внутричерепной гипертензии гипертензии
Дд, пару дней назад, после напряжения, появилась сильна головная...
онемение пальцев рук, жгучая мышечная боль в предплечье
Здравствуйте. После физической нагрузки (уборка урожая) в...
Парализовало руку
не работает рука от локтя до кисти
Врачи неврологи
Невролог, Детский хирург
Дальневосточный государственный медицинский университет
Стаж работы: 59 л.
Невролог, Детский хирург
Тернопольский медицинский институт
Стаж работы: 46 л.
Невролог, Детский невролог
Новосибирский государственный медицинский университет
Стаж работы: 60 л.
