Психологическая травма в детстве как основная причина диссоциаций




Долгинова Анна Григорьевна

Автор:

Долгинова Анна Григорьевна

Психиатр, Психолог

22.12.2025
6 мин.

Психологическая травма, пережитая в детстве, является глубоко разрушительным опытом, способным оставить неизгладимый след на развитии психики. Одним из наиболее серьезных последствий такого опыта может стать развитие диссоциативного расстройства идентичности (ДИР) и других форм диссоциаций. Эти механизмы, по своей сути, являются защитными реакциями психики ребенка на невыносимые условия, когда бегство или борьба невозможны. Понимание этой связи критически важно для того, чтобы помочь тем, кто страдает от последствий детских травм, и проложить путь к исцелению и обретению целостности.

Что такое диссоциация и как она связана с травмой?

Диссоциация – это защитный механизм психики, который позволяет человеку "отключиться" от травматического опыта или непереносимой реальности. Этот процесс характеризуется отщеплением или фрагментацией мыслей, чувств, памяти, восприятия, идентичности или сознания. В моменты крайней опасности или боли, особенно в детстве, диссоциация помогает ребенку выжить, отделяя его сознание от происходящего ужаса. Вместо того чтобы полностью поглотиться травмой, ребенок как бы "уходит" из своего тела или наблюдает за событиями со стороны.

Когда речь идет о диссоциативном расстройстве идентичности, или ДИР, мы говорим о наиболее тяжелой форме диссоциации. В этом случае происходит формирование нескольких отличающихся состояний личности, или "альтер-личностей", которые могут иметь свои имена, возраст, воспоминания и модели поведения. Каждая из этих личностей может быть носителем определенных травматических воспоминаний, эмоций или ролей, которые были необходимы для выживания в условиях хронической травматизации.

Связь между детской психологической травмой и диссоциативным расстройством идентичности носит причинно-следственный характер. Психика ребенка, сталкиваясь с повторяющимися и невыносимыми переживаниями (например, жестоким обращением, насилием, сильным пренебрежением), которые невозможно ни понять, ни изменить, "расщепляется", чтобы справиться с этим. Такое расщепление не позволяет одной единой личности интегрировать весь ужас происходящего, распределяя его между различными частями самосознания.

Виды детских психологических травм, приводящих к диссоциациям

Не любая травма приводит к формированию диссоциативного расстройства идентичности или других тяжелых диссоциативных состояний. Определенные виды травматических переживаний, особенно те, что носят хронический, повторяющийся и межличностный характер, значительно повышают риск развития диссоциаций. Критически важными являются следующие сценарии:

  • Физическое и эмоциональное насилие: Систематическое избиение, унижение, угрозы, запугивание, а также психологическое манипулирование, подрывающее самооценку и чувство реальности, создают постоянное ощущение опасности и беспомощности. Ребенок постоянно находится в состоянии "бойся или беги", но не имеет возможности ни убежать, ни дать отпор.
  • Сексуальное насилие: Это один из наиболее травматичных опытов, который глубоко подрывает чувство безопасности, доверия и целостности личности. Насилие, особенно со стороны тех, кто должен был защищать, приводит к глубокому внутреннему конфликту и отщеплению.
  • Хроническое пренебрежение (неглект): Отсутствие базового ухода, эмоциональной поддержки, внимания и защиты со стороны родителей или опекунов. Ребенок испытывает постоянное чувство заброшенности, ненужности, что также является формой травмы развития.
  • Свидетельство насилия: Наблюдение за жестокостью в отношении других близких людей, особенно родителей или братьев/сестер, может быть столь же травматичным, как и непосредственное переживание насилия. Это разрушает чувство безопасности в мире и в отношениях.
  • Ранняя потеря или разлука с значимым взрослым: Особенно если это происходит внезапно, без адекватной поддержки и объяснений, и сопровождается переживанием беспомощности и оставленности.
  • Тяжелые или хронические медицинские процедуры в детстве: Многократные болезненные вмешательства без достаточного обезболивания или психологической поддержки могут стать источником травмы, если ребенок ощущает себя полностью беспомощным и его тело подвергается неконтролируемым воздействиям.

Важным фактором является то, что эти травмы часто происходят в раннем возрасте, когда психика ребенка еще недостаточно зрелая для обработки таких сложных и интенсивных переживаний, а также когда ребенок полностью зависит от своих обидчиков или пренебрегающих им взрослых.

Как детская психотравма влияет на формирование личности и развитие диссоциативного расстройства идентичности?

Психика ребенка находится в активном процессе формирования. В норме ребенок учится интегрировать различные аспекты своего опыта – эмоции, мысли, ощущения, воспоминания – в единое, целостное чувство "я". Однако, когда ребенок сталкивается с хронической или острой травмой, этот процесс нарушается. Вместо интеграции происходит расщепление.

Механизм развития диссоциативного расстройства идентичности можно представить следующим образом:

  1. Невозможность интеграции травматического опыта: Травма настолько ошеломляет, что мозг ребенка не может обработать и интегрировать ее в общую картину мира и себя. Ребенок не имеет ресурсов для понимания, осмысления или совладания с происходящим.
  2. Создание "отдельных состояний сознания": Чтобы выжить и продолжить функционировать, психика создает различные "части" или "состояния сознания". Эти части могут брать на себя разные роли: одна часть может быть "нормальной" повседневной личностью, которая ходит в школу и общается, другая может хранить в себе травматические воспоминания и чувства, третья – быть агрессивной и защищать, а четвертая – беспомощной и детской.
  3. Амнезия между состояниями: Часто между этими состояниями личности, или "альтер-личностями", существует амнезия, то есть одна часть не помнит, что происходило с другой. Это позволяет "нормальной" части личности функционировать, не будучи перегруженной травматическими воспоминаниями.
  4. Нарушение развития самосознания: Вместо единой, связной идентичности формируется фрагментированная структура, где различные аспекты "я" не интегрированы. Это ведет к трудностям с самовосприятием, эмоциональной регуляцией и формированием здоровых межличностных отношений во взрослой жизни.

По сути, диссоциативное расстройство идентичности – это крайний, но гениальный способ выживания психики в условиях, когда ребенок не мог ни бороться, ни убежать, и его мир был полон опасности.

Нужен очный осмотр?

Найдите лучшего психиатра в вашем городе по рейтингу и отзывам.

Партнер сервиса: СберЗдоровье
Реальные отзывы Актуальные цены

Почему диссоциативное расстройство идентичности развивается не у каждого травмированного ребенка?

Это один из ключевых вопросов в изучении диссоциативных расстройств. Действительно, не все дети, пережившие травму, развивают диссоциативное расстройство идентичности или другие тяжелые формы диссоциации. Это указывает на сложную взаимосвязь факторов риска и защитных факторов.

Факторы риска, способствующие развитию диссоциации

  • Характер травмы: Длительная, повторяющаяся, инвазивная травма, особенно межличностная (насилие со стороны опекуна), значительно повышает риск. Однократные, но очень интенсивные травмы также могут быть причиной, но хроническая травматизация более предрасполагает к ДИР.
  • Возраст ребенка: Чем младше ребенок на момент травматизации, тем более незрелыми являются его когнитивные и эмоциональные механизмы справления. Это делает его более уязвимым к диссоциативному расщеплению.
  • Отсутствие безопасной привязанности и поддерживающего взрослого: Если рядом с ребенком нет взрослого, который способен защитить, утешить и помочь осмыслить травматический опыт, ребенок остается один на один со своим ужасом, что повышает вероятность диссоциации как единственного способа выживания.
  • Генетическая и биологическая предрасположенность: Некоторые исследования предполагают, что существует индивидуальная предрасположенность к повышенной тревожности, чувствительности к стрессу или особенностям работы лимбической системы, которые могут делать некоторых детей более склонными к диссоциативным реакциям.
  • Другие психические расстройства у родителей: Наличие у родителей психических расстройств, зависимости или неспособность адекватно реагировать на потребности ребенка может создавать нестабильную и травмирующую среду.

Защитные факторы, снижающие риск диссоциации

  • Наличие поддерживающего и заботливого взрослого: Даже в условиях травмы, если у ребенка есть хотя бы один взрослый, который обеспечивает безопасность, любовь и понимание, это значительно снижает риск тяжелых диссоциаций. Этот взрослый помогает интегрировать опыт и восстановить чувство безопасности.
  • Внутренняя устойчивость (резильентность): Некоторые дети обладают врожденной способностью лучше адаптироваться к стрессу и справляться с трудностями.
  • Раннее вмешательство и терапия: Возможность получить психологическую помощь и проработать травму вскоре после ее возникновения может предотвратить хроническое диссоциативное расщепление.

Таким образом, развитие диссоциативного расстройства идентичности является результатом сложного взаимодействия между тяжестью травмы, возрастом ребенка, индивидуальной уязвимостью и качеством окружающей среды.

Последствия неразрешенной детской травмы и диссоциаций во взрослом возрасте

Неразрешенная психологическая травма, пережитая в детстве, и связанные с ней диссоциативные процессы могут иметь глубокие и долгосрочные последствия для взрослой жизни. Эти последствия затрагивают все сферы функционирования человека, влияя на его самоощущение, отношения и способность к полноценной жизни. Если диссоциативное расстройство идентичности не диагностируется и не лечится, оно может привести к значительному страданию и дисфункции.

Среди типичных проблем, с которыми сталкиваются взрослые, пережившие детскую травму и диссоциации, можно выделить:

  • Хронические проблемы с идентичностью: Ощущение фрагментации, непонимания "кто я", нестабильное самовосприятие, ощущение "чужеродности" своего тела или своих действий.
  • Трудности в межличностных отношениях: Проблемы с доверием, страх близости или, наоборот, склонность к созависимым и деструктивным отношениям. Повторение травматических паттернов в новых отношениях.
  • Эмоциональная дисрегуляция: Частые и интенсивные перепады настроения, вспышки гнева, хроническая тревога, панические атаки, депрессия, суицидальные мысли и попытки.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР): Флешбэки, ночные кошмары, избегание всего, что напоминает о травме, повышенная возбудимость и готовность к опасности. Комплексное ПТСР (КПТСР) часто встречается при хронической детской травматизации.
  • Самоповреждающее поведение: Попытки справиться с невыносимыми эмоциями или ощущением нереальности через причинение физической боли.
  • Расстройства пищевого поведения и зависимости: Использование еды, алкоголя, наркотиков или других веществ/поведений как способа справиться с внутренним дискомфортом и болью.
  • Соматические симптомы: Хронические боли, усталость, фибромиалгия и другие необъяснимые физические жалобы, не находящие объяснения в рамках соматической медицины.

Понимание этих последствий является первым шагом к поиску помощи. Признание того, что эти проблемы коренятся в детском опыте, не является оправданием, а служит отправной точкой для исцеления. Целью терапии диссоциативного расстройства идентичности и связанных с ним травматических состояний является интеграция фрагментированных частей личности и травматического опыта в единое, целостное "я".

Когда искать помощи: первые шаги к пониманию и исцелению

Понимание того, что психологическая травма в детстве может быть основной причиной диссоциаций и диссоциативного расстройства идентичности, является мощным шагом на пути к исцелению. Если вы обнаруживаете у себя или у близкого человека признаки, указывающие на возможную связь с детской травмой и диссоциативными состояниями, важно не откладывать обращение за профессиональной помощью. Следующие признаки могут служить поводом для консультации:

  • Ощущение "провалов" в памяти, когда вы не помните значимых периодов времени или событий.
  • Ощущение, что вы смотрите на себя со стороны, как на персонажа в фильме (деперсонализация).
  • Ощущение нереальности окружающего мира (дереализация).
  • Наличие "разных частей себя" или внутренних голосов, которые кажутся отдельными личностями.
  • Частые и необъяснимые смены настроения или поведения, когда вы чувствуете себя совершенно другим человеком.
  • Ощущение, что вы не можете контролировать свои действия или слова.
  • Наличие травматических воспоминаний, которые всплывают внезапно и кажутся очень реальными (флешбэки).
  • Хронические трудности в отношениях, чувство постоянного непонимания со стороны других или себя.
  • Самоповреждающее поведение или суицидальные мысли.

Если эти симптомы вызывают значительный дискомфорт или нарушают вашу повседневную жизнь, обращение к квалифицированному специалисту – психиатру, психотерапевту, специализирующемуся на работе с травмой, – является жизненно важным шагом. Важно понимать, что поиск помощи – это не признак слабости, а проявление силы и мужества. Специалист поможет провести всестороннюю диагностику, определить наличие диссоциативного расстройства или других состояний, связанных с травмой, и разработать индивидуальный план лечения. Процесс исцеления может быть долгим и сложным, но он абсолютно возможен и ведет к обретению целостности, контроля над своей жизнью и значительного улучшения качества жизни.

Список литературы

  1. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5), Пятое издание. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация; 2013.
  2. Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация болезней (МКБ-10), Десятый пересмотр. Женева: ВОЗ; 1994.
  3. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: учебник. М.: Медицинское информационное агентство; 2009.
  4. Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению психических и поведенческих расстройств (общие положения). Российское общество психиатров; 2021.

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы психиатрам

Все консультации психиатров


Здравствуйте. Нужна ваша помощь. Страдаю заболеванием би...



599 ₽

Здравствуйте. У подростка изза тревожности, неуверенности,...



Здравствуйте, я подозреваю у себя наличие РАС (синдрома...



Врачи психиатры

Все психиатры


Психиатр, Нарколог

Сибирский государственный медицинский университет

Стаж работы: 20 л.

Психиатр, Психолог

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова

Стаж работы: 8 л.

Психиатр

Волгоградский государственный медицинский университет

Стаж работы: 25 л.