Что такое диссоциативное расстройство идентичности и его основные проявления
Диссоциативное расстройство идентичности характеризуется наличием двух или более отдельных личностных состояний, которые периодически получают контроль над поведением человека. Каждое из этих состояний, часто называемых альтер-идентичностями или альтерами, обладает своими уникальными чертами: именем, возрастом, полом, манерой говорить, походкой, вкусами, а иногда даже физиологическими реакциями, такими как наличие аллергий или изменение остроты зрения. Эти изменения могут быть внезапными и неконтролируемыми, вызывая значительные нарушения в повседневной жизни, отношениях и профессиональной деятельности. Основные проявления диссоциативного расстройства идентичности включают:- Наличие нескольких личностных состояний: Ощущение, что в теле живут разные "я", которые могут быть очень разными по характеру и поведению. Человек может осознавать их существование или нет.
- Диссоциативная амнезия: Значительные провалы в памяти, которые не объясняются обычным забыванием. Это могут быть потери памяти о важных личных событиях, повседневных действиях, навыках или даже периодах времени.
- Диссоциативные фуги: Эпизоды, когда человек внезапно покидает привычное место, может путешествовать на большие расстояния и не помнит этого периода после возвращения в основное состояние.
- Деперсонализация и дереализация: Ощущение отстраненности от себя (деперсонализация) или от окружающего мира (дереализация), когда реальность кажется искаженной или нереальной.
- Выраженный дистресс и функциональные нарушения: Все эти симптомы приводят к значительным страданиям и проблемам в социальной, профессиональной и других важных сферах жизни.
Как формируются множественные личности (альтер-идентичности) при ДРИ
Формирование множественных личностей при диссоциативном расстройстве идентичности является сложным процессом, коренящимся в тяжелом, часто повторяющемся травматическом опыте в раннем детстве. Обычно это происходит в условиях систематического физического, эмоционального или сексуального насилия, когда ребенок не имеет возможности сбежать или защититься от угрозы. В такой ситуации психика ребенка развивает уникальный защитный механизм, который называется диссоциацией. Механизм формирования альтер-идентичностей можно объяснить следующим образом:- Непереносимая травма: Когда ребенок сталкивается с невыносимой болью или ужасом, от которых нет спасения, его психика "отключается" от происходящего. Это помогает выжить, изолируя травматический опыт от осознания.
- Разделение самости: Вместо того чтобы переживать травму как часть единого "я", психика создает отдельные "части", которые переживают этот опыт. Одна часть может быть "хранителем" травмы, другая – "защитником", третья – "ребенком", который не знает о случившемся.
- Формирование отдельных альтеров: Со временем эти разделенные части развиваются в полноценные альтер-идентичности, каждая со своими воспоминаниями, чувствами и реакциями. Они могут существовать параллельно или поочередно получать контроль.
- Адаптивная функция: Изначально этот механизм является высокоадаптивным, позволяя ребенку функционировать в условиях невыносимого стресса. Он позволяет одной части личности продолжать повседневную жизнь, в то время как другая часть "хранит" боль и травму.
Диссоциативная амнезия: причины и проявления провалов в памяти
Диссоциативная амнезия – это один из наиболее характерных и часто тревожных симптомов диссоциативного расстройства идентичности. Это не обычное забывание, а неспособность вспомнить важную личную информацию, которая обычно легко доступна. Причины диссоциативной амнезии тесно связаны с механизмом диссоциации и формированием альтер-идентичностей. Основные причины и проявления диссоциативной амнезии:| Причина | Проявление |
|---|---|
| Защитный механизм психики | Психика блокирует доступ к травматическим воспоминаниям или к целым периодам времени, когда активна другая личность, чтобы защитить основную личность от непереносимой боли или информации. |
| Разделение личностных состояний | Каждая альтер-идентичность может иметь свои собственные воспоминания, которые недоступны другим альтерам. Когда активна одна личность, она не помнит, что делала или говорила другая. |
| Психологический стресс | Обострение симптомов ДРИ, включая амнезию, часто происходит в периоды повышенного стресса, когда психика может снова прибегнуть к диссоциации. |
| Отсутствие целостной автобиографической памяти | При диссоциативном расстройстве идентичности отсутствует единая, непрерывная история жизни, поскольку разные фрагменты памяти "принадлежат" разным альтерам. |
- Локализованная амнезия: Невозможность вспомнить события, произошедшие в определенный период времени (например, несколько часов или дней).
- Селективная амнезия: Забывание только некоторых деталей события из определенного периода времени.
- Генерализованная амнезия: Редкий, но тяжелый вид амнезии, при котором человек забывает всю свою жизнь и идентичность.
- Систематизированная амнезия: Забывание определенной категории информации (например, все, что связано с конкретным человеком или событием).
Распознавание переключений между альтер-личностями: признаки и ощущения
Переключение между альтер-идентичностями – это ключевой аспект диссоциативного расстройства идентичности, который может быть как незаметным для окружающих, так и очень явным. Для самого человека это может быть внезапным и дезориентирующим опытом. Понимание признаков и ощущений, связанных с переключениями, помогает лучше осознать и начать управлять своим состоянием. Признаки, которые могут указывать на переключение личности:- Изменения в голосе и манере речи: Голос может стать выше или ниже, измениться тембр, скорость речи, используемый словарный запас или акцент.
- Изменения в поведении и манерах: Человек может внезапно начать вести себя как ребенок, проявлять несвойственную ему агрессию, застенчивость или, наоборот, раскрепощенность. Могут измениться походка, осанка, жестикуляция.
- Различные навыки и знания: Внезапное проявление навыков, которыми основная личность не владеет (например, знание иностранного языка, умение играть на музыкальном инструменте), или, наоборот, утрата привычных навыков.
- Физиологические изменения: Хотя это не прямое изменение личности, некоторые альтеры могут проявлять различные физиологические реакции, такие как изменение реакции на боль, наличие аллергий, или даже изменение остроты зрения.
- Провалы в памяти: Обнаружение, что "потеряно" время, или есть пробелы в воспоминаниях о недавних событиях.
- Ощущение "я не я" или "выхода из тела": Перед переключением или во время него могут возникать сильные ощущения деперсонализации или дереализации.
- Реакция окружающих: Близкие могут заметить значительные изменения в поведении, о которых сам человек не догадывается.
Переключение может ощущаться по-разному, но часто описывается как:
- Внезапное ощущение дезориентации или растерянности.
- Чувство "тумана" в голове, "пустоты" или "оглушенности".
- Ощущение, что тело "отделяется" или "не мое".
- Внезапная смена эмоций или мыслей, которые кажутся чужими.
- Ощущение "провала" или "щелчка" в сознании.
- Смена восприятия окружающего мира – цвета, звуки могут казаться другими.
Нужен очный осмотр?
Найдите лучшего психиатра в вашем городе по рейтингу и отзывам.
Отличие диссоциативного расстройства идентичности от других состояний
Люди, столкнувшиеся с диссоциативным расстройством идентичности, часто испытывают страх и замешательство, пытаясь понять, что с ними происходит. Нередко они или их близкие ошибочно принимают ДРИ за другие психические расстройства, такие как шизофрения или биполярное аффективное расстройство, что может привести к неправильному диагнозу и неэффективному лечению. Важно понимать ключевые отличия ДРИ от этих состояний. Сравнительная таблица отличий диссоциативного расстройства идентичности от других расстройств:| Признак | Диссоциативное расстройство идентичности (ДРИ) | Шизофрения | Биполярное аффективное расстройство |
|---|---|---|---|
| Природа "множественности" | Наличие различных, отдельных личностных состояний (альтеров) с собственными именами, воспоминаниями и чертами. Человек может чувствовать, что "в нем" живут разные люди. | Нарушение мышления, сопровождающееся бредом, галлюцинациями, дезорганизацией речи и поведения. Нет отдельных, сформированных личностей, а есть искаженное восприятие реальности. | Чередование периодов резко повышенного настроения (мании/гипомании) и сниженного настроения (депрессии). Нет множественности личностей, но есть радикальные смены аффекта. |
| Провалы в памяти | Характерны значительные провалы в памяти (диссоциативная амнезия) о событиях, действиях, навыках, которые не объясняются обычным забыванием. | Амнезия не является основным или характерным симптомом. Могут быть нарушения памяти, связанные с дезорганизацией мышления, но не диссоциативного характера. | Провалы в памяти могут быть связаны с эпизодами мании или депрессии, но не носят диссоциативного характера и не связаны с переключением между личностями. |
| Голоса | "Голоса" обычно воспринимаются как внутренний диалог между альтер-идентичностями или как голоса альтеров, обращающиеся к человеку. Они чаще воспринимаются как "части себя". | Голоса являются слуховыми галлюцинациями, воспринимаются как внешние, не принадлежащие самому себе. Часто комментирующие, приказывающие или обсуждающие человека. | Голоса не являются характерным симптомом. В тяжелых эпизодах психоза могут возникать галлюцинации, но они не являются основным проявлением. |
| Механизм возникновения | Связан с тяжелой травмой в детстве и диссоциацией как защитным механизмом. | Биологические, генетические факторы, нарушения нейрохимических процессов в мозге. | Биологические, генетические факторы, нарушения нейрохимических процессов в мозге. |
Стратегии совладания с множественными личностями и провалами в памяти
Жизнь с диссоциативным расстройством идентичности, включая сосуществование с множественными личностями и борьбу с провалами в памяти, может быть крайне сложной и изнурительной. Однако существуют стратегии совладания, которые могут помочь облегчить симптомы, улучшить функционирование и повысить качество жизни. Эти стратегии не заменяют профессиональное лечение, но могут стать ценным дополнением к нему.Для управления провалами в памяти и диссоциативной амнезией:
- Ведение дневника: Регулярное записывание событий дня, мыслей, чувств и действий может помочь создать непрерывную запись своей жизни, к которой можно обратиться при пробелах в памяти. Поощряйте другие личности также записывать в дневник.
- Использование напоминаний: Заметки, списки дел, календарь, будильники, диктофон – все это может помочь в организации повседневной жизни и восстановлении фрагментов памяти.
- Определение якорей в реальности: Носите с собой предмет, который напоминает о вашей текущей реальности (фотография, определенный камень, украшение). Это может помочь вернуться в "здесь и сейчас" во время эпизодов деперсонализации/дереализации или при переключении.
- Составление "конституции" или "внутренних правил": Если есть связь с альтер-идентичностями, можно попытаться договориться о "правилах игры", о том, кто и когда получает контроль, как сообщать о произошедшем.
- Поиск безопасных мест: Определите физические места или ментальные образы, где вы чувствуете себя в безопасности. Обращайтесь к ним во время стресса или дезориентации.
Для улучшения взаимодействия между альтер-личностями:
- Внутренняя коммуникация: Попытки установить связь с другими личностями через внутренний диалог, письма или дневниковые записи. Это может быть первый шаг к сотрудничеству и интеграции.
- Признание всех частей: Понимание, что каждая личность выполняет свою функцию и заслуживает уважения. Попытка увидеть в них не врагов, а части себя, которые когда-то защищали.
- Использование триггеров осознанности: Разработайте с терапевтом способы, которые помогают вам осознавать приближающееся переключение или уже произошедшее, чтобы минимизировать дезориентацию.
Важность профессиональной помощи и путь к интеграции
Диссоциативное расстройство идентичности – это сложное и тяжелое состояние, которое практически невозможно преодолеть самостоятельно. Профессиональная помощь является не просто желательной, а абсолютно необходимой для диагностики, лечения и достижения стабильного улучшения. Путь к исцелению долгий и требует специализированного подхода, который включает психотерапию и, при необходимости, медикаментозную поддержку.Основные направления профессиональной помощи:
1. Психотерапия является основой лечения диссоциативного расстройства идентичности. Наиболее эффективными признаны:
- Длительная, ориентированная на травму терапия: Фокусируется на проработке детских травм, которые привели к формированию ДРИ. Она часто проходит в несколько фаз:
- Фаза стабилизации и развития навыков: Обучение навыкам совладания со стрессом, эмоциональной регуляции, установление безопасной среды. Установление коммуникации между альтер-идентичностями.
- Фаза проработки травматических воспоминаний: Бережное и поэтапное столкновение с травматическим опытом, его интеграция в сознание.
- Фаза интеграции и реабилитации: Объединение разрозненных частей личности в единое, целостное "я", или достижение функционального сотрудничества между ними.
- Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ): Помогает в управлении сильными эмоциями, улучшении межличностных навыков и снижении импульсивности, что особенно важно для людей с сопутствующими проблемами.
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): Может быть использована для работы с сопутствующими симптомами, такими как тревога, депрессия, панические атаки.
2. Медикаментозная поддержка:
Медикаменты не лечат само диссоциативное расстройство идентичности, но могут быть назначены для облегчения сопутствующих симптомов, таких как депрессия, тревога, панические атаки или нарушения сна. Антидепрессанты, анксиолитики или стабилизаторы настроения могут улучшить общее состояние, сделав психотерапию более эффективной.3. Поддержка и обучение:
Крайне важно обучение человека и его близких о природе ДРИ. Понимание расстройства помогает снизить стигму, страх и способствует более эффективному участию в лечении. Поддерживающие группы также могут быть полезны для обмена опытом и чувствами с теми, кто сталкивается с похожими проблемами. Путь к интеграции или к функциональному сотрудничеству между личностями – это сложный, но достижимый процесс. Он требует мужества, настойчивости и доверия к терапевту. Цель терапии – не "избавиться" от альтер-идентичностей, а помочь им слиться в единое, гармоничное "я" или научиться эффективно сосуществовать, обеспечивая стабильность и качество жизни. Обращение за помощью – это не слабость, а проявление силы и желания жить полноценной жизнью.Список литературы
- Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание (DSM-5). — Washington, DC: American Psychiatric Publishing, 2013.
- World Health Organization. International Classification of Diseases, 11th Revision (ICD-11). — 2018.
- Тиганов А.С. (ред.). Психиатрия. Национальное руководство. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018.
- Putnam F.W. Diagnosis and Treatment of Multiple Personality Disorder. — New York: Guilford Press, 1989.
- Ross C.A. Dissociative Identity Disorder: Diagnosis, Clinical Features, and Treatment of Multiple Personality. — New York: John Wiley & Sons, 1997.
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы психиатрам
Врачи психиатры
Психиатр, Психолог
Ставропольский государственный медицинский университет
Стаж работы: 16 л.
Психиатр
Башкирский государственный медицинский университет
Стаж работы: 5 л.
Психиатр
Волгоградский государственный медицинский университет
Стаж работы: 25 л.
