Отдаленные последствия НЭК: риск задержки психомоторного развития




Скрепкина Елена Витальевна

Автор:

Скрепкина Елена Витальевна

Детский хирург, Детский ортопед-травматолог

16.11.2025
4 мин.

Перенесенный некротизирующий энтероколит (НЭК) — это серьезное испытание и для ребенка, и для его семьи. После того как острая фаза заболевания и, возможно, хирургическое вмешательство позади, родителей справедливо беспокоят отдаленные последствия НЭК, в частности риск задержки психомоторного развития. Важно понимать, что этот риск существует, но он не является приговором. Своевременное наблюдение, ранняя диагностика и комплексная поддержка способны значительно улучшить прогнозы и помочь ребенку полностью реализовать свой потенциал.

Почему некротизирующий энтероколит может влиять на развитие ребенка

Чтобы понять связь между состоянием кишечника и развитием мозга, нужно рассмотреть, что происходит в организме ребенка во время НЭК. Некротизирующий энтероколит — это не просто локальная проблема с кишечником, а тяжелое системное заболевание, затрагивающее весь организм, особенно у недоношенных детей, чей мозг еще очень уязвим.

Существует несколько ключевых механизмов, через которые НЭК может повлиять на центральную нервную систему:

  • Системное воспаление и гипоксия. Воспалительный процесс в кишечнике запускает мощную иммунную реакцию во всем организме. Это может приводить к нарушению кровоснабжения и гипоксии (недостатку кислорода) в тканях головного мозга, что особенно опасно для незрелых нервных клеток.
  • Нарушение питания. Пораженный кишечник не может полноценно всасывать питательные вещества, жизненно важные для роста и развития мозга, включая жирные кислоты, витамины и микроэлементы. Длительный период парентерального (внутривенного) питания также может создавать дефициты.
  • Хирургический стресс и анестезия. Если ребенку потребовалась операция, само вмешательство и общая анестезия становятся дополнительной нагрузкой на неокрепший организм и могут оказывать влияние на нервную систему.
  • Длительная госпитализация. Пребывание в отделении интенсивной терапии, болевой синдром, разлука с матерью, ограниченность тактильных и сенсорных стимулов — все это факторы стресса, которые могут тормозить нормальные темпы развития.

Совокупность этих факторов создает условия, при которых мозг ребенка может пострадать, что в будущем проявляется в виде отставания в формировании двигательных, речевых и когнитивных навыков.

Какие признаки задержки развития требуют внимания

Родители — главные наблюдатели за своим ребенком. Ваша внимательность помогает специалистам вовремя заметить отклонения и начать действовать. Важно не сравнивать своего малыша с другими детьми напрямую, а ориентироваться на общие возрастные нормы, помня при этом об индивидуальном темпе развития каждого ребенка, особенно недоношенного (для них оценка проводится с поправкой на гестационный возраст).

Ниже представлена таблица с ключевыми навыками и «красными флажками», которые должны стать поводом для консультации с педиатром или детским неврологом.

Возрастной период На что обратить внимание (тревожные сигналы)
2–4 месяца Не держит голову в положении на животе, не пытается приподнимать ее. Не следит глазами за движущимся предметом. Не улыбается в ответ на улыбку взрослого. Не проявляет реакции на громкие звуки. Мышцы кажутся слишком вялыми или, наоборот, чрезмерно напряженными.
6–9 месяцев Не переворачивается со спины на живот и обратно. Не пытается сидеть без поддержки (к 8–9 месяцам). Не тянется к игрушкам и не захватывает их. Не лепечет (не произносит слоги «ба», «ма», «да»). Не проявляет интереса к окружающим, не узнает близких.
10–12 месяцев Не пытается ползать или передвигаться любым другим способом. Не стоит у опоры. Не выполняет простые просьбы («дай», «пока-пока»). Не произносит простых слов («мама», «папа», «ав»), не подражает звукам. Не использует указательный жест.
После 1 года Не начал ходить самостоятельно к 18 месяцам. Словарный запас к 2 годам менее 15–20 слов. Не строит простые фразы из двух слов к 2—2,5 годам. Не понимает простые двусоставные инструкции («возьми мяч и дай мне»). Проявляет стереотипное поведение (раскачивание, однообразные движения руками).

Обнаружение одного из этих признаков — это не повод для паники, а сигнал к действию. Чем раньше начать коррекцию, тем эффективнее она будет.

Факторы риска: у кого вероятность задержки выше

Риск развития неврологических последствий после некротизирующего энтероколита неодинаков для всех детей. Существуют определенные факторы, которые повышают эту вероятность. Знание этих факторов помогает врачам сформировать группу пристального наблюдения и составить индивидуальный план ведения ребенка.

К основным факторам риска относятся:

  • Глубокая недоношенность. Чем меньше гестационный возраст и масса тела ребенка при рождении, тем более уязвима его центральная нервная система.
  • Тяжесть течения НЭК. Дети, перенесшие III стадию заболевания, особенно с перфорацией (прободением) кишечника и развитием перитонита, находятся в группе самого высокого риска.
  • Объем хирургического вмешательства. Обширные резекции (удаление участков) кишечника, наложение стомы могут приводить к синдрому короткой кишки и хроническим проблемам с питанием, что косвенно влияет на развитие мозга.
  • Сопутствующие осложнения. Развитие сепсиса, шока, длительная потребность в искусственной вентиляции легких, наличие у ребенка других тяжелых состояний (например, внутрижелудочковых кровоизлияний) усугубляют неблагоприятное воздействие на мозг.

Даже если у вашего ребенка есть один или несколько из этих факторов, это лишь означает, что ему требуется более тщательное и регулярное наблюдение со стороны специалистов.

План действий: что делать родителям для поддержки развития ребенка

Самое важное, что могут сделать родители, — это стать активными участниками процесса реабилитации и развития своего малыша. Ваша роль неоценима. Четкий план действий поможет вам чувствовать себя увереннее и эффективно помогать ребенку.

  • Регулярное наблюдение у специалистов. После выписки из стационара ребенок, перенесший НЭК, должен находиться под наблюдением команды врачей. Обязательны регулярные визиты к педиатру, детскому неврологу и детскому хирургу. Невролог будет оценивать темпы психомоторного развития, мышечный тонус и рефлексы. При необходимости могут быть назначены консультации других специалистов: реабилитолога, логопеда, психолога, гастроэнтеролога.
  • Программы раннего вмешательства. Не ждите появления явных проблем. Мозг маленького ребенка обладает огромной пластичностью — способностью к компенсации. Программы ранней помощи (физическая терапия, массаж, занятия по сенсорной интеграции) могут быть начаты уже в первые месяцы жизни. Они стимулируют развитие двигательных и когнитивных функций.
  • Создание обогащенной развивающей среды дома. Повседневное общение и игры — мощнейший инструмент развития. Разговаривайте с ребенком, пойте ему, читайте. Обеспечьте ему тактильные стимулы (разные на ощупь ткани, игрушки), зрительные (яркие, но не кричащие мобили) и слуховые. Выкладывайте на живот, помогайте осваивать новые движения.
  • Обеспечение адекватного питания. Тщательно следуйте рекомендациям врача по вскармливанию. Полноценное питание — это «строительный материал» для растущего мозга.
  • Забота о собственном эмоциональном состоянии. Пережитый стресс может сказаться на состоянии родителей. Не стесняйтесь обращаться за психологической поддержкой. Ваше спокойное, уверенное и любящее состояние — это лучший ресурс для развития вашего ребенка.

Разница между задержкой развития и другими неврологическими диагнозами

Услышав термин «задержка развития», многие родители сразу представляют себе самые тяжелые сценарии, например, детский церебральный паралич (ДЦП). Важно разграничивать эти понятия. Задержка психомоторного развития (ЗПМР) — это констатация того, что ребенок осваивает навыки в более медленном темпе, чем его сверстники. Это состояние может быть временным и полностью компенсироваться при правильном подходе.

Детский церебральный паралич — это более серьезный диагноз, который описывает группу стойких нарушений движения и позы, вызванных непрогрессирующим поражением головного мозга в раннем возрасте. То есть, при ДЦП имеется органическое повреждение мозговых структур, отвечающих за моторику.

У детей после некротизирующего энтероколита может наблюдаться как временная задержка темпов развития, так и более серьезные неврологические нарушения, включая ДЦП. Задача специалистов — провести тщательную диагностику (включая нейросонографию, МРТ по показаниям, осмотр невролога) и определить характер проблемы. Но даже при постановке серьезного диагноза современные методы реабилитации позволяют добиться значительного улучшения качества жизни ребенка.

Список литературы

  1. Некротизирующий энтероколит. Клинические рекомендации РФ / Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины (РАСПМ), Общероссийская общественная организация «Федерация анестезиологов и реаниматологов». — 2022.
  2. Неонатология: Национальное руководство. Краткое издание / под ред. акад. РАН Н. Н. Володина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. — 896 с.
  3. Шабалов Н. П. Неонатология: Учебн. пособие: В 2 т. — 9-е изд., испр. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020.
  4. Holcomb G. W., Murphy J. P., Ostlie D. J. Ashcraft's Pediatric Surgery. — 7th ed. — Elsevier, 2019. — 1280 p.
  5. Neu J., Walker W. A. Necrotizing enterocolitis // New England Journal of Medicine. — 2011. — Vol. 364(3). — P. 255—264.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским хирургам

Все консультации детских хирургов


спаечная кишечная непроходимость

Моему сыну (16 лет) месяц назад была проведена лапаротомия по...

Ребёнок заболел, поднялась температура и появилась шишка под ухом

Ребёнку 2 года 10 месяцев 7 мая поднялась температура до 38,5, давали...

Кровь после опорожнения кишечника

Здравствуйте. Ребёнок вчера вечером покакал светло- коричневым...

Врачи детские хирурги

Все детские хирурги


Детский хирург

Мгмсу

Стаж работы: 13 л.

Детский хирург

Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского

Стаж работы: 18 л.

Детский хирург, Детский ортопед-травматолог

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Стаж работы: 29 л.