Психогенные тики у ребенка: как стресс и тревога вызывают подергивания




Магомедова Айслу Шукуровна

Автор:

Магомедова Айслу Шукуровна

Детский невролог

09.11.2025
4 мин.

Психогенные тики у ребенка — это непроизвольные, быстрые, повторяющиеся движения или звуки, которые возникают как реакция нервной системы на острый или хронический стресс, тревогу или психотравмирующее событие. В отличие от других тикозных расстройств, в основе которых лежат неврологические причины, психогенные подергивания являются телесным проявлением внутреннего эмоционального напряжения. Для родителей важно понимать, что такие тики — это не каприз или баловство, а сигнал о том, что ребенок не справляется со своими переживаниями и нуждается в поддержке и помощи. Распознать их природу и правильно отреагировать — первый шаг к тому, чтобы помочь детской психике восстановить равновесие.

Что такое психогенные тики и почему они возникают

Психогенные тики, также известные как функциональные тики, представляют собой одну из форм реакции организма на чрезмерное психоэмоциональное напряжение. Нервная система ребенка, особенно в периоды возрастных кризисов, обладает высокой пластичностью, но и повышенной уязвимостью. Когда уровень стресса или тревоги превышает способность психики к адаптации, накопленное напряжение ищет выход. Этим выходом и становятся непроизвольные мышечные сокращения (моторные тики) или звуки (вокальные тики).

Можно представить нервную систему как сосуд, который постепенно наполняется переживаниями, страхами, усталостью. Психотравмирующее событие или длительное напряжение становятся последней каплей, и «сосуд» переполняется. Тик в этом случае — это своего рода «клапан для сброса пара», непроизвольная попытка организма разрядить внутреннее напряжение. Именно поэтому психогенные подергивания часто появляются внезапно после конкретного события и могут так же внезапно исчезнуть, когда стрессовый фактор уходит, а эмоциональное состояние ребенка стабилизируется.

Ключевые отличия психогенных тиков от других тикозных расстройств

Родителей часто пугает появление тиков, поскольку первая ассоциация — это синдром Туретта или другие хронические неврологические заболевания. Однако психогенные тики имеют ряд характерных особенностей, которые помогают отличить их от первичных тикозных расстройств. Понимание этих различий крайне важно для выбора правильной тактики помощи ребенку.

Для наглядности основные отличия представлены в таблице:

Признак Психогенные (функциональные) тики Синдром Туретта и другие первичные тики
Начало Обычно внезапное, часто в более старшем возрасте (школьники, подростки). Четко прослеживается связь с конкретным стрессовым событием. Как правило, постепенное, в возрасте 4–6 лет. Начинается с простых тиков (моргание, подергивание носом).
Характер тиков Могут быть сложными, вычурными с самого начала. Часто меняются, могут затрагивать разные группы мышц. Развиваются от простых к сложным. Имеют тенденцию к волнообразному течению с периодами усиления и ослабления.
Связь со стрессом Прямая и очевидная: тики резко усиливаются при эмоциональном напряжении, тревоге и ослабевают или исчезают в спокойной обстановке, при отвлечении. Стресс также усиливает тики, но они присутствуют и в спокойном состоянии. Ослабевают при концентрации на интересном занятии.
Возможность подавления Ребенок может подавить тик усилием воли, но это вызывает значительное внутреннее напряжение. Иногда тики усиливаются под наблюдением. Перед тиком часто возникает непреодолимое внутреннее побуждение. После выполнения тика наступает временное облегчение.
Течение Могут исчезнуть полностью и навсегда после разрешения психотравмирующей ситуации и нормализации эмоционального фона. Имеют хроническое волнообразное течение. Могут сохраняться на протяжении всей жизни, меняя свою интенсивность.

Какие факторы провоцируют появление психогенных тиков

Пусковым механизмом для психогенных тиков всегда служит стресс, однако его источники могут быть самыми разнообразными. Важно понимать, что для детской психики значимым может оказаться событие, которое взрослому кажется незначительным.

Вот основные группы провоцирующих факторов:

  • Острые психотравмирующие события: сильный испуг (например, нападение собаки), ссора родителей на глазах у ребенка, смерть близкого человека или домашнего питомца, развод родителей, пережитое насилие.
  • Хроническое эмоциональное напряжение: неблагоприятная обстановка в семье (постоянные конфликты), проблемы в школе (буллинг, конфликты с учителем, высокая учебная нагрузка), завышенные требования со стороны родителей, страх не оправдать ожидания.
  • Адаптационные трудности: начало посещения детского сада или школы, переезд в другой город, смена коллектива, рождение младшего брата или сестры и связанное с этим смещение фокуса родительского внимания.
  • Информационная и эмоциональная перегрузка: избыток занятий в кружках и секциях, чрезмерное увлечение гаджетами, просмотр контента, не соответствующего возрасту (фильмы ужасов, агрессивные видеоигры).

Как стресс запускает механизм тика в детском организме

На физиологическом уровне возникновение психогенного тика — это сложный процесс взаимодействия эмоциональных и двигательных центров головного мозга. Когда ребенок испытывает сильный стресс или тревогу, его лимбическая система — «эмоциональный мозг» — находится в состоянии постоянного возбуждения. Это возбуждение передается на другие структуры, в частности, на базальные ганглии, которые отвечают за контроль и регуляцию движений.

В норме базальные ганглии отфильтровывают лишние двигательные импульсы, позволяя нам совершать только целенаправленные действия. При стрессе этот «фильтр» начинает давать сбои. Избыточные нервные импульсы из перевозбужденных эмоциональных зон «прорываются» в двигательные центры, вызывая непроизвольное сокращение мышц — тик. Таким образом, движение, которое не имеет цели, становится способом физической разрядки накопленного психоэмоционального напряжения.

Роль родителей: как правильное поведение помогает ребенку

Реакция взрослых на появление у ребенка тиков играет решающую роль. Неправильное поведение может усугубить тревогу ребенка и закрепить тики, в то время как грамотная и спокойная поддержка создает условия для их исчезновения.

Ваши действия должны быть направлены не на борьбу с самим тиком, а на устранение его первопричины — стресса и тревоги. Вот что можно и нужно делать:

  • Сохраняйте спокойствие. Ваша паника передастся ребенку и усилит его тревогу. Помните, что психогенные тики в большинстве случаев являются временным и обратимым явлением.
  • Не акцентируйте внимание на тике. Не делайте замечаний, не просите ребенка «перестать» или «взять себя в руки». Он не контролирует эти движения, и ваши просьбы лишь усилят его чувство вины и беспомощности.
  • Создайте безопасную и предсказуемую среду. Стабильный режим дня, достаточный сон, сбалансированное питание — все это укрепляет нервную систему. Постарайтесь минимизировать конфликты в семье.
  • Снизьте нагрузку. Временно откажитесь от дополнительных занятий, если видите, что ребенок переутомлен. Дайте ему больше времени для свободной игры и отдыха.
  • Проводите больше времени вместе. Тактильный контакт (объятия), совместные игры, прогулки, чтение перед сном — все это дает ребенку ощущение безопасности и любви.
  • Поговорите с ребенком о его чувствах. Аккуратно, без давления, попытайтесь выяснить, что его тревожит. Дайте ему понять, что вы на его стороне и готовы помочь.

Категорически нельзя ругать, наказывать или высмеивать ребенка за тики. Это не только жестоко, но и контрпродуктивно, так как любой дополнительный стресс будет лишь усиливать симптом.

Когда необходимо обратиться к специалисту

Хотя во многих случаях психогенные тики проходят самостоятельно при нормализации обстановки, есть ситуации, когда без помощи специалиста не обойтись. Консультация необходима, если:

  • Тики не проходят в течение месяца, несмотря на ваши усилия по снижению стресса.
  • Интенсивность тиков нарастает или они становятся более сложными.
  • Тики значительно мешают ребенку в повседневной жизни: в общении со сверстниками, в учебе.
  • Ребенок сам сильно страдает из-за тиков, становится замкнутым, плаксивым, тревожным.
  • К тикам присоединяются другие тревожные симптомы: нарушения сна, страхи, навязчивые мысли, агрессивное поведение.

Первичную диагностику проводит детский невролог. Его задача — исключить органические заболевания нервной системы и подтвердить психогенную природу тиков. Однако основная работа по устранению причины тиков ложится на детского психолога или психотерапевта. Специалист поможет ребенку проработать его страхи и тревоги, научит справляться со стрессом, а родителям даст рекомендации по гармонизации семейных отношений.

Список литературы

  1. Клинические рекомендации «Тикозные расстройства у детей». Разработчик: Союз педиатров России. — 2016.
  2. Гузева В. И. Неврология детского возраста: учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 592 с.
  3. Заваденко Н. Н. Тики и синдром Туретта у детей. — М.: Издательство «Академия», 2010. — 224 с.
  4. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). American Psychiatric Publishing, 2013.
  5. World Health Organization. International Classification of Diseases 11th Revision (ICD-11). 2019.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


Задержка в физическом развитии младенца.

В 9 месяцев ребёнок не может сидеть, заваливается на бок, не...

Плохой ночной сон у ребенка психи

Здравствуйте, моей дочи 1 год 1 месяц, где-то с месяцев 10 начались...

Тонус ли

Здравствуйте. Малышке 7 с половиной месяцев. Когда лежит на спине...

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.

Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.