Предвестники тика: как научить ребенка распознавать и контролировать позывы




Григорьева Марина Викторовна

Автор:

Григорьева Марина Викторовна

Детский невролог

09.11.2025
5 мин.

Научить ребенка распознавать и контролировать предвестники тиков — это ключевой шаг в управлении тикозными расстройствами. Многие родители сосредотачиваются на самом тике, не зная, что ему часто предшествует особое внутреннее ощущение. Это ощущение, известное как предваряющее сенсорное ощущение (ПСО), является той точкой, в которой можно вмешаться и помочь ребенку обрести контроль. Понимание природы этих позывов и освоение методик их контроля позволяют превратить ребенка из пассивного наблюдателя за собственными движениями в активного участника процесса управления своим состоянием.

Что такое предвестники тиков и почему важно их замечать

Предвестники тиков, или предваряющие сенсорные ощущения (ПСО), — это неприятные, локализованные физические чувства, которые возникают непосредственно перед выполнением тика. Это не просто мысль или желание, а именно телесное ощущение. Для ребенка оно может быть трудноуловимым и сложным для описания. Представьте себе чувство, которое возникает перед тем, как вы собираетесь чихнуть или зевнуть, — это очень похоже на ПСО. После выполнения тика это неприятное ощущение на время ослабевает или полностью проходит, что и закрепляет эту поведенческую цепочку: позыв — тик — облегчение.

Почему же так важно научиться их замечать? Распознавание предваряющего сенсорного ощущения создает «окно возможностей». В этот короткий промежуток времени между появлением позыва и выполнением тика ребенок может применить специальную технику, чтобы предотвратить или ослабить тик. Это переводит фокус с борьбы с самим тиком (что часто контрпродуктивно и усиливает напряжение) на работу с его предвестником. Осознание ПСО — это первый и самый главный шаг к освоению метода конкурирующей реакции, одной из самых эффективных немедикаментозных стратегий коррекции тиков.

Как помочь ребенку описать предваряющее сенсорное ощущение

Детям, особенно младшего возраста, бывает крайне сложно подобрать слова для описания своих внутренних ощущений. Задача родителя — в спокойной и поддерживающей манере помочь ему найти подходящие метафоры и аналогии. Не стоит допрашивать ребенка, особенно в моменты, когда он расстроен. Лучше выбрать спокойное время и поговорить в формате игры или доверительной беседы.

Чтобы помочь ребенку вербализовать предваряющее сенсорное ощущение, можно задавать наводящие вопросы:

  • Что ты чувствуешь в глазах (в горле, в плече) прямо перед тем, как это движение происходит?
  • На что это похоже? Это как щекотка, давление, покалывание или что-то другое?
  • Это чувство появляется внутри или на коже?
  • Если бы у этого ощущения был цвет или форма, какими бы они были?
  • Это чувство нарастает, как волна, или появляется внезапно?

Для наглядности можно использовать таблицу с примерами, которая поможет ребенку и родителю найти общий язык.

Тип тика Возможное предваряющее сенсорное ощущение (ПСО) Как ребенок может это описать
Моргание, зажмуривание Сухость, зуд, давление в глазах, ощущение «песка» «Глазки чешутся», «что-то мешает в глазу», «глаза устали»
Подкашливание, прочистка горла Першение, щекотка, ощущение комка или слизи в горле «В горле щекотно», «что-то застряло», «надо откашляться»
Подергивание плечом Напряжение, тянущее ощущение в мышцах плеча или шеи «Плечо затекло», «одежда мешает», «мышцу тянет»
Шмыганье носом Зуд в носу, ощущение заложенности или сухости «В носу свербит», «нос не дышит»

Пошаговый план: обучение распознаванию позывов к тику

Процесс обучения распознаванию позывов требует терпения и системного подхода. Он строится на доверии и совместной работе родителя и ребенка. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя объектом исследования, а понимал, что вы — его союзник в решении общей задачи.

Вот простая последовательность действий, которая поможет в этом процессе:

  1. Создание безопасной обстановки. Объясните ребенку, что тики — это не его вина и многие дети с этим сталкиваются. Расскажите, что есть способ научиться ими управлять и первый шаг — это стать «детективом» и научиться замечать особые сигналы, которые тело подает перед тиком.
  2. Наблюдение и ведение дневника. Заведите простой дневник (можно с рисунками), где вы вместе будете отмечать, когда и при каких обстоятельствах тики появляются чаще. После того как тик произошел, спокойно, без осуждения, спросите ребенка: «А ты что-то почувствовал прямо перед этим? Где именно?» Записывайте его ответы, даже если они кажутся неточными.
  3. Совместный анализ. Регулярно просматривайте дневник вместе. Ищите закономерности. Возможно, предвестники тика ощущаются сильнее, когда ребенок устал, взволнован или, наоборот, скучает. Это поможет ребенку лучше понять связь между его состоянием, ПСО и тиком.
  4. «Дай имя ощущению». Чтобы сделать предвестник тика более осязаемым, можно придумать ему имя, например «Щекотун» в горле или «Прыгун» в плече. Это игровой прием, который помогает отделить ощущение от личности ребенка и снижает тревогу. Ребенок учится говорить: «О, кажется, сейчас придет Прыгун», что уже является актом осознания.

От распознавания к контролю: метод конкурирующей реакции

Как только ребенок научился стабильно распознавать предваряющее сенсорное ощущение, можно переходить к следующему этапу — освоению метода конкурирующей реакции. Суть метода заключается в том, чтобы при появлении ПСО выполнить другое, незаметное для окружающих движение или действие, которое физически несовместимо с тиком. Это действие помогает «перехитрить» мозг и снять напряжение, которое провоцирует тик.

Важно, чтобы конкурирующее действие было:

  • физически несовместимым с тиком (например, нельзя одновременно пожимать плечами и напряженно опускать их вниз);
  • менее заметным, чем сам тик;
  • выполнялось в течение 1 минуты или до тех пор, пока неприятное ощущение не пройдет.

Ниже приведена таблица с примерами конкурирующих реакций для распространенных тиков.

Тик Пример конкурирующей реакции Почему это работает
Частое моргание или зажмуривание Спокойно и медленно закрыть глаза, слегка надавив на веки, и задержаться в таком положении. Сделать несколько глубоких вдохов. Это действие расслабляет мышцы вокруг глаз и несовместимо с резким, спазматическим движением.
Покашливание или кряхтение Сделать медленный, глубокий вдох через нос, а затем медленно выдохнуть через сжатые губы (как будто дуя на свечу). Сконцентрироваться на дыхании. Это регулирует воздушный поток и напряжение в гортани, делая вокальный тик невозможным в данный момент.
Подергивание плечом или головой Напрячь мышцы шеи и плеч, намеренно опустив плечи вниз и прижав руки к туловищу. Удерживать напряжение 15–30 секунд. Статическое напряжение мышц-антагонистов блокирует непроизвольное дергающее движение.
Шмыганье носом Слегка зажать крылья носа пальцами или сильно прижать верхнюю губу к носу, сделав несколько медленных вдохов ртом. Это создает физическое препятствие для шмыганья и переключает внимание на другой тип дыхания.

Роль родителей в процессе обучения: поддержка без давления

Успех в обучении ребенка контролю над тиками на 80% зависит от позиции и поведения родителей. Ваша роль — быть не строгим тренером, а мудрым и терпеливым наставником. Давление, критика или наказания за тики абсолютно недопустимы, так как стресс является одним из главных провокаторов их усиления. Вместо этого сосредоточьтесь на создании атмосферы принятия и поддержки.

Ключевые принципы родительской поддержки:

  • Будьте союзником, а не контролером. Ребенок должен чувствовать, что вы на его стороне. Используйте фразы: «Мы с тобой одна команда», «Давай попробуем вместе».
  • Хвалите за усилия, а не за результат. Важно поощрять каждую попытку ребенка заметить позыв или применить конкурирующее действие, даже если тик все равно произошел. «Я вижу, как ты стараешься! Это здорово!» — гораздо эффективнее, чем «Ну вот, опять не получилось».
  • Не фиксируйте внимание на тиках. Чем больше вы говорите о тиках, делаете замечания («не моргай», «не кашляй»), тем сильнее становится тревога и, как следствие, сами тики. Игнорируйте сам тик, но мягко напоминайте о предвестниках и конкурирующей реакции, если вы договорились об этом заранее.
  • Будьте реалистами. Обучение требует времени. Будут и успехи, и откаты. Это нормально. Важно не отчаиваться и продолжать систематическую работу, при необходимости обращаясь за помощью к детскому неврологу или психологу, который владеет методами когнитивно-поведенческой терапии.

Список литературы

  1. Зыков В.П. Тики у детей. — М.: МЕДпресс-информ, 2018. — 304 с.
  2. Клинические рекомендации «Тики (тикозные расстройства) у детей». Разработчик: Союз педиатров России. Утверждены Минздравом РФ, 2016.
  3. Нестеровский Ю.Е. Тики, синдром Туретта и расстройства волевого контроля у детей. — М.: НМФ «МБН», 2020. — 256 с.
  4. Leckman J.F., Cohen D.J. Tourette's Syndrome: Tics, Obsessions, Compulsions: Developmental Psychopathology and Clinical Care. — New York: John Wiley & Sons, 1999. — 504 p.
  5. Piacentini J., Woods D.W., Scahill L., et al. Behavior therapy for children with Tourette disorder: a randomized controlled trial // JAMA. — 2010. — Vol. 303(19). — P. 1929–1937.
  6. Verdellen C., van de Griendt J., Hartmann A., et al. European clinical guidelines for Tourette syndrome and other tic disorders. Part III: behavioural and psychosocial interventions // European Child & Adolescent Psychiatry. — 2011. — Vol. 20 (4). — P. 197–207.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


Мой сын 15 лет,Спит весь день до позднего вечера очень часто, говорит что устал.

Была проблема, компьютерная зависимость. Обратились в психиатру....

Результат ЭЭГ

Здравствуйте, посмотрите пожалуйста результат ЭЭГ

ЗРР 6 лет

Здравствуйте. Дочери 6 лет, плохо разговаривает. По слогам слова...

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.

Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.